Философия Древнего Китая (Даосизм)

Философия Древнего Китая (Даосизм)

Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине

второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в который обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в меньшей степени в

земледелии, а также в домашнем хозяйстве и строительстве.

История всех философий древности свидетельствует о том, что

мифологические воззрения родового общества оказали влияние на процесс

становления основ научных знаний. Философия зарождалась в недрах

мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением

в этом отношении и история древнекитайской философии.

ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ.

В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые

явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль

предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими

сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и

общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на

землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел,

применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и

промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период

характеризуется расцветом культуры и философии. Наследственная

рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи

«неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя их применительно к

особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в

оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против

веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной

смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти

«идеальный закон» управления страной, выработать новые правила

взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить

место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения

человека с природой, государством и другими людьми.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на

период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской

философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-

социальной мысли, как «Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно в

этот период происходит формирование китайской философской школы – даосизма,

которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие

китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те

понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей

последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой

ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в

многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и

«Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае

своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко

выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии

политической практике.

Философы, первооснователи и распространители разных школ,

странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный

общественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это

привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными

классами и социальными группами населения в обществе, заняли господствующее

место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни

общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными

социальными группами,- вот что преимущественно интересовало философов

Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связана с

тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за

небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии,

т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам

естествознания.

Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила

ее предмет. Обособленность древней китайской философии от естествознания и

неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того,

что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства

китайский философских школ метод логического анализа остался фактически

неизвестным.

ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.)

приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там

названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа

служилых людей» - жуцзя (конфуцианцы), «школа моистов», «школа листов» -

минцзя, «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о

дао и дэ – даосистов.

Но при всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям –

даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАО.

У китайской философии общее происхождение, единый корень – культура

Дао, которую различно реставрировали с разных мировоззренческих позиций. В

социальном и теоретическом срезах ее становление включает два периода:

родовой и переходный от рода к государству. На этапе родового строя Дао

рассматривается как живой символ и живая органическая культура. Древние

философские представления раскрывают рождение Дао в космической пустоте

(сюй). Под влиянием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум

заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом лгненно-светлом

спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо), которое и несет в

себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность.

Собственное вращение эмбриона Дао дает ему расширение и дифференциацию. Он

делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: один элемент в

центре, четыре по сторонам света. Пять элементов располагаются и по

вертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементы

горизонтали и вертикали – зеркальные аналоги друг друга.

Вращаясь в круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно

заходят в центр, а части вертикального столба пронзают центр и двигаются

туда-сюда. Зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один

бинарный элемент. Полный цикл сопряжения сплетает 25-частную спираль Дао.

Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-

космический ритм инь («женское» начало), а вертикального – ян («мужское»).

Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый

ритм цзы («детские» элементы). Функции энергетических движителей спирали

выполняют две зеркальные триады (по вертикали и горизонтали) инь-цзы-ян.

Спираль Дао разделяет телесно-духовно-идеальную сущность эмбриона Дао и

создает Космос: телесная темная сущность образует Землю, идеальная легкая и

светлая поднимается и образует из светящихся облаков, солнца, луны, звезд и

созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветром посередине. Тео-зоо-

антропоморфная сущность разграничивается таким образом: первопредок – Бог

помещается на Небе, человек – в центре, вещи – на Земле. В сферическом

объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной

свободно превращаются в элементы двух других. Нескончаемая жизненность Дао

обеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения

(у), песнопения – словесно-смысловую (гэ). Пять цветов и пять тонов

сферического организма-космоса Дао дает ему возможность петь и танцевать в

ритмах собственной природы. Телесная, духовная и идеальная сущности спирали

Дао скрывают смысловые узоры, которые человек использует в качестве

иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Например,

горизонтальный пятичастотный крест представляет собой:

|Пять физических |Пять духовных элементов |Пять идеально-числовых |

|элементов | |элементов |

|Огонь |И (Долг) |7/2 |

|Дерево-Земля-Металл |Ли-Дэ-Синь |8/3-5/10-4/9 |

| |(Ритуал) | |

| |(Добродетель) | |

| |(Доверие) | |

|Вода |Жэнь |1/6 |

| |(Человеколюбие) | |

Линейное воспроизведение связи элементов пяти горизонтальных витков и

пяти вертикальных столбов представляет графическую формулу генетического

кода спирали культуры Дао, которая и является ключом к дешифровке сфер

китайской культуры, основывающейся на Дао.

Техническое производство деформирует гармоничную спираль Дао,

выбивает центральный элемент, не его месте образуется пустота. Естественный

поток генерации распадается, телесная, духовная и идеальная сущность

расслаиваются, дезинтегрируется единство первопредка-бога, человека и вещи.

Вверженный в хаос космос Дао умиротворяется мудрой личностью, занимающей

место пустого центра сферы Дао и пытающейся воссоздать былую гармонию. Так

рождается первая философия: онтология – введение телесных

противоположностей в непротиворечивое тождество, психология – духовных

противоположностей, гносеология – идеальных. Направленность нпа человека,

первопредка-бога и вещь дают еще антропологию, теологию, космологию. Вот

почему древнекитайские философы называются цзы, поскольку занимают центр в

спиральной системе Дао (Лаоцзы, Кунцзы и т.д.). Философствование принимает

ценностную направленность – на гармонию вертикальной составляющей спирали и

космоса Дао: все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты