Древневосточная философия
РЕФЕРАТ
по Философии
Тема: «Древневосточная философия»
Содержание.
1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3
1.1 Специфика философии древнего Китая. 3
1.2 Специфика философии древней Индии. 4
2 Основные школы и проблемы китайской и индийской
философии. 5
2.1 Основные школы и проблемы китайской философии. 5
2.2 Основные школы и проблемы индийской философии. 7
Используемая литература. 12
1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии.
1.1 Специфика философии древнего Китая.
История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть
периодов:
1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);
4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся
государства»);
5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).
В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для
этого слишком практичными людьми.
Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего
Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот
период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют
«золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и
творчески существовало шесть основных философских школ:
1) конфуцианство;
2) моизм;
3) школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;
4) даосизм;
5) школа «инь-ян» (натурфилософы);
6) школа имен («мин-цзя»).
При этом в большинстве школ преобладала практическая философия,
связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это
почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие
основания политико-этических учений которых были или слабы, или
заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной
из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была
малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той
наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием
древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и
рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без
суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а
ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. [1]
1.2 Специфика философии древней Индии.
В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
1) первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;
2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда
(II тыс. до н.э.);
3) первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в
долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;
4) арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I
тыс. до н.э., боровшихся друг с другом;
5) период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);
6) период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).
Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре
варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы,
кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров,
оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы
– белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна –
замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе.
Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к
варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою
традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов
– брахманов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий,
ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность,
зависимость), самый низменный труд – варны шудры. Происхождение термина
«шудра» неясно. Слово «кшатрий» производят от глагола «кши» – «владеть,
обладать; иметь власть, править; уничтожать, истреблять, убивать».
«Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя
одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны были арийскими, они
резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из
основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд
посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными».
Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому,
согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга
другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит» (Айтарея –
брахмана, VII, 29).
Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у
брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать
усложненные ими обряды. Вайшьи – основная масса населения – земледельцы,
скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие своим трудом
брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины – незыблемый
фундамент индийского общества.[1]
2 Основные школы и проблемы китайской и индийской философии.
В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и Древнем Китае
возникают уже философские системы. При этом правильным в целом подход к
миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы,
нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и
частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.
2.1 Основные школы и проблемы китайской философии.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять
мир, исходя из него самого, путем рационального исследования
действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества
над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего
сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево,
огонь, металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных
начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли
бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием.
Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен своим
учением о естественном движении – дао, который обуславливает существование
вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим небо как
сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао
подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое
отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все
вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – ци. Продолжателем данной
традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен также как критик учения
Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция
положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской
философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль
благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозгласил
принципом отношений между людьми гуманность – жень. Однако, обращаясь в
поисках обоснования норм морали к прошлому, он освящает покорность человека
существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную
идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние
на всю историю Китая.[2]
Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой
явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы
(«старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон
бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий
людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел
– «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к
слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических
тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают
мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного
спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья. Фигура основателя
даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и
демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и
обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка
(Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец
императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-
гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно
расходившихся в трактовке частностей религиозного учения. На большинство
сект сильное влияние оказал буддизм. Пять заповедей даосизма полностью
повторяют заповеди для мирян в буддизме. В список 10 добродетелей наряду с
такими, как выполнение обрядов, соблюдение сыновнего долга, разведение
животных и растений, входили также близкие к буддизму требования терпения,
любви, борьбы против злых деяний, просвещение глупцов. В новое время
даосизм в Китае был почти полностью вытеснен буддизмом, конфуцианством и
отчасти христианством.[3]
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая
Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в
религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»),
написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило
взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить
общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание
народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в
обществе действует закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого
закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения,
традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:
«Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын -
сыном». Конфуцианство оправдало власть «благородных» на простым народом. С
превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен.
Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества,
Страницы: 1, 2