Философия древнего мира

присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е.

признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.

Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях,

происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как

относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие

существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие

существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем.

Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и

будет, что у Вселенной нет ни конца , ни размеров (Анаксимен, Эпикур,

Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен,

беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо

преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким

образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия.

Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на

тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).

Понятие “бытие” имеет несколько значений. Во-первых оно

употребляется как синоним существующего. Бытие является философской

категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от

сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения

его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Вопрос понимания

бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса

философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития

философии. Люди на протяжении всей истории стояли, и стоят перед жизненно

важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно

сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени,

неуничтожимо, и жить “с оглядкой “ на него, либо объявить своё собственное

существование самодостаточным, автономным, не нуждающегося в помощи и

покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной

выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия

свободы.

Существующий мир бесконечно многообразен. Устанавливая определённое

сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений,

процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща

общность формы бытия. Можно выделить следующие различающиеся, но в то же

время взаимосвязанные основные формы бытия:

Бытие вещей (тел), объектов, процессов, которые, в свою очередь делятся на:

бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; и на

бытие вещей, процессов, произведённых человеком;

Бытие человека, которое подразделяется на – бытие человека в мире вещей и

бытие специфически человеческое;

Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное

духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

Бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие

отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Тема бытия начинается с вопроса о “смысле жизни”. Когда философы

осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету

ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о

непреходящем и вечном бытии.

Проблема бытия введена в философию Парменидом (5-4 в.до.н.э.) как

ответ на определённый социальный и экзистенциальный запрос. Люди стали

терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и норму

социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и

порядок природных и социальных процессов останется стабильным. В глубинах

человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых

гарантов человеческого существования, людям нужна была опора в их жизни.

Философия в лице Парменида попыталась успокоить смятенную душу античного

человека, оповестив людей об открытии Абсолютной мысли, которая удерживает

мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надёжность.

Люди снова обрели уверенность в том, что всё подчиняется порядку с

необходимостью. Необходимость Парменид назвал божеством, Правдой,

Провидением, Судьбой, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная

мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль

человеческая, а Логос – Космический Разум. Человеческий ум способен что-то

знать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с

Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню

человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить и постигать истину,

ибо не человек постигает истину, а истина открывается ему через контакт с

бытием. Бытие едино и неизменно, в нём заключена вся полнота совершенств,

среди которых главными считались Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и

не уничтожается. Оно свет, но особый, “увидеть который можно только очами

разума”. Бытие есть мысль и постижимо только в мысли. Оно в понимании

античных философов, не выступает творцом мира, потому что мир существовал

всегда.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает

определенные ограничения на деятельность человека, заставляет соизмерять с

ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех

форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки,

границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно

изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности

превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой

является противоборство материалистического и идеалистического подходов.

Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как

идеальные.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие

философы 6 – 4 веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с

материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Космос – понятие, впервые введённое Пифагором для обозначения

упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу. Сторонники

пифагореизма – сторонники учения о числовой основе мировоззрения. Именно

пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и

совершенство, т.к. главным свойством Космоса считалась Гармония сфер.

Совершенство космоса доказали пифагорейцы, основано на определённых

числовых соотношениях, которые лежат в основе движения небесных светил, в

основе музыкальной гармонии и даже заключены в пропорциях человеческого

тела. “Космэ” в переводе с греческого означает “Красота”. В истории

философской масли использование понятия “Космос” вело либо к признанию роли

Творца (демиурга), либо космотеизма. Пифагор и Платон учили о числе как

основе Космоса и об эйдосе как своеобразном духовном алгоритме, на основе

которого строится физическая реальность. Человек действительно своеобразный

микрокосмос, встроенный в структуру макрокосмоса и имеющий дар свободы

выбора своего поведения.

В древней Индии источником философской мысли (мудрости) была так

называемая ведическая литература (“веды” – знание) – обширный набор

текстов, которые составлялись в течении десяти столетий (1500 – 600 лет до

н.э.). В одном из ведических гимнов говорится, что в начале было “нечто

одно”, нерасчленённое. Начало творению положило жертвоприношение.

Космический великан Пуруша был разделён на части и стал и стал источником

жизни всех живых существ. Итак, “у всего сущего и у всех богов одно начало

– жертвоприношение”. Действительно солнце дарит своё тепло и свет, чтобы

могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здоровье для

воспитания своих детей. Всё существующее (и люди, и животные, и ручьи, и

ветер и т.д.) имеют живую, бессмертную душу, поэтому можно умолять гору,

просить прощения у дерева, приказывать облакам и т.д. Таким образом, для

древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и

Космоса были очевидны.

В древнекитайской философии – человек тоже часть Космоса,

соединяющая в себе два начала: тёмное и светлое, мужское и женское,

активное и пассивное. Человек занимает как бы срединное положение в мире и

призван преодолевать расколотость мира на 2 начала: Инь (свет) и Янь

(тьму).Такое положение определяет “срединный путь” человека, его роль

посредника: “Передаю, но не творю”. Через человека, сына Неба, небесная

благодать нисходит на Землю и распространяется повсюду. Человек – не царь

Вселенной, не покоритель природы. Наряду с философскими воззрениями,

проповедавших созерцательную пассивность человека, в др. Китае появились

учения, в центре которых была личность “не для себя”, а для общества. Это

относится прежде всего к философской школе Конфуция и его последователей.

Согласно этого учения гуманность и милосердие должны пронизывать отношения

между людьми (идеал благородного мужа). В своей повседневной жизни люди

должны руководствоваться определёнными правилами: помогать другим достичь

того, к чему стремишься сам, не делать того, чего не желаешь себе. В целом

можно сделать вывод, что в древневосточной философии ещё не было

представления о человеке как личности, отделённой от Космоса. Высшей

ценностью считается не индивид, а некий безличный Абсолют (дух Вселенной,

Небо и т.д.) Человек должен подчиняться установленному порядку. В то же

время зарождаются новые принципы отношений между людьми: гуманизм, добро,

милосердие.

В античной философии, философы воспринимали природу, как полноту

бытия (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека,

выступает идеалом совершенства. Средневековая философия развивает концепцию

ущербности природы, как результата грехопадения человека. Человек развивал

свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Философы

ВОЗРОЖДЕНИЯ сближают бога и мир. Философия ВОЗРОЖДЕНИЯ фактически

реализовала лозунг “Назад к природе”. В античной философии человек

рассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса, а

с другой – либо как существо, производное от объективного бытия вечных идей

и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Здесь раньше

развилась работорговля и выросшая на их основе культура. (связана с

культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизации,

пришедшая оттуда математика, астрономия, обработка мифологии в поэзии и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты