Эмпиризм и рационализм Нового времени
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ 4
2. СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА 7
2.1 Р. Декарт: основание рационализма 7
2.1 Ф. Бэкон – пионер индустриальной эры 14
3. ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
ВВЕДЕНИЕ
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы.
Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это
нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным
событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала
научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И.
Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия
должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу
событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого
человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в
конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции
требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и
на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса
Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с
переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы
натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы
познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в
философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:
эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт
как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на
первый план логическое основание науки, признает разум источником познания
и критерием его истинности.
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических
воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -
развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в
др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине"
(полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в
результате чувственногог восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только
то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая
безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания
рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе
познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и
необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами,
достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и
собственно критерием истинности. Так например к основному тезису
сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах"
рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого
реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта
познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания
привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей.
Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом",
передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц,
предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Период становления эмпиризма и рационализма характерен для эпохи
Возрождения, начавшейся в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV началу ХVI в.
ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов
раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов.
Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура
гуманизма, концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в
противостоянии культуре феодального, преимущественно сельского, застойно-
иерархического общества. Идеологической основой этого общества была
христианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе
осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.
Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-
схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем
созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека,
выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении
природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь
не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно
выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и
духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция
гуманистической философии, которая в противоположность теологии и
схоластической философии, усматривавшим смысл человеческой жизни в
осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в
посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как
индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере
успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли
(особенно к концу ХVI началу ХVII в.), идеал царства человека на земле
приобретал и научно-техническую конкретизацию.
Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине ХVII в. во
Франции, отличалась от той, которая была характерна для Англии, где
приближалась буржуазная революция, самая зрелая из тех, что в нашей
литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции было тогда далеко до
буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом
определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких условий
первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского
государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против
старой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации,
все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое
дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство мантии), но и
на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплении национального
государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную и торговую
деятельность, вступавшего в военное противостояние с другими европейскими
государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских странах.
Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития
капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в сравнении с
эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию научных
исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, военном
деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в одну из
предшествующих эпох истории культуры, наука становилась производительной
силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в ХV в., в
последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции
превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность
практического применения научных открытий обращала к науке взоры
правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные
сообщества ученых прообразы нынешних академий наук.
2. СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА
2.1 Р. Декарт: основание рационализма
Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной
философии, как это признается многими исследователями истории философии.
Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-
Флеш, получил образование по специальности права в 1616 г. Много
путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение
некоторого времени служил сначала в протестантской, а затем в католической
Баварской армии. Именно в этот период в Ульме ему предоставилась
возможность в течение суровой зимы провести некоторое время в жарко
натопленной комнате, чтобы поразмышлять и развить свой подход к философии.
Он был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу
создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного
знания.
Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в
колледже и который отражал состояние философии в то время, и стремился
пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к
опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику,
и поэтому усиленно занимался ею.
Друзья, с которыми он интенсивно общается на протяжении всей своей
деятельности, в частности Мерсенн, также поддерживают его в этом намерении.
Вокруг него собирается кружок друзей по общности интересов, который
впоследствии перерос в Академию наук Франции.
В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где прошла главная часть его
жизни и деятельности и где он прожил около 20 лет.
Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает
кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе
самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал
мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит
зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем
напоминал Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое
применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Он
- создатель современной алгебры и аналитической геометрии и один из
создателей механики. Декарт - автор закона преломления света, он много
сделал для физиологии, психологии, физики.
Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637),
"Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Правила
для руководства ума" и др.
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте