Эмпиризм и рационализм Нового времени

Эмпиризм и рационализм Нового времени

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И

ПРОСВЕЩЕНИЯ 4

2. СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА 7

2.1 Р. Декарт: основание рационализма 7

2.1 Ф. Бэкон – пионер индустриальной эры 14

3. ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 29

ВВЕДЕНИЕ

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы.

Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это

нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным

событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала

научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И.

Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия

должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу

событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого

человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в

конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции

требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и

на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.

У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса

Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с

переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы

натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы

познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в

философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт

как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на

первый план логическое основание науки, признает разум источником познания

и критерием его истинности.

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических

воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -

развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в

др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине"

(полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в

результате чувственногог восприятия).

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только

то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая

безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания

рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе

познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и

необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами,

достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и

собственно критерием истинности. Так например к основному тезису

сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах"

рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого

реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта

познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания

привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей.

Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом",

передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц,

предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.

1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И

ПРОСВЕЩЕНИЯ

Период становления эмпиризма и рационализма характерен для эпохи

Возрождения, начавшейся в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV началу ХVI в.

ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов

раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов.

Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура

гуманизма, концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в

противостоянии культуре феодального, преимущественно сельского, застойно-

иерархического общества. Идеологической основой этого общества была

христианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе

осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-

схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем

созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека,

выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении

природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь

не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно

выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и

духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция

гуманистической философии, которая в противоположность теологии и

схоластической философии, усматривавшим смысл человеческой жизни в

осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в

посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как

индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере

успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли

(особенно к концу ХVI началу ХVII в.), идеал царства человека на земле

приобретал и научно-техническую конкретизацию.

Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине ХVII в. во

Франции, отличалась от той, которая была характерна для Англии, где

приближалась буржуазная революция, самая зрелая из тех, что в нашей

литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции было тогда далеко до

буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом

определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких условий

первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского

государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против

старой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации,

все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое

дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство мантии), но и

на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплении национального

государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную и торговую

деятельность, вступавшего в военное противостояние с другими европейскими

государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских странах.

Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития

капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в сравнении с

эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию научных

исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, военном

деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в одну из

предшествующих эпох истории культуры, наука становилась производительной

силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в ХV в., в

последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции

превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность

практического применения научных открытий обращала к науке взоры

правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные

сообщества ученых прообразы нынешних академий наук.

2. СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА

2.1 Р. Декарт: основание рационализма

Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной

философии, как это признается многими исследователями истории философии.

Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-

Флеш, получил образование по специальности права в 1616 г. Много

путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение

некоторого времени служил сначала в протестантской, а затем в католической

Баварской армии. Именно в этот период в Ульме ему предоставилась

возможность в течение суровой зимы провести некоторое время в жарко

натопленной комнате, чтобы поразмышлять и развить свой подход к философии.

Он был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу

создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного

знания.

Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в

колледже и который отражал состояние философии в то время, и стремился

пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к

опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику,

и поэтому усиленно занимался ею.

Друзья, с которыми он интенсивно общается на протяжении всей своей

деятельности, в частности Мерсенн, также поддерживают его в этом намерении.

Вокруг него собирается кружок друзей по общности интересов, который

впоследствии перерос в Академию наук Франции.

В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где прошла главная часть его

жизни и деятельности и где он прожил около 20 лет.

Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает

кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе

самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал

мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит

зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем

напоминал Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое

применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Он

- создатель современной алгебры и аналитической геометрии и один из

создателей механики. Декарт - автор закона преломления света, он много

сделал для физиологии, психологии, физики.

Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637),

"Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Правила

для руководства ума" и др.

Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты