Эксперимент как метод научного познания

приведет лишь к выделению экспериментальных процедур, характерных для

определенных областей исследования.

В познавательном цикле наряду с экспериментом в каждом элементарном

акте осуществляются процессы счета и измерения. В связи с этим возникают

специфические методы счета и измерения. Хотя счет и измерения являются

необходимыми процессами в развитии науки, мы вынуждены абстрагироваться от

них. Процедуры счета и измерения дополняют процедуры эксперимента. Тот

факт, что на основе установленных количественных характеристик в науке

часто удается сделать выводы относительно строения объекта познания и

законов его функционирования, не меняет дела. Действительно читаются и

измеряются лишь конкретные элементы строения объекта познания.

Следовательно, в процессе счета и измерения всегда присутствует считаемый и

измеряемый объект. Кроме этого, методологические модели изучаемого объекта,

созданные на основе счета и измерений, должны быть подтверждены или

опровергнуты экспериментом.

Особое место в экспериментальных исследованиях занимают

математическая обработка результатов счета и измерений, а также построение

математических моделей предмета познания, которые играют важную роль в

научных исследованиях. Однако, чтобы говорить об этих методах корректно,

необходимо подвергнуть специальному анализу процесс познания в математике.

В этих условиях математические методы можно описывать в терминах

математики, что для целей методологического анализ совершенно недостаточно.

Конечно, абстрагируясь от математических методов, упрощается решаемая

проблема. Однако такое допущение допустимо и даже необходимо. Эксперимент

надлежит исследовать независимо от математической обработки результатов

счета и измерения. Изучение относительно самостоятельной процедуры

исследования в методологии – предпосылка для изучения функционирующего

комплекса методов в том или ином познавательном цикле.

Экспериментальные методы определяются не только объектом познания, но

и строением процесса познания. Такая схема, определяемая строением

эксперимента, является правильно построенной схемой операций ученого в

эксперименте или экспериментальным методом. Став фиксированным

исследователем, такой метод становится алгоритмом его действий.

Если установленное общее строение эксперимента рассмотреть с

методологической точки зрения, то экспериментальный метод может быть описан

следующей цепочкой последовательных операций:

1 – Постановка задачи на конструирование эксперимента как такой подсистемы,

взаимодействия которой не определяются человеком;

2 – Гипотетическое изменение предмета познания соотносится с имеющимися

знаниями о природных или общественных объектах, выбирается элемент,

преобразующий средство познания, а также соответствующее ему изменение.

Результаты выбора проверяются исследователем и корректируются в

зависимости от контекста поставленной задачи;

3 – Разрабатывается конструкция средств познания для реализации

взаимодействия преобразующего элемента средства познания с предметом

познания, при этом решаются следующие задачи:

а) разработка системы подготовительных изменений средства познания и

его конструкции,

б) включение преобразующего элемента в средство познания,

в) исключение влияния подготовительных изменений на преобразующие

изменения.

Если, осуществляя эти (а, б, в) операции, ученый

сталкивается с принципиальной, технической или экономической

неосуществимостью, тогда выбирается новый преобразующий элемент, либо

начинается новая познавательная задача;

4 – Создается конструкция средств познания, но с таким расчетом, чтобы во

взаимодействии «преобразующее изменение средства познания ( изменение

предмета познания» на долю ученого оставалась лишь операция пуска и

остановки. Благодаря этому создается подсистема тел, взаимодействия и

изменения которой определяются ее строением и не зависят от деятельности

ученого в эксперименте. Что же касается функций последнего в

эксперименте, то они образуют сложную систему познавательной

деятельности. Ученый должен контролировать течение процесса, фиксировать

изменение предмета познания, устанавливать соответствие взаимодействия

мысленной модели, в соответствие с которой такое взаимодействие

конструировалось;

5 – Производятся средства познания;

6 – Соотносится гипотетическая модель изменения предмета познания с

имеющимися знаниями об объекте и выбирают систему , которая имеет в

своем составе предмет познания;

7 – В выбранной системе выделяется объект и предмет познания. Для этого

имеющиеся знания об объекте познания используют для конструирования

изменений выбранной системы, которые в эксперименте приняли бы заданную

форму. Совокупность заданных изменений объекта познания осуществляется,

прежде всего, с помощью средств познания;

8 – Конструктивно выделяются познавательные изменения предмета познания (с

помощью преобразующих изменений средства познания и заданных изменений

объекта познания). Поскольку такие изменения заданы, всякое новое

изменение предмета познания будет соответствовать или не соответствовать

гипотетической модели познавательного изменения и , следовательно,

подтвердит или опровергнет гипотетическое предположение;

9 – На стадии подготовки эксперимента производятся заданные изменения

предмета познания. По мере надобности конструируются необходимые

средства познания. Если заданные изменения должны иметь место в ходе

эксперимента, тогда средства производства включаются в конструкцию

средства познания;

10 – Конструктивно обеспечивается взаимодействие преобразующего изменения

средства познания и познавательного изменения предмета познания;

11 – Конструктивно обеспечивается связь между заданными изменениями объекта

познания и познавательными изменениями предмета познания.

12 – В тех случаях, когда можно задать различные и контролируемые

исследователем состояния системы, разрабатываются необходимые для этого

конструкции средств познания;

13 – Разрабатывается подсистема фиксации результатов эксперимента;

14 – Разрабатывается подсистема счета и измерения;

15 – Устанавливается необходимая, конструктивно оформленная связь между

взаимодействием подсистем фиксации результатов эксперимента и счета и

измерения;

16 – Отлаживается взаимодействие «преобразующее изменение средства познания

( изменение предмета познания». При этом особое внимание обращается на

соответствие этого взаимодействия тем моделям, которые были созданы

исследователем;

17 – Осуществляется элементарный акт процесса познания. При этом

исследователь выполняет пуск, контроль за протеканием и выключение

взаимодействия, упомянутого в п. 16;

18 – Фиксируются результаты эксперимента в образах познавательных изменения

предмета познания;

19 – Образы познавательных изменений предмета познания переводятся в

протокольные записи (описываются предложениями).

Приведенная схема последовательностей операций в эксперименте

является весьма общей. Каждый ее пункт, в свою очередь, состоит из

определенной последовательности операций.

Схема последовательности операций в эксперименте образует систему и

поэтому порядок ее элементов фиксирован. Экспериментатор не может начать

работу, пока не будет построена гипотетическая модель. Без соотнесения

гипотетического изменения предмета познания с имеющимися знаниями об

объекте познания нельзя выбрать преобразующее изменение средства познания.

Это делает невозможной процедуру разработки подготовительных изменений и

соответствующих им конструкций элементов средства познания.

В заключение следует еще раз отметить, что системный характер

экспериментальных процедур состоит в определенности состава образующих эти

процедуры операций и их порядке в каждой последовательности операций.

7 Заключение

В работе проведено исследование научного метода познания –

эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое

эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности.

Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными

его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной

деятельностей.

Анализ строения и практических основ экспериментального исследования

позволяют сделать вывод, что здесь мы сталкиваемся далеко не с чисто

эмпирическим методом. Учитывая структурную организацию эксперимента, можно

заметить, что теория дает о себе знать на всех этапах его выявления. В

обобщенном виде роль теории в эксперименте реализуется в формировании целей

и задач, в разработке плана, в проектировании и изготовлении приборов, в

процессе проведения самого эксперимента, в получении и фиксировании

исходных данных, а также в логико-математической обработке данных. Кроме

того, строение познавательного цикла позволило выделить экспериментальные

методы.

Рассмотрение же логических средств экспериментального исследования

позволило выявить и охарактеризовать такие методы научного познания, как

операции анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и

абстрагирования, аналогии и моделирования.

Более того, выделение взаимосвязей системы «средства познания (

предмет познания» дало возможность определить экспериментальный факт, как

познавательное изменение предмета познания, фиксированное исследователем.

Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности

исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком.

Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные,

логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых

и позволяет раскрыть все особенности его природы.

Список использованных источников

1 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20

столетия. – М.: Логос, 2000.

2 Кохановский В. П. философия и методология науки. – Ростов/Донц, 1999.

3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.:

ЮНИТИ, 1999.

4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л. Изд-во ЛГУ, 1988

5 Ярцевич А.В. Философия науки. Критическое введение. – Л.: 1989.

6 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. –

М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

7 Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Мн.: Высш. шк., 1989.

8 Пуанкаре А. О науке /пер. с фрн./. – М.: 1983.

9 В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, и др. Современный эксперимент:

подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь,

1997.

10 Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974.

11 Современная философия науки. Хрестоматия. - М.: Наука, 1994.

12 Философия и методология науки. Под редакцией В.И. Купцова.- М., 1996.

13 Соколов А.Н. Предмет философии и обоснование науки. - С.П., 1993.

14 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.

15 Чкалова О.Н. Основы научных исследований. ( Киев: Вища школа, 1978.

16 Броиль Л. По тропам науки. – М., 1988.

17 Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. – М., 1970.

18 Колесников А.Ф. Основы математической обработки результатов измерений. (

Томск: ТГУ, 1963.

19 Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. – Тарту, 1962.

20 Философия и методология науки. Ч. 2. – М., 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты