Философия Человека
Реферат
По философии
На тему:
Философия Человека
План:
1. Проблема человека в истории философии
2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?
3. Проблема личности в философии
1. Проблема человека в истории философии
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это
кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал:
"Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а
просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие
обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-
метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное
разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому
подобными возвышенными свойствами...".
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями.
Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных
знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и
собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе
влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная
философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно
проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую
В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".
Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской
культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его
мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда
находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее
естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,
сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек
является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы
конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего
развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и
устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии
с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в
целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии
можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного
принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что
именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования,
насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла
существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек
превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с
какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств
философского анализа он рассматривается.
Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских
исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда
был для нее проблемой наиважнейшей.
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека
четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии -
в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних
людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из
окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего
родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в
тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении
растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и
которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы,
сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует
забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось
от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным
мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной
формой общественного сознания.
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее
"стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему.
Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если для
древних латинян характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии и
Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как продолжение
иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить
человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а
лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни
выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего.
"Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо),
узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает цели и
избавляется от печали" (Древнеиндийская философия. М.,1972. С.250.).
Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей
древневосточой философии, не предполагает активности в реализации
личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает
статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на
почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и
социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования
внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ
восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу,
государству, старшему по чину или возрасту.
Античнаяая философия сформировала основные западно- европейские подходы к
выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы.
Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в
ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка
определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение
человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что
только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают,
но не понимают.
Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут,
раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря
прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному
Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и
справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному
стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного
миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности
и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность,
говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие,
углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными
все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История античной
эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируют
софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской
философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего
интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу
принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку
нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать
дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное
место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней
главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть
не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая
делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика
человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в
которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина
такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех
приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть
главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.
Что касается связанного с именем Платона определения человека, как
двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не
принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него
этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",
занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека.
Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с
обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного
мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое
существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен
направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и
управляется законами.
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием
христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь
духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения.
Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи
средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и
обосновывала идею греховной сущности человека.
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин
Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет
плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по
человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине...
Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу"
(Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из этой