того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть
или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение
Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это
служило оправданием для негативного отношения к природе и даже
обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла
стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает
для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась
постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения
формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным
пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и
социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие
общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным
социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе
потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое
закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,
человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных
законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в
человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне
активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,
навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к
поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”
традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление
и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив
придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе
предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,
являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков
производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., том 23, стр.188).
Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,
обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество остается
частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей
спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -
географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения
его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло
окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,
как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство
ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только
переместил в другие климатические условия различные виды растений и
животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается
развитием материального производства, науки и техники, общественных
потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу
нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение
рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок
географической среды. Если лишить современную географическую среду ее
свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество
в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек
геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,
разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и
всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она
предполагает не только использование достижений наук, но и разумное
сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы
отношения к природе - родному дому человечества.
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный
характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его
собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй
природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.
Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается
зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного
использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне
динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов
приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа
зависит от него.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним
части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.
“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его
тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,
чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с
природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека
и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.
92).
Природа в философской рефлексии понимается как всё сущее, весь мир,
подлежащий изучению методами естествознания. Общество – это особая часть
природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека.
Взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная
проблема философии и всего гуманитарного знания. В широком смысле слова под
природой понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле слова природа
рассматривается как-то, что породило и окружает человека, служит для него
объектом познания. Природа – это объект естествознания, и его рамки
определяются технологическими возможностями человечества для познания
закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями
человека. В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом,
поскольку она является естественным условием существования людей. Общество,
в свою очередь, предстаёт как обособившаяся часть природы, условие и
продукт человеческой деятельности.
2. Платон, как основоположник объективного идеализма.
Философское наследие гениального мыслителя весьма обширно, а
влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной
жизни в течение многих лет. Созданное им философская система нашли много
последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое
отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов
Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание,
что, ”сопоставляя новейшие идеалистические системы с учением Платона,
современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма,
ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели
заблуждений этого великого мыслителя”[1], все равно очевиден его
огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому
обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и
немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне
обоснованным.
Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической
семье (по линии отца он был потомком последнего аттического царя Кодра, не
менее знатным был и род его матери). Столь высокое происхождение
представляло широчайшие возможности для физического и духовного
совершенствования. Известно, что Платон уделял много внимания
художественной деятельности (и небезуспешно), а также получал призы в
весьма престижных спортивных состязаниях. Но в историю античной культуры
Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или
выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как
философ, у которого “больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью”[2] и
который “свои теоретические построения выстрадал всей свое благородной
эллинской душой”[3].Платон слывёт наиболее выдающимся философом
классического этапа философии Древней Греции (427-347 гг. до н.э.) Он
представитель афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет
случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом
Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ
был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,
после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие
в его политической жизни. Платон впервые создает академию.
Он является основателем объективного идеализма. Согласно учению
Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные
вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени
идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до
рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на
грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она
вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой
своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают
человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и
заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом
душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но