Философия
2
Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам - эпохи вообще
не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть
кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая
жизнь может быть высоко напряжена, научное и художественное
творчество может бить ключом. Но в обществе нет потребности в
рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется неудовлетворенности и
сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь
общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом
социальных изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно
положенный , по-видимому , строй мыслей и настроений .
Это состояние, напоминающее моменты душевного кризиса у
отдельной личности, когда человек как бы останавливается внезапно в
беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в нужности и
значительностью всего того, что он делал до сих пор.
Такие же моменты раздумья переживают время от времени и идейно
- руководящие слои общества. Крупное национальное бедствие, крушение
идеала, к которому стремились ряд поколений одно за другим,
предчувствие нарастающего социального катаклизма это способно вызвать
глубокие социальные потрясения в общественной психике тех
идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я.
Эти кризисы интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или
выражаются в форме философского искательства. Философия здесь
призвана лечить раны, нанесенные суровой действительностью, от нее
требуют ответа на новые возникающие запросы жизни .
3
Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и
продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских
мыслителей, чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть
нашему поколению. Одной из сложных проблем, поднимающихся в трудах
русских философов, является проблема воспитания и формирования
личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А. Бакунина, Н. А.
Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф . Лосева , Л
. П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К
сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только
планируется , однако , вышедший в свет сборник " Вехи " и сборник
произведений В . В . Розанова уже дают обширный материал для
размышлений и сопоставлений с нашей действительностью .
Философский анализ системы народного образования прошлого века
, анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути выхода
из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова
- " Сумерки просвещения " . Рассмотрим основные положения его
взглядов на проблему воспитания личности .
" Впервые в истории мы наблюдаем в нашем веке , что не ученые
, не церковь , не семья , не любители душ человеческих и знатоки ее
сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив оружие и,
заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные
поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости .
Римляне устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным
смехом , и никогда вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не
допустили бы этой замены себя княжескими или королевскими чиновниками
.
Не будучи само по себе воспитательно , но, заимствуя для
воспитания элементы других сфер - античной древности , христианства ,
наук и философии - государство оценивает степень воспитания мерою
материала, , который через него и
4
усваивается . И так как каждая часть этого материала с него лишь
передается, а не усваивается , через непосредственное в нем
содержание ,то все воспитание естественно получило характер усвоения
переданного , т . е. книжный . Для церкви " воспитанный " значит
религиозный; для семьи - значит любящий , преданный; и даже для
всякого свободного мыслителя " воспитанный " значит крепкий в
суждении , сильный в испытании правды . Напортив для государства , "
воспитанный " - значит усвоивший правила веры , знающий сыновьи
обязанности , наконец , уже достаточно обогащенный знаниями . " *
Розанов ,1889. Сумерки просвещения (В . В . Розанов . - М .
Педагогика , 1990 . - с. 22) .
" Все чувствуют , и уже давно , в Европе странную
безжизненность возрастающих поколений. Они безжизненны не в одном
каком - ни будь отношении , они лишены не каких - ни будь даров,
будучи богато отделены другими . Именно ядра в них нет , из которого
растет всякий дар, всякий порыв , все энергичное в действии или
твердое в сопротивлении . Та " искра Божия " , которая светится в
человеческом образе часто сквозь мрак , его одолевающий , сквозь его
грубость , необузданный произвол невежество , в этих поколениях ,
ничего выдающегося не дурного не делающих , как будто погасла и ее
ничего не способно пробудить . Странная антикультурность, на исходе
19 века самой великой в истории культуры , поражает в них: они не
только не продолжают свое время , но влечет их и убеждает не какая-
нибудь из новых книг , а самая обыкновенная страница из журнала или
газетный листок . Не в способной притягательности этих низин следует
видеть причину этого падения , но в слабости крыльев, , которые не
могут поднять над ними душу . " * Там же стр. . 12
Со множеством деталей , за тщательным взвешиванием количества
поступающих впечатлений была упущена самая важная сторона в каждом из
них
5
что лишь ничем не подрываемое , входя в душу свободно , неторопливо с
ней взаимодействуя , оно оплодотворяет ее; тысячи же прерванных ,
оскопленных впечатлений оставляют ее бесплодной. Тот мир звуков, ,
которые каждая душа в меру даров своих дает в ответ на каждое
ощущение , -был забыт и при системе учащенных , через час
чередующихся впечатлений стерт, сведен к небытию , даже погиб, не
проросши из семени . И между тем в этих вздутиях души , только
ожидающих из вне прикосновения , чтобы дать трещину и обнаружить
свое содержание , и скрывающиеся до времени ее невидимые крылья ,
освободить которые из сдерживающей оболочки , укрепить и научить ими
управлять есть вся задача воспитания . Здесь мы переходим к
необходимости индивидуальности воспитания: на одно и тоже впечатление
всякая отдельная душа ответит разно , и именно в меру того
содержания, , которое с ней послано в мир . И так именно раскрыть это
содержание должен воспитывающий , он никогда не должен обращаться с
чем - ни будь значительным по смыслу к толпе, но всегда к одному
лицу.
Действие этого закона, ,который как только нарушен -
воспитания нет , и обнаруживается в том , что при усиленном
постоянном , но постепенно же прерываемом внушении отдельных
обязанностей интересов , склонностей в школе эти последние вовсе не
прерываются , или отпадают тотчас , как только встречаются потом в
жизни малейшие в себе припядствие . Напротив, один уединенный
разговор , часто с человеком одинакового развития , или случайно
вычитанная мысль становится поворотным пунктом во внутреннем развитии
. Только с любовью , долго, при собственных дарах или любящем учителе
останавливаясь на самом кратком , в несколько минут прочитываемом
произведении , можно впитать в себя тот аромат, , который оно
содержит в себе , живою же душой отозваться на ту жизнь, которая
таинственно завита в нем его давно умершим творцом , и , отозвавшись
пластически
6
видоизменить душу прекрасным , благородным впечатлением , на ее
павшим . Не думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может
произойти при изучении великих произведений с циферблатом в руке ,
есть заблуждение, , которое поистине , нельзя не назвать безумным .
Если окинуть усталым взглядом реалии сегодняшнего дня , то
после прочитанного грустно понимаешь , как был прав в своих искренних
суждениях В.В.Розанов сто лет назад: " Думать , что в отдельные циклы
истории красота человеческой природы была лишь нарастающей и , что в
каждом индивидуальном можно соединить ее отдельные тени , - это также
ошибочно , и вытекает из отсутствия истинного знания о которой-нибудь
из этих теней . Только отряхивая с человека прежнюю красоту , отрицая
ее как величайшую противоположность , появится на нем новый убор
сложных идей и глубоких чувств . Лукавое перед всем преклонение ,
соединенное с холодной готовностью все предать, и есть истинный
результат этого синтетического воспитания, , через которое проводятся
всюду подрастающие поколения Европы . Ни любители они древности , ни
истинные христиане , ни самоотверженные искатели истины - они между
всем этим , вне которой-нибудь из культур , то есть не несут на себе
более одной из них . От этого при существовании у них смутного
религиозного чувства , они не знают , удовлетворить ли его
христианством или буддизмом , будучи довольно начитанными в новых
книгах и, помня еще много из старого , выдумывают новую мораль ,
удобно соединяющую и то и другое . По своему воспитанию , по долгим
годам привычки они склонны ко всему электрическому и ни к какому
сильному отрицанию или сильному утверждению . "
Все сказанное относится к нравственной стороне , но едва ли не
важнее еще здесь сторона умственная: ребенок должен быть свободен ,
то есть окружающие его вещи и люди не должны стоять слишком высоко
над его умственными силами , не
7
должны его подавлять . Ребенок заброшенный , едва ли допускаемый на
глаза , растущий на кухне , с прислугой , - не только образец
кротости , душевного благородства , но и сосуд ярко светящихся
умственных даров; другой , не спускаемый с глаз любящих родителей , с
приставленными мамками учителями , вечно спрашиваемый и развиваемый
,туп нравственно и умственно до степени , которая граничит с
уродливостью . Из бедных , необразованных семей вышли едва ли не все
Страницы: 1, 2