Философия древнего мира

того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть

или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение

Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это

служило оправданием для негативного отношения к природе и даже

обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла

стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает

для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму

средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее

развращенной и порочной человеческой цивилизации.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,

существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась

постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во

взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения

формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным

пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и

социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие

общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным

социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе

потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое

закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,

человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных

законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в

человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне

активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,

навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к

поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”

традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление

и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив

придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе

предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,

являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков

производственных отношений.

Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,

процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,

Соч., том 23, стр.188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,

обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается

частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей

спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -

географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения

его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло

окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,

как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство

ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только

переместил в другие климатические условия различные виды растений и

животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается

развитием материального производства, науки и техники, общественных

потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу

нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение

рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок

географической среды. Если лишить современную географическую среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество

в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек

геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому

качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,

разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не

отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития

биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и

всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она

предполагает не только использование достижений наук, но и разумное

сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы

отношения к природе - родному дому человечества.

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный

характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его

собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с

естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй

природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,

человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.

Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается

зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного

использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне

динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов

приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа

зависит от него.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним

части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.

“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его

тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,

чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с

природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека

и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.

92).

Природа в философской рефлексии понимается как всё сущее, весь мир,

подлежащий изучению методами естествознания. Общество – это особая часть

природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека.

Взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная

проблема философии и всего гуманитарного знания. В широком смысле слова под

природой понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле слова природа

рассматривается как-то, что породило и окружает человека, служит для него

объектом познания. Природа – это объект естествознания, и его рамки

определяются технологическими возможностями человечества для познания

закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями

человека. В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом,

поскольку она является естественным условием существования людей. Общество,

в свою очередь, предстаёт как обособившаяся часть природы, условие и

продукт человеческой деятельности.

2. Платон, как основоположник объективного идеализма.

Философское наследие гениального мыслителя весьма обширно, а

влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной

жизни в течение многих лет. Созданное им философская система нашли много

последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое

отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов

Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание,

что, ”сопоставляя новейшие идеалистические системы с учением Платона,

современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма,

ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели

заблуждений этого великого мыслителя”[1], все равно очевиден его

огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому

обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и

немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне

обоснованным.

Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической

семье (по линии отца он был потомком последнего аттического царя Кодра, не

менее знатным был и род его матери). Столь высокое происхождение

представляло широчайшие возможности для физического и духовного

совершенствования. Известно, что Платон уделял много внимания

художественной деятельности (и небезуспешно), а также получал призы в

весьма престижных спортивных состязаниях. Но в историю античной культуры

Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или

выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как

философ, у которого “больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью”[2] и

который “свои теоретические построения выстрадал всей свое благородной

эллинской душой”[3].Платон слывёт наиболее выдающимся философом

классического этапа философии Древней Греции (427-347 гг. до н.э.) Он

представитель афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет

случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом

Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ

был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,

после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие

в его политической жизни. Платон впервые создает академию.

Он является основателем объективного идеализма. Согласно учению

Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные

вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени

идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до

рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на

грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она

вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой

своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают

человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и

заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом

душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты