Духовная сфера жизни
Духовная сфера жизни
План:
1. Сущность и содержание духовной жизни общества.
2. Феномен общественного сознания в истории философии.
3. Соотношение общественного и индивидуального сознания.
4. Структура общественного сознания; обыденный и теоретический уровень;
общественная психология и идеология; массовое сознание; менталитет.
Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез,
филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология,
профессиональное сознание, менталитет.
Сущность и содержание духовной жизни общества
В духовной жизни выделяются структурные элементы, облагающие
специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную
жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас
витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и
действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия,
ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником
соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в
состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения,
агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от тех
вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином
плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной
характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном
(или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или
обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг,
пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д.
Конечно, всякая полноценная социокультурная система включает в себя и
специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где
допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и
ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в
частности, многие проявления праздничной культуры, получающие, пожалуй,
свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у
всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко
внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от
производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.
Подробнее эта тема будет рассмотрена в разделе о массовой культуре.
Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она
ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры
или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении
многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая
поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную
санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде
лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний —
сфера социальной психологии. Конечно, как социология культуры, так и
социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же поле —
закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им
внутренними мотивациями, убеждениями и привычками. Эти внутренние мотивации
неизменно соотносятся с какими-то внешними духовными факторами,
формируемыми как коллективное сознание или же как бессознательное начало.
Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или
долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Если
психология учитывает состояния и движения малых групп, временных
объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер
социальных слоев, этнических или национальных групп или цивилизаций на
протяжении более длительных периодов времени. Конечно, и личность —
существенная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно
присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды,
ее национальное своеобразие. Но психология определяет ритмы смены деталей и
орнаментики, степень их распространения, замедленную или ускоренную
вариативность в одежде и внешнем облике. Конечно, влияние культуры
сказывается и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более
дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и
мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды,
вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает
несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.
Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия
религии на человеческое поведение как преодоление тех экстатических и
оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и
приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке
обозначается как богооставленность, а на светском — бесцельность и
бессмысленность бытия.
В более умеренных терминах описал эту позицию П. Сорокин, констатируя,
что в естественных аффективных состояниях человека выявляются его
переменчивые психологические характеристики, его непосредственные реакции
на жизненные воздействия, подверженные ситуационным и преходящим
настроениям. Однако культура преобразует эти аффективные состояния,
регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей
человеческого бытия. На разных этапах и уровнях развития общества, в разных
его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых
факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором
соединении как возделывание человеческого материала.
Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии
наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся,
классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в
психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3.
Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во
многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма
значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной
стороны, — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу
самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию,
социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей
как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями
реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, эти влечения
порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом.
Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научного
творчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской
культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой
критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества,
прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят
к отчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе
социальной жизнедеятельности.
Однако освобождение человека от репрессивной культуры ограничено
определенными социокультурными рамками. Аффективное поведение,
отклоняющееся от нормативного, может принять характер девиантного с
различной степенью асоциальное™ и криминальности. Изучение такого поведения
составляет преимущественное достояние социальной психологии и социологии.
Но и культурология не может обойти своим вниманием такое поведение, так как
в нем также существуют свои довольно жесткие правила и принципы,
регулирующие поведение индивидов в криминальной среде. Как мы увидим, в
обществе существует сложное взаимодействие нормативной культуры и
девиантных вариантов. Значительное распространение такого поведения требует
специального рассмотрения причин дезорганизации социокуль-турной регуляции
и деградации человеческой общности.
Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе
целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному
поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в
какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению,
изменению или рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами
«традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к
более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным
формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую
перегрузку (о чем см. главу VI). Обряд и ритуал — более формализованные
варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной
культурной регуляции. Обряд и ритуал — формализованное поведение или
действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное
непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо
между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами,
снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности. К
числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой
культуре, относятся бракосочетание и похороны.
Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового
поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать
более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного
поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды,
психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д.
(«О времена! О нравы!»). Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия,
модернизация и т.п. — процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в
нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах
культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной
определенности.
Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в
примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных
социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях.
Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный
опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К
обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения,
жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные