приведет лишь к выделению экспериментальных процедур, характерных для
определенных областей исследования.
В познавательном цикле наряду с экспериментом в каждом элементарном
акте осуществляются процессы счета и измерения. В связи с этим возникают
специфические методы счета и измерения. Хотя счет и измерения являются
необходимыми процессами в развитии науки, мы вынуждены абстрагироваться от
них. Процедуры счета и измерения дополняют процедуры эксперимента. Тот
факт, что на основе установленных количественных характеристик в науке
часто удается сделать выводы относительно строения объекта познания и
законов его функционирования, не меняет дела. Действительно читаются и
измеряются лишь конкретные элементы строения объекта познания.
Следовательно, в процессе счета и измерения всегда присутствует считаемый и
измеряемый объект. Кроме этого, методологические модели изучаемого объекта,
созданные на основе счета и измерений, должны быть подтверждены или
опровергнуты экспериментом.
Особое место в экспериментальных исследованиях занимают
математическая обработка результатов счета и измерений, а также построение
математических моделей предмета познания, которые играют важную роль в
научных исследованиях. Однако, чтобы говорить об этих методах корректно,
необходимо подвергнуть специальному анализу процесс познания в математике.
В этих условиях математические методы можно описывать в терминах
математики, что для целей методологического анализ совершенно недостаточно.
Конечно, абстрагируясь от математических методов, упрощается решаемая
проблема. Однако такое допущение допустимо и даже необходимо. Эксперимент
надлежит исследовать независимо от математической обработки результатов
счета и измерения. Изучение относительно самостоятельной процедуры
исследования в методологии – предпосылка для изучения функционирующего
комплекса методов в том или ином познавательном цикле.
Экспериментальные методы определяются не только объектом познания, но
и строением процесса познания. Такая схема, определяемая строением
эксперимента, является правильно построенной схемой операций ученого в
эксперименте или экспериментальным методом. Став фиксированным
исследователем, такой метод становится алгоритмом его действий.
Если установленное общее строение эксперимента рассмотреть с
методологической точки зрения, то экспериментальный метод может быть описан
следующей цепочкой последовательных операций:
1 – Постановка задачи на конструирование эксперимента как такой подсистемы,
взаимодействия которой не определяются человеком;
2 – Гипотетическое изменение предмета познания соотносится с имеющимися
знаниями о природных или общественных объектах, выбирается элемент,
преобразующий средство познания, а также соответствующее ему изменение.
Результаты выбора проверяются исследователем и корректируются в
зависимости от контекста поставленной задачи;
3 – Разрабатывается конструкция средств познания для реализации
взаимодействия преобразующего элемента средства познания с предметом
познания, при этом решаются следующие задачи:
а) разработка системы подготовительных изменений средства познания и
его конструкции,
б) включение преобразующего элемента в средство познания,
в) исключение влияния подготовительных изменений на преобразующие
изменения.
Если, осуществляя эти (а, б, в) операции, ученый
сталкивается с принципиальной, технической или экономической
неосуществимостью, тогда выбирается новый преобразующий элемент, либо
начинается новая познавательная задача;
4 – Создается конструкция средств познания, но с таким расчетом, чтобы во
взаимодействии «преобразующее изменение средства познания ( изменение
предмета познания» на долю ученого оставалась лишь операция пуска и
остановки. Благодаря этому создается подсистема тел, взаимодействия и
изменения которой определяются ее строением и не зависят от деятельности
ученого в эксперименте. Что же касается функций последнего в
эксперименте, то они образуют сложную систему познавательной
деятельности. Ученый должен контролировать течение процесса, фиксировать
изменение предмета познания, устанавливать соответствие взаимодействия
мысленной модели, в соответствие с которой такое взаимодействие
конструировалось;
5 – Производятся средства познания;
6 – Соотносится гипотетическая модель изменения предмета познания с
имеющимися знаниями об объекте и выбирают систему , которая имеет в
своем составе предмет познания;
7 – В выбранной системе выделяется объект и предмет познания. Для этого
имеющиеся знания об объекте познания используют для конструирования
изменений выбранной системы, которые в эксперименте приняли бы заданную
форму. Совокупность заданных изменений объекта познания осуществляется,
прежде всего, с помощью средств познания;
8 – Конструктивно выделяются познавательные изменения предмета познания (с
помощью преобразующих изменений средства познания и заданных изменений
объекта познания). Поскольку такие изменения заданы, всякое новое
изменение предмета познания будет соответствовать или не соответствовать
гипотетической модели познавательного изменения и , следовательно,
подтвердит или опровергнет гипотетическое предположение;
9 – На стадии подготовки эксперимента производятся заданные изменения
предмета познания. По мере надобности конструируются необходимые
средства познания. Если заданные изменения должны иметь место в ходе
эксперимента, тогда средства производства включаются в конструкцию
средства познания;
10 – Конструктивно обеспечивается взаимодействие преобразующего изменения
средства познания и познавательного изменения предмета познания;
11 – Конструктивно обеспечивается связь между заданными изменениями объекта
познания и познавательными изменениями предмета познания.
12 – В тех случаях, когда можно задать различные и контролируемые
исследователем состояния системы, разрабатываются необходимые для этого
конструкции средств познания;
13 – Разрабатывается подсистема фиксации результатов эксперимента;
14 – Разрабатывается подсистема счета и измерения;
15 – Устанавливается необходимая, конструктивно оформленная связь между
взаимодействием подсистем фиксации результатов эксперимента и счета и
измерения;
16 – Отлаживается взаимодействие «преобразующее изменение средства познания
( изменение предмета познания». При этом особое внимание обращается на
соответствие этого взаимодействия тем моделям, которые были созданы
исследователем;
17 – Осуществляется элементарный акт процесса познания. При этом
исследователь выполняет пуск, контроль за протеканием и выключение
взаимодействия, упомянутого в п. 16;
18 – Фиксируются результаты эксперимента в образах познавательных изменения
предмета познания;
19 – Образы познавательных изменений предмета познания переводятся в
протокольные записи (описываются предложениями).
Приведенная схема последовательностей операций в эксперименте
является весьма общей. Каждый ее пункт, в свою очередь, состоит из
определенной последовательности операций.
Схема последовательности операций в эксперименте образует систему и
поэтому порядок ее элементов фиксирован. Экспериментатор не может начать
работу, пока не будет построена гипотетическая модель. Без соотнесения
гипотетического изменения предмета познания с имеющимися знаниями об
объекте познания нельзя выбрать преобразующее изменение средства познания.
Это делает невозможной процедуру разработки подготовительных изменений и
соответствующих им конструкций элементов средства познания.
В заключение следует еще раз отметить, что системный характер
экспериментальных процедур состоит в определенности состава образующих эти
процедуры операций и их порядке в каждой последовательности операций.
7 Заключение
В работе проведено исследование научного метода познания –
эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое
эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности.
Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными
его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной
деятельностей.
Анализ строения и практических основ экспериментального исследования
позволяют сделать вывод, что здесь мы сталкиваемся далеко не с чисто
эмпирическим методом. Учитывая структурную организацию эксперимента, можно
заметить, что теория дает о себе знать на всех этапах его выявления. В
обобщенном виде роль теории в эксперименте реализуется в формировании целей
и задач, в разработке плана, в проектировании и изготовлении приборов, в
процессе проведения самого эксперимента, в получении и фиксировании
исходных данных, а также в логико-математической обработке данных. Кроме
того, строение познавательного цикла позволило выделить экспериментальные
методы.
Рассмотрение же логических средств экспериментального исследования
позволило выявить и охарактеризовать такие методы научного познания, как
операции анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и
абстрагирования, аналогии и моделирования.
Более того, выделение взаимосвязей системы «средства познания (
предмет познания» дало возможность определить экспериментальный факт, как
познавательное изменение предмета познания, фиксированное исследователем.
Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности
исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком.
Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные,
логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых
и позволяет раскрыть все особенности его природы.
Список использованных источников
1 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20
столетия. – М.: Логос, 2000.
2 Кохановский В. П. философия и методология науки. – Ростов/Донц, 1999.
3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.:
ЮНИТИ, 1999.
4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л. Изд-во ЛГУ, 1988
5 Ярцевич А.В. Философия науки. Критическое введение. – Л.: 1989.
6 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. –
М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
7 Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Мн.: Высш. шк., 1989.
8 Пуанкаре А. О науке /пер. с фрн./. – М.: 1983.
9 В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, и др. Современный эксперимент:
подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь,
1997.
10 Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974.
11 Современная философия науки. Хрестоматия. - М.: Наука, 1994.
12 Философия и методология науки. Под редакцией В.И. Купцова.- М., 1996.
13 Соколов А.Н. Предмет философии и обоснование науки. - С.П., 1993.
14 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
15 Чкалова О.Н. Основы научных исследований. ( Киев: Вища школа, 1978.
16 Броиль Л. По тропам науки. – М., 1988.
17 Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. – М., 1970.
18 Колесников А.Ф. Основы математической обработки результатов измерений. (
Томск: ТГУ, 1963.
19 Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. – Тарту, 1962.
20 Философия и методология науки. Ч. 2. – М., 1994.