Экзаменационные билеты по философии

шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы

небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по

отношению к физическим элементам, соединением которых, по А. является медь.

Медь лишена формы т.к. еще не является шаром и в то же время она есть

возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего

является материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен

последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот.

Категориии эти становятся текучими. Он полагал, что человек обладает

одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на

разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой,

бесплотной, универсальной и бессмертной. Трактате «Политика». А.придавал

первостеп. значение гос. воспитанию. Он допускал дом. воспитание до 7-го

возраста под присмотром отца. Но настаивал о необходимости гос. контроля за

дом. воспитанием. Воспит-ем с 7-го возраста должно было заниматься гос-во.

Вопрос8. Проблема мира и ч-ка в средневековой культуре и философии.

В период Ср. ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она-служанка

богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование

христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму),

патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших

несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика

(рационал. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использованием

идей ант. ф.). Космоцентризм др-гр. ф. вытеснен тео-центризмом, исходная

идея кот. заключ. в след: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и

стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-

результат божеств. предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой

гармонии и целесообразности всех процессов. Ч-к понимается как неделимая

личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел-й

личности явл. душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности.

Несовершенство поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла,

которое необходимо для гармонии мира. Б-тву фил-ов этого периода было

присуще догматич.е мышление, основан. на доскональном знании формальной

логики, кот. становится незыблемым каноном. Методы этого мышления -

суммарный обзор, комментарии.. В центре фил. диспутов был вопрос о соотнош.

веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть кот.

выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». В Ср. возник ряд еретич. учений,

подорвавших авторитет религиоз. идей и положивших начало ф. Нов. времени:

1.уч. о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2.уч. о

свободе воли и ее относит. детерминированности (Ж.Буридан); 3.уч. о

соотношен. вещей и понятий о них: номинализм (реально сущ. только вещи,

понятия - лишь их имена) и реализм (общ. понятия сущ. реально, независимо

от единичных вещей); 4.уч. об опыте как о мериле истинности понятий

(У.Оккам). Ср. ф. внесла сущ. вклад в развитие гносеологии, формальной

логики, отличала знание от веры, обоснов. Необходим. изучения природы.

Вопрос 9. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

1225-1274. Фома считал, что вера в Бога должна опираться на систему

рациональных доказательств: 1)док-во от движения (всякое движ. нужд. в

первотолчке, кот. и есть Бог); 2)д-во от производн. причины (в мире сущ.

причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3)д-во от

необходимости и случайности (все явл. случайны, потому конечны. Значит,

неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то

нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Т.е., существует

необходим. причина, производящая их); 4)док-во от совершенства (все

существующее совершенно. Бог совершенен. Т.е., Бог существует); 5)док-о от

целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Т.е, есть

разумн. сущ-во, полагающее цель для всего, что происходит).2) Осн. цель-

отработка осн. догматов христ. вероучения в ф-мах здрав. смысла. Опираясь

на позднего А-ля канонизировал христ. понимание соотношения идеальн. и

материальн, как соотношение изначального принципа ф-мы с неустановившимся

принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов ф-мы и

материи рождает мир индивидуальн. явл. Душа ч-ка – формообразн. принцип, но

свое полное индивидуальн. воплощение она получает только при соединении с

телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христ. схолистики.

Схолистика должна была истолковывать свое отношение к материи т.к.

И.Христ. был явлен в виде ч-ка, т.е объединил в себе бога (идеал) и ч-ка

(материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как

нечто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому

квалифицировал материи Фома с помощью целой системы утонченных рассуждений

в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из

тупика. Важное значение имело учение о различии сущности и существования.

Они совпадают только в боге. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по

лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога - верховной

причины.

Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии Возрождения.

14-16вв. Подъем в сфере искусства, лит., науки, соц-полит. мысли. В осн.

культуры В. лежит индивидуализм, кот. открывает свободн. Твор. Личность,

субъективизм, став задачи раскрыит мир через призму внутр. Мира ч-ка,

антропоцентризм, полагающ. Ч-ка центром мироздания. Открытие В. ч-ка, как

главного субъекта истории, привело к появл. Гуманизма (Леонардо Бруни). 2

понятия: гражданский Г. (пер. пол. 15в., Флоренция) система этич. норм, соц-

полит. идеалов, напрвл. на гармноизацию отношений личн. и общ-ва; и

ренессанский Г. новое мировоззрение, новая этика, соц. идеал. 1.В

противоположн. Ср., где на первом месте Бог, В. рассм. Ч-ка как высшую

ценность (разум). 2.Осн. мировоззоения – идея безграничного

жизнеутверждения. 3.Ч-к В. утверждает себя в науке. 4.Фил. осн. явл.

гуманистич. неоплатонизм. 5.Ист. утрач. Свящ. Смысл, становясь практич.

Делом людей. 6.Эмпирич. время, время земной жизни, насыщ. творчеством.

7.Понятие индивидуальности. 8.Смена языка. Греч, латынь. 9.Антигерои

10.Подготовка к буржуазии. Г. исходит из человеч.сознания и имеет своим

объектом ценность ч-ка, презрение к земному естеству заменяется признанием

творч. способностей ч-ка, разума, стремлению к земному счастью. Когда ч-к

начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своем

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда

конкретные ист. и соц- предпосылки, Г. по своей сущности всегда выражает

опр. соц, классовые интересы. Г.-идейной движение, содержан. кот. явл.

изучение и распространение античных языков, лит-ры, и к-ры.

Вопрос 11.Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона

1561 – 1626. Родоначальник англ. материализма, предложил метод опытного

изучения природы, включ. эксперимент и индуктивный метод, позволяющ.

Анализировать и объяснять опытные данные. Возможность усиления власт ч-ка

над природой он усматривал в преодолении заблуждений «идолов» разума.

«Великой восстановление наук». Естествознание - истинная наука, а физика,

опирающ. на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Ч-ва

непогрешимы и есть источник всякого знания. Н-ка есть опытная н-ка и

состоит в применении метода рационализма. к чувственным данным. Индукция,

анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – гл. усл. рационального метода.

Гл. труд - “Новый Органон”. В этом произв. Б. Сознат. противопоставляет

свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором. основан

“Органон” А-ля. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше,

если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь,

главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенная

способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму человеку - мысль.

Н-ку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное

испытание природы. Гл. усл. прогресса знания - совершенствование

способности умозаключения, важнейшей формой кот. явл. правильная индукция.

До Б. ф-фы, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот.

подтверждают доказываемые положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это т. н. отрицат инстанции.

Вопрос 12. Рационализм Р. Декарта. «Рассуждение о методе» (1637).

1596-1650. Осн. черта фил. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2

независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материал.

“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представл. собой

единств. субстанцию, единств. основание бытия и познания. В то же время в

психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич.

познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании

сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял

материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно

воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не

существуют. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна,

не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир.

явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет

разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может

быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел

дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за

аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и

отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому

непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеют

преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

Вопрос 13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка. . Д.Л. 1632-

1704

Т.Г. 1588-1679. "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О

гражданине". Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже

единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем

на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания.

Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную

реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее

комбинирование разнообр ощущ дает ч-ку восприятие предмета в целом.

(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты