Философия Древнего Китая (Даосизм)
Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине
второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в который обращали
захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в меньшей степени в
земледелии, а также в домашнем хозяйстве и строительстве.
История всех философий древности свидетельствует о том, что
мифологические воззрения родового общества оказали влияние на процесс
становления основ научных знаний. Философия зарождалась в недрах
мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением
в этом отношении и история древнекитайской философии.
ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ.
В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые
явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль
предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими
сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и
общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на
землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел,
применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и
промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период
характеризуется расцветом культуры и философии. Наследственная
рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи
«неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя их применительно к
особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в
оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против
веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной
смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти
«идеальный закон» управления страной, выработать новые правила
взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить
место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения
человека с природой, государством и другими людьми.
Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на
период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской
философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-
социальной мысли, как «Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно в
этот период происходит формирование китайской философской школы – даосизма,
которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие
китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те
понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей
последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой
ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в
многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и
«Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к
четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае
своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко
выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии
политической практике.
Философы, первооснователи и распространители разных школ,
странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный
общественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это
привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными
классами и социальными группами населения в обществе, заняли господствующее
место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни
общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными
социальными группами,- вот что преимущественно интересовало философов
Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связана с
тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за
небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии,
т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам
естествознания.
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила
ее предмет. Обособленность древней китайской философии от естествознания и
неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того,
что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства
китайский философских школ метод логического анализа остался фактически
неизвестным.
ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.)
приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там
названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа
служилых людей» - жуцзя (конфуцианцы), «школа моистов», «школа листов» -
минцзя, «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о
дао и дэ – даосистов.
Но при всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям –
даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАО.
У китайской философии общее происхождение, единый корень – культура
Дао, которую различно реставрировали с разных мировоззренческих позиций. В
социальном и теоретическом срезах ее становление включает два периода:
родовой и переходный от рода к государству. На этапе родового строя Дао
рассматривается как живой символ и живая органическая культура. Древние
философские представления раскрывают рождение Дао в космической пустоте
(сюй). Под влиянием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум
заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом лгненно-светлом
спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо), которое и несет в
себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность.
Собственное вращение эмбриона Дао дает ему расширение и дифференциацию. Он
делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: один элемент в
центре, четыре по сторонам света. Пять элементов располагаются и по
вертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементы
горизонтали и вертикали – зеркальные аналоги друг друга.
Вращаясь в круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно
заходят в центр, а части вертикального столба пронзают центр и двигаются
туда-сюда. Зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один
бинарный элемент. Полный цикл сопряжения сплетает 25-частную спираль Дао.
Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-
космический ритм инь («женское» начало), а вертикального – ян («мужское»).
Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый
ритм цзы («детские» элементы). Функции энергетических движителей спирали
выполняют две зеркальные триады (по вертикали и горизонтали) инь-цзы-ян.
Спираль Дао разделяет телесно-духовно-идеальную сущность эмбриона Дао и
создает Космос: телесная темная сущность образует Землю, идеальная легкая и
светлая поднимается и образует из светящихся облаков, солнца, луны, звезд и
созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветром посередине. Тео-зоо-
антропоморфная сущность разграничивается таким образом: первопредок – Бог
помещается на Небе, человек – в центре, вещи – на Земле. В сферическом
объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной
свободно превращаются в элементы двух других. Нескончаемая жизненность Дао
обеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения
(у), песнопения – словесно-смысловую (гэ). Пять цветов и пять тонов
сферического организма-космоса Дао дает ему возможность петь и танцевать в
ритмах собственной природы. Телесная, духовная и идеальная сущности спирали
Дао скрывают смысловые узоры, которые человек использует в качестве
иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Например,
горизонтальный пятичастотный крест представляет собой:
|Пять физических |Пять духовных элементов |Пять идеально-числовых |
|элементов | |элементов |
|Огонь |И (Долг) |7/2 |
|Дерево-Земля-Металл |Ли-Дэ-Синь |8/3-5/10-4/9 |
| |(Ритуал) | |
| |(Добродетель) | |
| |(Доверие) | |
|Вода |Жэнь |1/6 |
| |(Человеколюбие) | |
Линейное воспроизведение связи элементов пяти горизонтальных витков и
пяти вертикальных столбов представляет графическую формулу генетического
кода спирали культуры Дао, которая и является ключом к дешифровке сфер
китайской культуры, основывающейся на Дао.
Техническое производство деформирует гармоничную спираль Дао,
выбивает центральный элемент, не его месте образуется пустота. Естественный
поток генерации распадается, телесная, духовная и идеальная сущность
расслаиваются, дезинтегрируется единство первопредка-бога, человека и вещи.
Вверженный в хаос космос Дао умиротворяется мудрой личностью, занимающей
место пустого центра сферы Дао и пытающейся воссоздать былую гармонию. Так
рождается первая философия: онтология – введение телесных
противоположностей в непротиворечивое тождество, психология – духовных
противоположностей, гносеология – идеальных. Направленность нпа человека,
первопредка-бога и вещь дают еще антропологию, теологию, космологию. Вот
почему древнекитайские философы называются цзы, поскольку занимают центр в
спиральной системе Дао (Лаоцзы, Кунцзы и т.д.). Философствование принимает
ценностную направленность – на гармонию вертикальной составляющей спирали и
космоса Дао: все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они
Страницы: 1, 2