мистических элементов и сводиться к строгому выполнению предписанных
обрядов. Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся еще до
конфуцианства – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где
размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми
расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство с его
учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и
низших по воле неба использовали господствующие классы Китая.[3]
2.2 Основные школы и проблемы индийской философии.
В Древней Индии развитые философские воззрения содержаться в ведической
литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая
представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы,
религиозных ритуалов и т.п. Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-
VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими
представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья
(основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно
многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали
сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие
души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и
буддизма.[2]
Джайнизм – религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с
буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм
выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого
общества. Последователи джайнизма (в настоящее время около 2 млн. человек,
в основном из буржуазной среды) покланяются 24 пророкам, последним из
которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по
прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы
о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу
джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не
убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен
(для монахов). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в
перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков.
Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном
избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды. Обряды
джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам,
чтение священных текстов, публичные исповеди. В наши дни предпринимаются
попытки модернизации джайнизма, что проявляется в движении ануврат
(моральное возрождение общества), которая ставит целью освободить человека
от пророков. Анувраты проповедуют, по существу, реформистские идеи
классового мира: они выступают против накопления богатства и против
насильственной экспроприации богачей.[3]
Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием
ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В
священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним
(«брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э.
Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому
кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных
жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех
варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила
поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма).
Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют
– бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души
всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной
цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в
самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая
брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души
зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от
степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались:
беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти,
выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне
обрядов. Выполнение этих предписаний вело якобы к новому, лучшему
перерождению души, а нарушение требований дхармы – к новым несчастливым
перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими
классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой
формирования индуизма.[3]
Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в
Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и
джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу реформированный
брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений
феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм
является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности,
организованной церкви. Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят
элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований:
почитание воды (например, реки Ганга), животных (змей, обезьян, слонов,
коровы), культ предков. Индуизм – религия с элементами идолопоклонства.
Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами,
учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в
различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон
определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или
дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о
божественности кастового деления. Для религиозно-философских представлений
индуизму характерно учение об атмане (человеческой душе, в которой
проявляется божество) и брахмане (мировой душе), духовных сущностях,
противостоящих природе. Целью человеческой жизни, согласно индуизму,
является (в отличии от буддийской нирваны) спасение, освобождение атмана от
природы и соединение с брахманом, что достигается выполнением дхармы.
Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами
созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения (Шива). Брахме
практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними –
множество других богов). В зависимости от объекта поклонения различаются
два основных направления в индуизме – вишнуизм и шиваизм. Важную роль в
индуизме, особенно в вишнуизме, играет представление об аватарах –
периодических воплощениях Вишну в местных богах, в человеке или животных.
Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о
возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к
буддизму. Индуизм освящает кастовые порядки и является препятствием для
общественного прогресса.[3]
Буддизм – одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I
тысячелетия до н.э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и
Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что
буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. В
действительности же появление новой религии связано с разрушением
родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих
государств и усилением классового гнета. Старые племенные религии уже не
отвечали новым общественным условиям. Из множества религиозных групп,
предлагавших свои пути религиозного «спасения», при поддержке властей
сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика.
Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания
всему живущему. Причина зла и страданий – привязанность человека к
чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства,
страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно
прекратить «круговорот бытия», создав себе такую карму, которая приведет к
небытию, нирване. Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный
путь» праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех
человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в
себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая
жизнь возможно только в монашеской общине. Мирянин мог рассчитывать на
«лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам и соблюдая 5 моральных
требований: воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных
излишеств и алкоголя. Учение буддизма было выгодно господствующим классам,
т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего
себе в прежних перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и
смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного
бытия. В описанной форме «хинаяна» («узкий путь спасения», или «тхеравада»)
– одна из ветвей буддизма – распространилась в конце I тысячелетия до н.э.
– начале I тысячелетия н.э. в Индии и за ее пределами – на Цейлоне и среди
народов Индокитая. В первые века н.э. возникает второе направление буддизма
– «махаяна» («широкий путь спасения»), в котором возможности «спасения» для
мирян значительно расширяются и облегчаются. В «махаяне» создается учение о
верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма
была «ваджраяна», или «тантризм», – «тайное» учение о путях достижения
нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к
древнеиндийским земледельческим культам. В форме «махаяны» и частично
«тантризма» буддизм распространился из Северной Индии на территорию
нынешнего Афганистана и советских среднеазиатских республик, Китая, Кореи и
Японии, частично соединившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете
начало ламаизму. В настоящее время организации буддизма в азиатских странах
играют самую различную социальную роль – от антикоммунистической
(«традиционный» буддизм в Японии, ряд буддийских организаций в Бирме,
Таиланде и др. странах) до активной борьбы за национальную независимость
(многие организации буддизма в Шри-Ланке, Непале и пр.). В форме так
называемого «дзен» буддизм получил за последнее время распространение среди
части интеллигенции и молодежи США и западноевропейских государств.[3]
Дзен, дзен-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в
распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих
принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении
земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив,
утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой. В то время
как в традиционных формах буддизма содержится требование ухода от
чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только
и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с
божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном
духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» -
внезапного просветления в момент сильного переживания, знаменующего
«обнаружение Будды в своей природе». Для дзен-буддизма характерны крайний
индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо верующий
призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является
высшей целью его существования. Именно эти черты дзен-буддизма обусловили
его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение
в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем,
что он не предъявляет верующим сложных требований в отношении обрядности,
обязательного исполнения культовых действий, ритуалов. И конечно, обращение
к нему на Западе вызвано неудовлетворенностью условиями социальной жизни,
традиционными формами религии, связано с поисками новых духовных
«ценностей». Несмотря на известную специфику дзен-буддизма, он как и все
другие религиозные направления, играет реакционную роль. Отвлекает людей от
решения насущных жизненных задач, предлагая им ложный путь «поиск
божества».[3]
Сторонники философии вайшешика (III в. до н.э.) обосновывали
представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-
материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное
отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма –
преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях
провозглашалось достижение особого духовного состояния (нирваны) слияния с
«божественной сущностью» и освобождения от материально-чувственного
мира.[2]
Используемая литература.
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: [Учеб. пособие для
филос. фак. и отд-ний ун-тов]. – М.: Высш. шк., 1981. – 374с.; 22 см.
2. Философия: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и
доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 367с.
3. Карманный словарь атеиста/Ю.А. Бахныкин, М.С. Беленький,
А.В. Белов и др.; Под ред. М.П. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Политиздат, 1979. – 279с.
Страницы: 1, 2