терпимости по отношению к другим учениям.
(4. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы. Философия
джайнизма получила свое название по имени одного из основателей –
Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").
В основе Джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся
исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем
фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы –
это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не
является душой). Материя – одна из разновидностей адживы, обладающая
качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и
доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является
результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не
существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ,
воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем
не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща,
всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором
она живет.
Цель учения джайнизма - достижение такого обpаза жизни, пpи котоpом
возможно освобождение человека от стpастей. Главным пpизнаком души у
человека джайнизм считает pазвитие сознания. Степень сознательности людей
pазлична. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И
несмотpя на то, что по пpиpоде душа совеpшенна и возможности ее
безгpаничны, в том числе безгpаничны возможности познания; душа (скованная
телом) несет в себе также и бpемя пpошлых жизней, пpошлых действий, чувств
и мыслей. Пpичина огpаниченности души – в ее пpивязанностях и стpастях. И
здесь огpомна pоль знания, только оно способно освободить душу от
пpивязанностей, от матеpии. Это знание пеpедается учителями, котоpые
победили (отсюда Джина - Победитель) собственные стpасти и способны научить
этому дpугих. Знание - это не только послушание учителю, но и пpавильное
поведение, обpаз действий. Освобождение от стpастей достигается с помощью
аскетизма.
Буддизм
Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной
религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой
(просветленным). Выдвинул три положения :жизнь исполнена страданий,
существует причина возникновения страданийй, есть возможность избавления от
страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и
достижение «высшего просветления» – нирваны. Нирвана – состояние полной
невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от
мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность
не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний
сознания. Все существующее в мире временно.
Локаята (Чарвака)
Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом
Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение
называют «Чарвакой»).
В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из
четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно
и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием
каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы
сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате
сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание
распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей
разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение.
Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех
же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает
существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и прежде всего
бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование
какого-либо другого мира, кроме материального.
II.Философия Древнего Китая
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине
второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали
захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке
до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем
Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок
господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из
отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в
них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное
сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным
божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком
племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков,
который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная
представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь
и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие
зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала
вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы
общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские
трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам
для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы
правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют
историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.
Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех
мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести
мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не
мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов
и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной
истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,
учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для
проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,
использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история
древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь
имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.
Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых
династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала,
отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие,
взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в
китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения
Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом
пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало
от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о
небе и земле, о “восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых
лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции,
которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,
металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III
в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в
централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период
характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”,
прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения
непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако
подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период
VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской
философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-
социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”,
“Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители
Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы -
даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие
затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В
этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,
вплоть до новейшего времени.
(1. Особенности развития философии в Китае
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:
этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI
вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100
школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период формирования философских воззрений древних народов, которые
жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и
заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным
процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в
этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло
становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
История становления и развития философии неразрывно связана с
классовой борьбой в обществе. Поэтому борьба различных классов в обществе,
противостояние прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась на
развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии