Древневосточная философия

Древневосточная философия

РЕФЕРАТ

по Философии

Тема: «Древневосточная философия»

Содержание.

1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3

1.1 Специфика философии древнего Китая. 3

1.2 Специфика философии древней Индии. 4

2 Основные школы и проблемы китайской и индийской

философии. 5

2.1 Основные школы и проблемы китайской философии. 5

2.2 Основные школы и проблемы индийской философии. 7

Используемая литература. 12

1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии.

1.1 Специфика философии древнего Китая.

История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть

периодов:

1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);

2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);

3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);

4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся

государства»);

5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);

6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).

В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для

этого слишком практичными людьми.

Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего

Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот

период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют

«золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и

творчески существовало шесть основных философских школ:

1) конфуцианство;

2) моизм;

3) школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;

4) даосизм;

5) школа «инь-ян» (натурфилософы);

6) школа имен («мин-цзя»).

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия,

связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это

почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие

основания политико-этических учений которых были или слабы, или

заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной

из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была

малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той

наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием

древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и

рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без

суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а

ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. [1]

1.2 Специфика философии древней Индии.

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:

1) первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;

2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда

(II тыс. до н.э.);

3) первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в

долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;

4) арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I

тыс. до н.э., боровшихся друг с другом;

5) период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);

6) период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре

варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы,

кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров,

оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы

– белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна –

замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе.

Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к

варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою

традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов

– брахманов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий,

ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность,

зависимость), самый низменный труд – варны шудры. Происхождение термина

«шудра» неясно. Слово «кшатрий» производят от глагола «кши» – «владеть,

обладать; иметь власть, править; уничтожать, истреблять, убивать».

«Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя

одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны были арийскими, они

резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из

основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд

посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными».

Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому,

согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга

другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит» (Айтарея –

брахмана, VII, 29).

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у

брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать

усложненные ими обряды. Вайшьи – основная масса населения – земледельцы,

скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие своим трудом

брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины – незыблемый

фундамент индийского общества.[1]

2 Основные школы и проблемы китайской и индийской философии.

В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и Древнем Китае

возникают уже философские системы. При этом правильным в целом подход к

миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы,

нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и

частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.

2.1 Основные школы и проблемы китайской философии.

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять

мир, исходя из него самого, путем рационального исследования

действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества

над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего

сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево,

огонь, металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных

начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли

бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием.

Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен своим

учением о естественном движении – дао, который обуславливает существование

вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим небо как

сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао

подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое

отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все

вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – ци. Продолжателем данной

традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен также как критик учения

Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция

положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской

философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль

благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозгласил

принципом отношений между людьми гуманность – жень. Однако, обращаясь в

поисках обоснования норм морали к прошлому, он освящает покорность человека

существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную

идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние

на всю историю Китая.[2]

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой

явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы

(«старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон

бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий

людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел

– «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к

слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических

тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают

мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного

спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья. Фигура основателя

даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и

демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и

обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка

(Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец

императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-

гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно

расходившихся в трактовке частностей религиозного учения. На большинство

сект сильное влияние оказал буддизм. Пять заповедей даосизма полностью

повторяют заповеди для мирян в буддизме. В список 10 добродетелей наряду с

такими, как выполнение обрядов, соблюдение сыновнего долга, разведение

животных и растений, входили также близкие к буддизму требования терпения,

любви, борьбы против злых деяний, просвещение глупцов. В новое время

даосизм в Китае был почти полностью вытеснен буддизмом, конфуцианством и

отчасти христианством.[3]

Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая

Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в

религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»),

написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило

взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить

общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание

народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в

обществе действует закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого

закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения,

традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:

«Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын -

сыном». Конфуцианство оправдало власть «благородных» на простым народом. С

превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен.

Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты