Экзаменационные билеты по философии

Экзаменационные билеты по философии

Вопрос 1. Философия. Ее предмет и функции. Взаимосвязь философ. и др.наук

Ф. (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих

принципах бытия и познания, об отношении ч-ка к миру; наука о наиболее

общих формах и методах познания, наиболее общих законах развития познания,

законах природы и общ-ва, их изменения и равития. Предметом ф. явл.

познание познания (Аристотель: метафизика). Ф. помогает ч-ку понять самого

себя, место в природе, мире. Такие науки как матем. и логистика

(составляющие логики) явл. неотъемлемой частью ф. и представлены и

используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как

одно из общ-ых явлений также входит в сферу ф. анализа и исследования,

поскольку общество - один из осн. объектов извечных философии.. Осн. ф-

ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира,

соответств. опр. уровню развития наки, культуры и ист. опыта; 2)

обоснование, оправдание и анализ мировоззр; 3) разработка общ. методолог.

познания и деятельн. ч-ка в окр. мире.

Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Ист. типы м-ния. Особенности

фил. м-ния.

Мир-ие: система взглядов на мир и место в нем ч-ка. 1ст: мироощущение. 2ст:

мировосприятие(ч-к усваивает простейшие связи). 3ст: миросозерцание(творч.

восприят. мира). 4ст: миропонимание(восприят. мира через понятия, идеи.

Научн. отн. к миру). Типы: мифологич.:в осн. образы, предполаг. опр.

действ. Ч-к не выдел. себя из коллектива. Синтетизм. Мифы в нов. форме,

религиозн.: в осн. фантастич. картина мира, связан. с признанием

сверхъестеств. начала. Выраж в эмоц. и иррациональн. ф-ме., научн/фил.:

характер. отн. ч-ка к миру, выступ. в понятийн. катерориальн. ф-ме, отраж.

на достиж. в науке, облад. опр. сферой логич. доказат.

Вопрос 3. Мифолог. и философ Специфика философ. знания.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. Мифология. М-гия – представл.

собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.

Осн. формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи. В осн. первобытной и

антич. М-гии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку,

человеч. способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как

результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где

отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами

и предположениями. Миф-во может носить и искусств. х-тер преднамеренно

осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не

соотв. действит. мнения и оценки. В недрах м-гии сформировалась религия. Ф-

я возникла как альтернатива м-гии и религии. Перв. философы стремились

отказ. от признания сверхъестеств. сил, и объясн. мир исходя из него

самого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем

проверить те или другие предполож., господствующим методом (-ния их

убедительности являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира фил.

предлаг. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были

огранич. возможн. опытного познания явлений, то господств. предметом и

одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых

фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой

понятийного теоретич. мышления.

Вопрос 4. Особен. античн. фил.

Анализ ант. ф., в период ее формиров. и развит. сложилась осн.

проблематика ф., обнаружились ее осн. линии развития. Ф. возникает как

учение о бытие. На начал. этапах бытие отождествл. с природой. Позднее, с

развитием общ. отн. и формирован. личности, бытие осмысливается, прежде

всего, как бытие ч-ка. На смену объективистскому натурализму приходит

субъективистский антропологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма.

Бытие в ант. ф. рассматрив. как упорядочен. система — Космос, важной

составной частью кот. явл. ч-к. Все проблемы ч-ка рассматривают-ся и

решаются в органич. связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный

подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у

стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона

и Аристотеля. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-

я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть

суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.

жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.

особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. Ф. Милетской школы.

Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС Все произошло из

некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого

первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все

произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют

душу.

АНАКСИМАНДР-Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого

обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам.

Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся

от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и

разрушаются.АНАКСИМЕН-Первовещество - воздух. Все в-ва получаются

посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее

весь мир. Земля - диск, поддержив. воздухом.ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ

Осн. мира - числа, кот образ. космич. порядок - прообраз общ. порядка.

Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали

числа от вещей, обожествляли их.Все вещи состоят из противоположностей -

единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их

противоположности не переходят друг в друга (в отл. от Гераклита). Особое

значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. -

воздух.(пустота).

Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей,

понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот.

предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир

идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается

Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд.

физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп.

идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв.

привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой,

соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть

познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для

себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях,

следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию -

любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и

удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности,

увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.),

возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык

восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с

ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно,

что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2

этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа

сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела

раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ.

напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я -

метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ

души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категор. души людей в зав-сти от

преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1.Раз. душа-философы.

2.воины. 3.крестьяне, ремесл. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-

я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва.. Предпочтит. форма ид.

гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию,

необх. прав. воспит.

Вопрос 6. Античная атомистическая философия.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич.

рационал. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и

сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф.

наз. натуралистич. Натурфил-фы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.

Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ.

тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино.Космос явл.

единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана

пустота. Пуст. - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и

вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться.

атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только

умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем.

величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по

величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ

бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать

причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где

атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-

се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св-

ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события -

выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел.

в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к

разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий,

образов, попад. в глаз. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич.

зрение. Д. не различ. матер. и идельное.Душа - соед-е легковозбуждающихся

сферич. и гладких атомов, осн. ест.-науч. карт. мира.

Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.

384-322г. до н.э. После смерти Платона в 335 г. году в Афинах основал школу

- гимназии (Ликей). Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии, познания,

Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики,

этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные

положения атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические

введения представляют большую ценность ценность. По А. каждая единая вещь

есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и

потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и

формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты