Философия

те независимые умы и смелые характеры, которые в разных сферах

становились реформаторами человеческих обществ. Трудом и нуждою

воспитывается духовно здоровое, сильное; гениальное же в уме или

способное в характере воспитывается бедствием , незаслуженным

несчастьем , продолжительным горем . Оно только одно истинно

углубляет сердце и затворяет разум - сообщает второму великую ,

поражающую всех прозорливость , первому дает совет , всех

привлекающий к человеку , всех ему покоряющий .

Индивидуализм , замкнутость в себе человека - это есть

следствие разлагающей эпохи, но в нем же таится возможность

возрождения эпохи новой .Неисповедимы пути истории ,не вскрыты ее

законы; отчаиваясь , мы бываем иногда накануне самой светлой радости

, радуясь, стоим на краю гибели .

Каждое время, в сущности, имеет такую школу , которую оно

заслуживает . Идеи в устроении так точно отвечают главному в нас ,

что каковы мы - так учим и воспитываем детей . Школа -это, скорее

всего , симптом , показатель нашего внутреннего " Я " . Это пульс,

который бьется тревожно , и мы ясно его нащупываем , когда болезнь

еще глубоко сохранена внутри организма .Школа есть симптом не только

более ясный , но проявляющийся в органе, который наиболее ярко

чувствует , сильнее всего болит; вот почему целить ее мы призваны ,

но , быть может , и сами исцелимся через нее .

Возвратимся вновь к детям . Как это не удивительно ,

индивидуум прочнее общества , долговечнее; и то, что ближе всего

стоит к нему,

8

- семья , она может быть еще тепла , религиозна , может гореть

полной жизнью , когда этой жизни нет уже нигде кругом . Причина этого

кроется в мистических основах семьи , которых не имеет общество:

через нее именно , а не через общество индивидуум сливается со всем

родом человеческим и также соприкасается с тайнами жизни и смерти .

Лишь, когда семья сформировала ребенка , дала ему веру и серьезность

- это все она только может дать ему, - в насыщение , в пособие , как

средство , как посох страннику , пусть дает ему школа все остальное ,

второстепенные сведения .

Как же печально и тяжело осознать роль и функции семьи и школы

в воспитании детей в наши дни . Школа вобрала в себя весь возраст

девочки и мальчика от 8 и до 17 лет . Семье оставлен только труд

родить и дать первое " молочко " . Однако от 9 лет она уже дает

своему ребенку только ночлег , на вечер - комнату и керосиновую лампу

, поутру - чай и еду . Семья превращена в квартиросодержание

собственного сына или дочери , где " права " квартиросодержателя

оборваны , и вообще во всем отступают перед требованиями школы ,

каковы бы и в чем бы они ни заключались . Семья опустела и запустела;

она немного развратилась , она, во всяком случае, стала

бессодержательна и как бы несколько глупа , чуть-чуть отзывается

последствиями , коих не загладить отличным зубрением самых "

одобренных " учебников по самым хитроумным предметам и программам .

Что же школа? Во всем есть две стороны: внешняя и механическая

, внутренняя и субъективная . По самим элементам школы - урок,

учебник , учитель , высиживающий 25 лет , - для этих элементов

доступна работа только над внешними и механическими сторонами

образования. Выучить по Катехизису столько-то страниц , не забыть

пройти пунические войны , неопределенные уравнения она может; но то ,

для чего все это , сама цель " прохождения " - это недоступно ей по

самому существу черствых , несколько деревянистых элементов , из коих

она сложена и всегда

9

останется сложена .

" В толках , время от времени поднимающихся и у нас и на

Западе о средней школе , всегда бывает, слышен один лозунг: " школа с

одним древнем языком! " , " школа с двумя древними языками " , "

латинский язык , начиная с четвертого класса " , " увеличить

преподавание философии " , " ввести в программу естественные науки "

- и ничего еще , ничего другого мы не услышим , никому не приходит на

ум поднять вопрос о существовании самой трафаретки , выбивающей

штемпель " интеллигентности " на ребенке, после чего он оказывается

негодным или мало годным к какому-нибудь употреблению . " * Розанов .

Педагогические трафаретки (В.В.Розанов . - М.Педагогика, 1990. -с.

169).

" Школа нового типа , у нас и на Западе , вообще бескультурна;

она бескультурна с малыми программами, как и с большими ,

естественными науками, как и с древними языками . И очень ясна

причина этой бес культурности . Задача и способы образования и

особенно воспитания в ней преобразованы исключительно с требованиями

бюрократического удобства ,бюрократических навыков , установившихся

способов руководить , работать , воздействовать , наконец ,

наблюдать, размышлять .

Восемь лет делать видимость умственного труда без всякого

действительно умственного труда , без развития , без возрастания ,

без озарения , без просветления - к этому способны, это могут вынести

лишь вялые , инертные души .

Тайна в развенчании бюрократических форм , примененных к

духовному деланию, , в котором они вовсе не применимы; в создании

условий культурного труда , культурного воздействия учителя на

ученика , культурного восприятия учеником этих воздействий; в

выработке идеальных способов воздействовать на духовные стороны в

мальчике , юноше , девушке . Дайте нам просвещенного , образованного

10

человека , дайте нам человека не на словах гуманного - вот чего мы

днем с огнем не можем отыскать; а уж будет ли он инженер , чиновник ,

учитель - это второстепенно . " * там же , с.172.

Пять уроков в день , пять разнородных предметов внимания в

утреннюю половину дня , в классное время , и столько же предметов

внимания во вторую половину дня , во время приготовления уроков на

завтра . Десять разнородных интересов за день; десять пережитых

впечатлений , между собою не связанных и не связуемых . Вот где не

найденный , никому не приходивший на ум корень опустошительного

действия новой школы , не у нас только , но и в целой Европе: ибо

каким же мелкими , тусклыми черточками ложатся эти впечатления на

душу; какая же нужна душа , чтобы , равнодушно покидая один предмет ,

бесстрастно переходить к другому , но и на нем , как и на предыдущем

, не держать внимания более чем 55 минут .

Не ясно ли , где источник упадка духовных сил всей Европы за

последние полвека , то есть именно за то время , когда школа из

захудалой , заброшенной , руководимой частным человеком или духовной

корпорацией , стала интенсивно работающей фабрикой под наблюдением

государственных инспекторов и с государственными рабочими , некоторым

интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу ,

как некогда Парацельс производил своего гомункула .

11

Три принципа образования видятся равно нарушенными во всех

типах школ, во всех борющихся системах; и от этого нарушения

результаты всех их так сомнительны , так горьки для самих

образующихся . Эти принципы следующие:

1. Принцип индивидуальности . " Он требует, чтобы как в

образуемом (ученик) , так и в образующем (учебный материал) была по

возможности сохранена индивидуальность , это драгоценейшее в человеке

и в его творчестве . Где она не сохранена , подавлена или в

пренебрежении , там образования совершенно не происходит - вот моя

мысль; только как личность, как этот определенный человек , а не "

человек вообще " , я могу быть наиболее изобретателен в мыслях ,

своих чувствованиях , упорен , тверд в стремлениях . " Личность " -

вот высшее , глубочайшее определение; и, отвечая этому определению ,

каков бы ни был тип школы ,система образования только та будет

образовательною , где не будет нарушен этот принцип индивидуальности

. Как это может быть сделано? Что это значит?

Сохраните ребенка как можно долее в семье, поставьте его потом

как можно ближе к Церкви - вот требование этого принципа в том , что

касается образуемого (ученик): по самой своей природе семья и Церковь

индивидуальны в способах своего воздействия , в своем воззрении на

человека - в том , как относятся к нему " .*

Розанов. Три главные

принципа образования (В.В.Розанов . -М. Педагогика , 1990.-с.92).

И в обратность этому , менее всего доверяйте большим , хорошо

дисциплинированным школам . Можно быть уверенным , все недостатки

школы здесь есть в увеличенном виде , " течение всех болезней дурно "

. Берегите маленькие школы , плодите их и недоверчиво смотрите на

всякую огромную , в 2-3 этажа , педагогическую махину , со многими

сотнями учеников , десятками учителей . В маленькой школе всякий

недостаток ученика рано виден; всякая мать может прийти в такую

12

школу с указанием необходимости обратить внимание на тот или иной

недостаток сына . Здесь возможно общение , которое, в сущности, не

возможно между семьей - слишком малым миром и гимназией - миром

слишком большим и сложным , " высокоумным " .

2. Принцип целости . " Он требует , чтобы всякое входящее в

душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением , пока

оно не внедрилось , не окончила своего взаимодействия с нею , потому

что лишь успокоенный в себе , незанятый ум может начать воспринимать

плодотворно новые серии впечатлений . Отсутствие разорванности в

группах знаний , в художественном чувстве в волевом стремлении -вот

требование этого принципа; он указывает, что нельзя дробить очень

сильно значения , ощущения; что , так раздробленные , будучи и вполне

приняты , они уже вовсе не оказываются тем , чем были в начале , что

они суть в себе самих , в своей целостности. Именно культурного ,

образующего , воспитывающего значения они не удерживают в себе при

этом " . * там же , с.96.

Школа , где нарушен принцип индивидуальности , не воспитывает

, не образует; где нарушен принцип целости - не влияет , не сообщает,

каких либо убеждений , не дает веры во что-нибудь . Но удивительное

ли это явление , что в новых иезуитских , в средневековых

схоластических , наконец , в древних греческих школах юноша входит

всюду с верой , с преданностью тому , чему его , хотя и немного ,

несовершенно , грубо ,учили ,- с верой в культуру , в образование , в

гражданственность своего времени; и только в школах современного типа

, так изощренно трудящихся над нашими детьми , и , несомненно ,

трудящихся в полном согласии с духом и воззрениями отцов , дети

почему-то становятся безразличными ко всему , чему эти отцы верят ,

что они исповедуют , в чем их , наконец , воспитывают? Почему в школе

не завязываются

13

никакие сильные впечатления , интересы,привязанности - умственные ,

эстетические , религиозные , гражданские? Часто представляются

вопросы: отчего случайная встреча с человеком , даже одинакового

умственного развития , но противоположного склада убеждений ,иногда

неизгладимо влияет на нас , преображает нас? И от чего никогда эти

действия не оказывает школа , школа именно нового типа? Где лежит

разница и в чем вообще заключается тайна влиятельности?

3. Принцип единства типа есть третий и последний , на котором

может быть построено истинное образование . " Он состоит в требовании

, чтобы все образующие впечатления , падающие на данную единичную

душу , или , что тоже , исходящее из данной единичной школы , были

непременно одного типа , а не разнородные или не противоположные .

Иными словами: они должны идти из источника одной какой-нибудь

исторической культуры , где они все развились друг из друга , а не

друг против друга или друг подле друга , как это было в смежных ,

сменявшихся во времени цивилизациях . Нужно оставить попытки

соединить христианство с классической древностью , или жития святых с

алгеброй , думая , что все это также удобно совмещается в душе

ребенка , как учебник алгебры и Катехизис совмещаются в его сумке .

Никогда этой сумкой не станет человек -напрасны на это надежды:

тайком , с непреодолимым отвращением он выкинет из себя и Катехизис и

алгебру и останется пустым , открытым для всех влияний - как это и

есть , как это мы наблюдаем с ужасом ,не понимая ,что своими руками

подготовляем этот ужас . Есть в природе закон , по которому два луча

света , известным образом направленные , взаимно интерферируются и

вместо того ,чтобы производить усиленное освещение , производят

темноту; есть нечто подобное и в душевной жизни человека: и в ней

также интерферируются образующие впечатления , если они

противоположны по своему типу , и вместо того ,

14

чтобы просвещать ум и сердце , погружают их в совершенный мрак .

Этот мрак хаоса , когда сведения есть , когда знаний много и , однако

, нет из них ни одного дорогого , не осталось и тени веры во что-

нибудь ,убеждения , готовности ,потребности , - кто теперь не узнает

его в себе , не скажет: " Это - я , это - моя пустота? " *

там же с. 100.

15

Современное состояние общества , резкий недостаток в нем ярких

личностей , критическое положение системы народного образования ,

бесполезные попытки ее реформировать ничего не меняя в корне,

показывает , что не верны сами принципы формирующие личность .

Со времени октябрьской революции формирование " гармонически

развитой " личности базируется на принципе коммунистического

воспитания , которое предполагает формирование такой личности путем

планомерного и целеустремленного воздействия в процессе построения

социализма и коммунизма .

Для достижения всестороннего развития человек, прежде всего,

должен обладать последовательным коммунистическим мировоззрением .

Всестороннее развитие личности означает также реформирование у нее

высокой общественной культуры , широкого научного и технического

кругозора , приверженности к прекрасному в жизни и искусстве . Именно

поэтому коммунистическая партия выдвинула принцип комплексного

подхода к воспитанию , включающему образование , идейно политическое

, правовое , атеистическое , нравственное , трудовое , эстетическое и

физическое воспитание ...

То , к чему может привести общество подобная система

образования мы ясно ощущаем сейчас . Но ведь об этом писали еще в

начале века! Так Сергей Булгаков в работе " Героизм и подвижничество

" предупреждал нас о грозящей катастрофе:

" Задачи народного просвещения понимаются просветительски ,то

есть, прежде всего, как развитие ума и обогащение знаниями . Впрочем,

за недостатком времени , возможности и ,что еще важнее ,

образованности у самих просветителей , эта задача заменяется

догматическим изложением учений , господствующих в данное время в

данной партии (все это под маркой самой строгой научности) ,или же

сообщением разрозненных знаний из разных областей . Во всяком случае

,

16

задача просвещения ставится впереди первоначального обучения , то

есть сообщения элементарных знаний или просто грамотности .

Все мы уже видели , как содрогнулась народная душа после

прививке ей в значительной дозе просвещения в указанном смысле , как

прискорбна была ее реакция на эту духовную опустошенность в виде

роста преступности сначала под идейным предлогом , а потом и без

этого предлога . Ошибочно думать , что русское просвещение и русская

культура может быть построена на атеизме , как духовном основании , с

пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого

простым сообщением знаний . Человеческая личность есть не только

интеллект , но прежде всего воля , характер , и пренебрежение этим

жестоко мстит за себя . Разрушение в народе вековых религиозно-

нравственных устоев освобождает в нем темные стихии , которых так

много в русской истории , глубоко отравленной злой татарщиной и

инстинктами кочевников-завоевателей . Интеллигентское

просветительство пробуждает эти инстинкты и возвращает Россию к

хаотическому состоянию .

Отсюда понятны причины глубокой духовной распри , раздирающей

Россию в настоящее время ..." * Булгаков , 1909. Героизм и

подвижничество (С.Н.Булгаков Вехи. -М. 1990. с.48).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты