Древнегреческий философ Эмпедокл

О смерти философа рассказывается и то, что он дожил до преклонного

возраста и по старческой слабости упал в море и захлебнулся. Также

говориться, что он повесился.

Но легенда о самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась

больше по вкусу; в известном смысле она прославила Эмпедокла.

Смерть Эмпедокла – не наказание за эгоизм гения, не месть Богов или

людей, но и не слепое, неизбежное бедствие. В ней философ находит разгадку

своей собственной тайны и своего назначения в мире. Смерть для него такое

же творение, как и любое из его сочинений, т.е. естественное продолжение

его поэзии. Убивая себя, он сочиняет свою судьбу, совершает ритуально-

поэтическое жертвоприношение, где жрец и жертва, поэт и поэтическое

произведение – он сам.

Философия Эмпедокла.

Свое физическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То

же обстоятельство, что его натурфилософский труд выполнен в виде

художественного произведения, говорит о характере и границах его

естествознания. Эмпедокл – не естествоиспытатель, не ученый-аналитик в

обычном понимании этого слова.

Физика Эмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый

взгляд очень проста и неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую

натурфилософию. В основе мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии:

огонь, воздух, вода и земля. Все эти стихии были выдвинуты до него, и он

ничего к ним не прибавил. Он только скомбинировал их.

Четыре принимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные

величины, из комбинации которых формируется мир. Мироздание напоминает

арену борьбы противоположных начал: «верхнего» - жизнетворного и благого

огня и «нижней» - косной злотворной земли с прилегающим к ней

пространством. Жизнь есть состязание, борьба противоположностей,

стремящихся к взаимному упразднению. Поэтому исходных, космоопределяющих

начал получается не четыре, а два. По словам Аристотеля, Эмпедокл

истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно их только две: с одной

стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные ему земля, воздух и

вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыре элемента, а всего

два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса к другому и

являются продуктами их взаимодействия.

Но встает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими

являлось? Прямых высказываний Эмпедокла не сохранилось. Но по этому

вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению

Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьма

маленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие «четырем корням».

Эти равновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов».

В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная

природа достихийных элементов. Она образует нейтральное поле, где

разыгрывается драма. Главными участниками являются: верх, который играет

жизненно положительную роль и его физическим эквивалентом является тепло

(огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а его эквивалент

– холод (земля и соседствующие с ней стихии). Мировой процесс есть

попеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком жизни и добра, и

тогда направление космического процесса осуществляется как восхождение,

рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с его знаком зла и смерти, и

тогда направление как убывание, или «путь вниз». На «пути вверх» есть

точка, в которой тревоги и страсти затихают и «царит покой». Эмпедокл

называет это состояние мира «досточтимой Гармонией» или даже богом.

Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей сферой, самотождественной

и равновеликой во всех точках.

Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые боги». Стихии у

него не просто существуют, но «каждая из них выполняет действия, согласные

с ее природой». Эмпедокл персонифицирует материальные элементы в образах

традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода – Нестис,

земля – Аид. Но они не мифологические герои, а они просто неопределенные

жизненные силы, боги-демоны, духи стихий, обитающие в лоне цельного

«органически-жизненного континуума».

Вселенная постепенно дробится и измельчается. Пределом распада

Сфайроса являются чувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их

взаимной обособленности. Бытие дифференцируется на четыре противостоящие,

враждебные стихии. Все элементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного

истребления. Но длится это одно мгновение и опять возвращается к исходному

первоединству Сфайроса. Начинается новый мировой цикл.

По Эмпедоклу, вселенная ограничена двумя пределами, которые

попеременно сменяют друг друга: «верхний» - гармония Единого, «нижний» -

враждебность Множества.

Должно быть две взаимно исключающих причины внутри космоса. И у

Эмпедокла есть такие силы. Первая из них преодолевает вражду и разлад

гармонизирующим согласием и единством. Эту силу персонифицирует в образах

Афродиты, Эроса, Дружбы. Другая, наоборот, разобщает вселенную, повергает

гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл называет Аресом, Враждой, Ненавистью.

Афродита и Арес у Эмпедокла – стихийные духи без лица, образа и пола,

символизирующие противоположные космические тенденции к распаду и

воссоединению бытия. Поэтому Любовь и Ненависть в описании Эмпедокла либо

уподобляются стихиями, либо сами суть стихии. Они выглядят как два

дополнительных элемента, выполняющих роль своеобразного фермента, или

«динамического флюида»: один ассоциирует вещество, другой диссоциирует. Как

отмечает Аристотель, Любовь и Ненависть входят в состав мирового целого и

потому наравне с другими стихиями «участвуют в общей смеси элементов».

Космическая жизнь, согласно картине космогенеза у Эмпедокла на стихийно-

элементарном уровне, есть становление вещества, осуществляющееся через

борьбу Афродиты и Ареса.

Мир, как его воспринимал Эмпедокл, в сущности своей цикличен:

абсолютное единство и абсолютное множество периодически сменяют друг друга.

Философ выделяет три положительные инстанции в становлении мира: бог

(Сфайрос), природные вещи (космос) и человек. Соответственно мировое

развитие распадается на три генетические стадии: теогенез, космогенез,

антропогенез.

Первобожество или божественный Сфайрос у Эмпедокла лишено всякого

теистического смысла. Бог Эмпедокла – это развивающаяся субстанция,

постепенно переходящая в мир. Математический символ Сфайроса – шар. Шар

взят потому, что в нем максимально сглажены грани, различия и диспропорции,

свойственные миру, вещественного становления. О том, что бог у Эмпедокла

нечто большее, чем огромный физический объект, говорит способность Сфайроса

к переживаниям.

В Эмпедокловой космологии выделяется четыре фазы мирового цикла. Из

них две предельные, т.е. состояние полного господства Любви и полного

господства Вражды, и две промежуточные, т.е. переход от Любви к Вражде

(нисхождение) и от Вражды к Любви (восхождение). Космос и человек рождаются

в переходных, промежуточных фазах мирового цикла. Бытие Эмпедокла

изначально и ценностно раздвоено: единство и множество, образующие

противоположные полюса мирового цикла.

Сфайрос – исходная ценностно-порождающая точка мирового процесса.

Сфайрос распадается, дифференцируется и переходит в менее совершенные

образования. Космос – возрастающее ущербление мирового божества,

постепенное падение его до Хаоса.

Такая космогония имеет свои этапы. Первый шаг - инволюция космоса –

из первоначального Сфайроса выделяются громадные космические массы, своего

рода материки космического шара, названные Эмпедоклом «частями мира». Они

сразу же обретают пространственные различия: легкая и светлая ткань

Сфайроса устремилась вверх, более грубая и темная – вниз. Так образовались

Небо и Земля. Далее продолжается деление Сфайроса до тех пор пока мир не

принимает форму лежачего яйца. Яйцо – образ мировой целостности. Верхний с

вод образует льдоподобная сфера, состоящая из затвердевшего эфира, на

котором «приклепленны неподвижные звезды». Далее расположена вторая,

световоздушная сфера, которая распалась на космические существа: Солнце,

Луну, планеты. И третья подлунная сфера, есть околоземное пространство и

сама Земля. Власть Любви над космосом ослабевает; сепаратистские тенденции

постепенно побеждают, и Космос окончательно остается без Эроса. Это в

полном смысле Хаос – предел и конец инволюционного развития.

Антропогенез, по Эмпедоклу, имеет также двуединую генетическую

структуру, т.е. в каждом мировом цикле человечество рождается дважды: один

раз – на пути от сферического божества к элементам, другой раз – на пути от

элементов к божеству. В первом случае человек не рождается, а воплощается:

люди – это падшие боги, демоны, духи. Во втором случае продолжается

развитие человека, люди – это недостроенные, становящиеся боги.

Остается вопрос, в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал об

этом сам философ. Некоторые исследователи считают, что по теории Эмпедокла

мы принадлежим к эволюционирующей фазе. Однако, согласно Эмпедоклу мы живем

в мире на убыль, к гибели и вырождению. Эмпедокл считает, что второе

возможно для смертных. Он пишет поэму-проповедь «Очищение» - своеобразное

руководство к спасению заблудившего и погрязшего в пороках язычника.

В этом мире, согласно Эмпедоклу, люди – временные жители, наподобие

чужестранцев, гостей или изгнанников. Утратив изначальную родину, страну

Любви и Правды, они вынуждены скитаться по дорогам земного бытия,

называемого Эмпедоклом «юдолью скорбей».

Собственно, спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как преодолеть

в себе необходимость выпасть из причинно-следственной связи событий, из

становления и времени. Человек не оценил данной ему свободы. Тело не

виновато, что мы находимся в нем, а виновата душа, совершившая грех. Чтобы

освободится от тела, следует переместить внимание на душу; не отбрасывать

плоть, а преодолевать ее в себе, т.е. следует душевно очищаться от греха,

приведшего к злу.

Таким и предстает перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик, религиозно-

философский романтик, нравственный идеалист и художник, растративший свои

душеспасительные иллюзии на борьбу с социальным миром Вражды и нашедший

успокоение, как утверждает легенда, в торжественном самоубийстве на

сицилийской Этне.

Заключение.

Итак, Эмпедокл - древнегреческий философ. Он считал, что нет

возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и

разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не

возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь,

воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в

котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние

абсолютного разделения элементов, из последнего снова состояние смешения, и

так до бесконечности. Движущими силами этого развития, считал он, являются

любовь и вражда.

Эмпедокл принадлежит к тем колоритным личностям древности, о которых

невозможно умолчать, говоря об их идеях. Эмпедокл не просто мыслитель, не

философ мысли, а философ жизни, религиозно-нравственный жизнеучитель и

проповедник. Главный объект его философии – не космос сам по себе, а

человеческая укорененность в нем, судьба души в мировом процессе.

Список литературы.

1. Асмус В.Ф. “Античная философия”; М., 1998.

2. История философии. Том I. - М., 1940.

3. Семушкин А.В. Эмпедокл. М., «Мысль»,1985

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты