Эмпиризм и рационализм Нового времени

вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они

- детерминанты и элементы фундаментальных структур мира. Сочетание

различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое

Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию

формы у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма - своего рода

движение материальных частиц, составляющих тело. В теории познания, для

Бэкона, главное - исследовать причины явлений. Причины могут быть разными -

или действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми

занимается метафизика. Методология Бэкона в значительной степени

предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие

века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях недостаточно

подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже

зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается

то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия.

При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В

этом случае большая роль принадлежит математике, который Бэкон не владел в

достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только

формировалось.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве

"Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении

он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы

общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает

различные удивительные научно- технические достижения, преображающие жизнь

человека: здесь и комнаты чудесного исцеления здоровья, и лодки для

плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача

звуков на расстояния, и приспособления по оживлению после смерти, и многое

другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на

практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о

неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке

его можно было бы назвать технократом, так как он полагал, что все проблемы

своего времени можно решить на пути научно-технического прогресса.

Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в

жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных

причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон

все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,

но укрепляет веру. Он утверждал, что "легкие глотки философий толкают порой

к атеизму, более же глубокие возвращают к религии". Влияние философии

Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии

огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы,

разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы

сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII

веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики.

Классификация наук Бэкона положительно воспринята в истории науки и даже

положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя

углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии

снизило после смерти Бэкона его влияние в XVIII в., в последующие века идеи

Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения

вплоть до XX в. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже

рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и

пророка прагматической концепции истины. (Имеется в виду его высказывание:

"Что в действии полезно наиболее, то и в знании наиболее истинно"[8].)

3. ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА

Последующее развитие новоевропейской философии проистекало в

творческом противостоянии эмпиристской и рационалистических традиций, пока

не пришло время для попыток их синтеза и преодоления.

В сущности, и эмпиризм и рационализм были воодушевлены общей задачей

борьбы с Традицией, олицетворявшей собой мир жизни и культуры европейского

средневековья. И тот, и другой были захвачены проблемой достоверности

человеческого знания, расчисткой путей для победного шествия науки.

Осмысливались проблемы нравственного, общественно - политического и

правового существования европейского человека в контексте глубоких

жизненных перемен.

Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся

представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 - 177) и Готфрида Лейбница.

Философия Спинозы самим ее автором рассматривалась как своеобразное

завершение картезианской философии. Она проникнута теме же интуициями и

притязает на более совершенное разрешение проблем, поставленных

предшественником. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции,

называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличие от Декарта он

становится на точку зрения философского монизма, признающего единое

первоначало мира. Эта субстанция обладает бесчисленным множеством

атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и

мышление. Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания

субстанции, но только ему присущей определенности или, выражаясь

метафорически, выражает его на собственном языке. В силу этого порядок и

связь идей полностью отвечает порядку и связи вещей, и мучительная для

дуализма Декарта проблема отношения души и тела получает более

удовлетворительное разрешение. Каждый из атрибутов предстает перед нами как

множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление

отдельного атрибута, образующего их сущность. Человек тем самым, имея душу

и тело, познается и вполне протяженности, и в пален мышления. Тело и душа

суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и

наоборот. Это единство того и другого открывается нам лишь при условии

ясного знания, действия интеллектуальной интуиции. Чувственное (низшее по

значению) знание усматривает только множественность вещей и не способно

подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Но

именно таким должен быть взгляд на мир подлинной мудрости, которая

одновременно преодолевает тщету смутных желаний и рабство человеческих

страстей и обретает подлинную свободу в спокойном и ясном миросозерцании.

Достижение этого состояния есть высшая задача нравственности. В нем и

только в нем человек обретает счастье высшего качества - счастье, питаемое

интеллектуальной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет звучащую

у Декарта тему обретения человеком свободы на путях подчинения человеческих

страстей разуму. Убежденность в том, что активность человека определена

лишь действием ясных идей разума, вело с непреложностью к отождествлению

воли и разума, реальной причины и логического основания.

На основе этики Спиноза развивает основные положения своей

политической философии. Рационалистисческая доктрина дает четкие основания

для классически ясной формулировки идеи государственного договора как

разумной основы общественной жизни. Из трех форм государственного

устройства: абсолютной монархии, аристократии и демократии - в качестве

наилучшей Спиноза выбирает демократию. Ее достоинство он видит в том, что

здесь “никто не переносит своего естественного права на другое лицо так,

чтобы самому потерять всякое дальнейшее участие в общественных совещаниях”.

Заметим, что на общем духе и пафосе философии Спинозы сказалась общая

атмосфера жизни самой свободной страны тогдашней Европы - Голландии.

Другим выдающимся представителем рационализма был Г. Лейбниц. Подобно

Спинозе, он захвачен проблемами, поставленными Декартом. И так же, как

Спинозу, его не удовлетворяет решение вопроса об отношении тела и души.

Развивая идеи Декарта, он набрасывает отличную и от него, и от Спинозы

систему рационализма. Решительно отклонив картезианский дуализм, Лейбниц

вместе с тем не приемлет и всепоглощающего пантеизма Спинозы, растворявшего

в Боге все сущее.

Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада -

простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад.

Каждая из них замкнута в себе (“не имеет окон” во внешний мир) и неспособна

влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью

представления. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низших к

высшим и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют собой уровень

обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к

ясному представлению (“пребывают в смутном сне”), нарастающему по мере

восхождения к высшей - Богу. Только последнему принадлежит исчерпывающая

полнота представления, ясное знание всего и, как следствие этого, максимум

действия, активности. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога

как верховной монады, и в этом заключены основания для развитой Лейбницем

концепции философского оптимизма, провозглашающей, что наш мир есть лучший

из всех мыслимых миров. Плюралистический мир Лейбница пронизан единством

содержания, предустановленной гармонией, олицетворенной верховной монадой.

Применительно к проблеме отношения души и тела монадология Лейбница

оказывается способом сохранить независимость души и тела и в то же время

объяснить несомненный факт их согласованности. Поскольку основной вектор

совершенства менад направлен от их бессознательного состояния к состоянию

совершенного знания, постольку Лейбниц согласен с эмпириками в их

утверждении, что чувства - исходная ступень познания. Но только исходная!

Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое

себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что

имеется в состоянии бессознательного. Тем самым Лейбниц вносит некоторые

изменения в декартовскую теорию врожденных идей. Последние даются нам

скорее как возможность, к которой мы можем придти, как к бессознательному в

нас. Такой поворот дела ослаблял силу эмпиристской критики теории

врожденных идей, оставляя в неприкосновенности строго автономный характер

Разума.

Итак, как мы могли убедиться, наиболее уязвимая сторона

рационалистических воззрений заключается в трактовке отношения души и тела.

Автономность разума, имеющая характер безусловного требования для самой

возможности формулировки рационалистической доктрины, осложняла ее развитие

и применение. С трудностями иного характера сталкивались философы,

развивавшие традиции эмпиризма. К числу наиболее видных представителей

эмпиризма в философии, унаследовавших Ф. Бэкону, необходимо отнести в

первую очередь английских философов Г. Гоббса (1588-1679), Д. Локка (1632-

1704), Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юма (1711-1776), а также французов Э.

Кондильяка (1714-1780), К.А. Гельвеция (1715-1771), П. Гольбаха (1723-

1789), Д. Дидро (1713-1784) и мн. других.

В противоположность рационализму в эмпиризме рационально-

познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того

материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к

содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения

исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и

форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного

процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и

рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память,

активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное

обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания

опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки

эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить

логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта

потерпели полный провал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на

деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины,

представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона,

основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных

математического осмысления. Однако картезианский аналитический и

одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт

его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы

он совершенно игнорировал опытный фактор. Декарт был далек от такого

пренебрежения. Уже в «Правилах для руководства ума» он осудил тех

высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом, высокомерно

воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы

Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более категорически заявил:

«Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем

дальше мы продвигаемся в познании». Своими экспериментами Декарт сам

великолепно это показал. Тем самым он доказал, что рационалистический

метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое

рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом,

уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же

хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями,

и был убежден в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего

ума, но он явно сам недооценивал того обстоятельства, что успешные

эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые

потом он воспринимал как интуитивные.

В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле

антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора

методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли

практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно

умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в

повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание

интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной

достоверности.

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между

эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали

единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма

(Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий

2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. -

М.,1987.

3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996

4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989

5. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989

6. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.

8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.

-----------------------

[1] Избр. произв. С. 421

[2] Избр. произв. С. 93-94

[3] Соч. Т. 2. С. 499

[4] Соч. Т. 2. С. 37

[5] Соч. Т. 2. С. 14-15

[6] Соч. Т. 2. С. 18

[7] Соч. Т. 2. С. 22

[8] Соч. Т. 2. С. 82

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты