Философия

Философия

2

Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам - эпохи вообще

не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть

кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая

жизнь может быть высоко напряжена, научное и художественное

творчество может бить ключом. Но в обществе нет потребности в

рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется неудовлетворенности и

сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь

общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом

социальных изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно

положенный , по-видимому , строй мыслей и настроений .

Это состояние, напоминающее моменты душевного кризиса у

отдельной личности, когда человек как бы останавливается внезапно в

беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в нужности и

значительностью всего того, что он делал до сих пор.

Такие же моменты раздумья переживают время от времени и идейно

- руководящие слои общества. Крупное национальное бедствие, крушение

идеала, к которому стремились ряд поколений одно за другим,

предчувствие нарастающего социального катаклизма это способно вызвать

глубокие социальные потрясения в общественной психике тех

идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я.

Эти кризисы интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или

выражаются в форме философского искательства. Философия здесь

призвана лечить раны, нанесенные суровой действительностью, от нее

требуют ответа на новые возникающие запросы жизни .

3

Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и

продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских

мыслителей, чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть

нашему поколению. Одной из сложных проблем, поднимающихся в трудах

русских философов, является проблема воспитания и формирования

личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А. Бакунина, Н. А.

Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф . Лосева , Л

. П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К

сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только

планируется , однако , вышедший в свет сборник " Вехи " и сборник

произведений В . В . Розанова уже дают обширный материал для

размышлений и сопоставлений с нашей действительностью .

Философский анализ системы народного образования прошлого века

, анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути выхода

из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова

- " Сумерки просвещения " . Рассмотрим основные положения его

взглядов на проблему воспитания личности .

" Впервые в истории мы наблюдаем в нашем веке , что не ученые

, не церковь , не семья , не любители душ человеческих и знатоки ее

сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив оружие и,

заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные

поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости .

Римляне устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным

смехом , и никогда вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не

допустили бы этой замены себя княжескими или королевскими чиновниками

.

Не будучи само по себе воспитательно , но, заимствуя для

воспитания элементы других сфер - античной древности , христианства ,

наук и философии - государство оценивает степень воспитания мерою

материала, , который через него и

4

усваивается . И так как каждая часть этого материала с него лишь

передается, а не усваивается , через непосредственное в нем

содержание ,то все воспитание естественно получило характер усвоения

переданного , т . е. книжный . Для церкви " воспитанный " значит

религиозный; для семьи - значит любящий , преданный; и даже для

всякого свободного мыслителя " воспитанный " значит крепкий в

суждении , сильный в испытании правды . Напортив для государства , "

воспитанный " - значит усвоивший правила веры , знающий сыновьи

обязанности , наконец , уже достаточно обогащенный знаниями . " *

Розанов ,1889. Сумерки просвещения (В . В . Розанов . - М .

Педагогика , 1990 . - с. 22) .

" Все чувствуют , и уже давно , в Европе странную

безжизненность возрастающих поколений. Они безжизненны не в одном

каком - ни будь отношении , они лишены не каких - ни будь даров,

будучи богато отделены другими . Именно ядра в них нет , из которого

растет всякий дар, всякий порыв , все энергичное в действии или

твердое в сопротивлении . Та " искра Божия " , которая светится в

человеческом образе часто сквозь мрак , его одолевающий , сквозь его

грубость , необузданный произвол невежество , в этих поколениях ,

ничего выдающегося не дурного не делающих , как будто погасла и ее

ничего не способно пробудить . Странная антикультурность, на исходе

19 века самой великой в истории культуры , поражает в них: они не

только не продолжают свое время , но влечет их и убеждает не какая-

нибудь из новых книг , а самая обыкновенная страница из журнала или

газетный листок . Не в способной притягательности этих низин следует

видеть причину этого падения , но в слабости крыльев, , которые не

могут поднять над ними душу . " * Там же стр. . 12

Со множеством деталей , за тщательным взвешиванием количества

поступающих впечатлений была упущена самая важная сторона в каждом из

них

5

что лишь ничем не подрываемое , входя в душу свободно , неторопливо с

ней взаимодействуя , оно оплодотворяет ее; тысячи же прерванных ,

оскопленных впечатлений оставляют ее бесплодной. Тот мир звуков, ,

которые каждая душа в меру даров своих дает в ответ на каждое

ощущение , -был забыт и при системе учащенных , через час

чередующихся впечатлений стерт, сведен к небытию , даже погиб, не

проросши из семени . И между тем в этих вздутиях души , только

ожидающих из вне прикосновения , чтобы дать трещину и обнаружить

свое содержание , и скрывающиеся до времени ее невидимые крылья ,

освободить которые из сдерживающей оболочки , укрепить и научить ими

управлять есть вся задача воспитания . Здесь мы переходим к

необходимости индивидуальности воспитания: на одно и тоже впечатление

всякая отдельная душа ответит разно , и именно в меру того

содержания, , которое с ней послано в мир . И так именно раскрыть это

содержание должен воспитывающий , он никогда не должен обращаться с

чем - ни будь значительным по смыслу к толпе, но всегда к одному

лицу.

Действие этого закона, ,который как только нарушен -

воспитания нет , и обнаруживается в том , что при усиленном

постоянном , но постепенно же прерываемом внушении отдельных

обязанностей интересов , склонностей в школе эти последние вовсе не

прерываются , или отпадают тотчас , как только встречаются потом в

жизни малейшие в себе припядствие . Напротив, один уединенный

разговор , часто с человеком одинакового развития , или случайно

вычитанная мысль становится поворотным пунктом во внутреннем развитии

. Только с любовью , долго, при собственных дарах или любящем учителе

останавливаясь на самом кратком , в несколько минут прочитываемом

произведении , можно впитать в себя тот аромат, , который оно

содержит в себе , живою же душой отозваться на ту жизнь, которая

таинственно завита в нем его давно умершим творцом , и , отозвавшись

пластически

6

видоизменить душу прекрасным , благородным впечатлением , на ее

павшим . Не думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может

произойти при изучении великих произведений с циферблатом в руке ,

есть заблуждение, , которое поистине , нельзя не назвать безумным .

Если окинуть усталым взглядом реалии сегодняшнего дня , то

после прочитанного грустно понимаешь , как был прав в своих искренних

суждениях В.В.Розанов сто лет назад: " Думать , что в отдельные циклы

истории красота человеческой природы была лишь нарастающей и , что в

каждом индивидуальном можно соединить ее отдельные тени , - это также

ошибочно , и вытекает из отсутствия истинного знания о которой-нибудь

из этих теней . Только отряхивая с человека прежнюю красоту , отрицая

ее как величайшую противоположность , появится на нем новый убор

сложных идей и глубоких чувств . Лукавое перед всем преклонение ,

соединенное с холодной готовностью все предать, и есть истинный

результат этого синтетического воспитания, , через которое проводятся

всюду подрастающие поколения Европы . Ни любители они древности , ни

истинные христиане , ни самоотверженные искатели истины - они между

всем этим , вне которой-нибудь из культур , то есть не несут на себе

более одной из них . От этого при существовании у них смутного

религиозного чувства , они не знают , удовлетворить ли его

христианством или буддизмом , будучи довольно начитанными в новых

книгах и, помня еще много из старого , выдумывают новую мораль ,

удобно соединяющую и то и другое . По своему воспитанию , по долгим

годам привычки они склонны ко всему электрическому и ни к какому

сильному отрицанию или сильному утверждению . "

Все сказанное относится к нравственной стороне , но едва ли не

важнее еще здесь сторона умственная: ребенок должен быть свободен ,

то есть окружающие его вещи и люди не должны стоять слишком высоко

над его умственными силами , не

7

должны его подавлять . Ребенок заброшенный , едва ли допускаемый на

глаза , растущий на кухне , с прислугой , - не только образец

кротости , душевного благородства , но и сосуд ярко светящихся

умственных даров; другой , не спускаемый с глаз любящих родителей , с

приставленными мамками учителями , вечно спрашиваемый и развиваемый

,туп нравственно и умственно до степени , которая граничит с

уродливостью . Из бедных , необразованных семей вышли едва ли не все

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты