Философия Джона Толанда

Философия Джона Толанда

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УКНИВЕРСИТЕТ)

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ТОЛАНДА.

Выполнил студент группы Р-202

Павлычев Д.В.

Москва, 1997

Джон Толанд родился 30 ноября 1670 г. в Северной Ирландии, близ г.

Лондондерри. Как писал впоследствии философ, он «воспитывался с колыбели в

обстановке грубейшего суеверия и идолопоклонничества». Видимо, это

обстоятельство вызвало у Толанда с ранних лет неприязнь к религии,

способствовало формированию его свободомыслия.

Свое образование Толанд получил в университетах Англии, Шотландии и

Голландии. Он изучал философию, теологию, гуманитарные науки и древние

языки. Толанд владел также основными европейскими языками. В 1691 г. он

издал первую книгу, названную им «Племя левитов». Это был памфлет, в

котором острой критике подвергались священнослужители (левиты),

уподоблявшиеся страшной язве, разъедающей человеческое тело. В 1696 г.

выходит в свет «Христианство без тайн», принесшее Толанду широкую

известность и вызвавшее злобные нападки со стороны защитников религии.

(Первое издание было анонимным, но вскоре вышло второе, дополненное издание

с указанием автора. В 1702 г. вышло третье и последнее издание книги.)

В течение ряда лет книга Толанда «Христианство без тайн» была предметом

бурной полемики. На нее писались многочисленные опровержения, а автора

«богопротивного» сочинения требовали привлечь к суду. В 1697 г. книга была

действительно осуждена на сожжение. Самому же Толанду угрожало тюремное

заключение, и он вынужден был спасаться бегством от своих преследователей,

а также публично защищаться от предъявленных ему обвинений. И хотя в

дальнейшем судебное дело против Толанда было прекращено, его книга

«Христианство без тайн», так же как и другие сочинения, подверглась

ожесточенной критике.

В 1701—1702 гг. Толанд совершает путешествие в Германию, посещает

Ганновер, где встречается с Лейбницем, а затем Берлин, куда он был

приглашен прусской королевой Софией-Шарлоттой. Беседы с королевой,

увлекавшейся философией, а впоследствии переписка с ней послужили Толанду

основой для написания своего наиболее выдающегося произведения — «Писем к

Серене» (1704).

В 1707—1710 гг. Толанд вновь путешествует по странам Европы. Сначала он

направился в Германию, потом посетил Вену и Прагу, оттуда его путь лежал в

Голландию. Обосновавшись в Гааге, Толанд пробыл там около двух лет, после

чего вернулся в Англию. Из сочинений, написанных Толандом в этот период,

следует назвать «Адеисидемон» (1708) и «Назарянин» (1718). В первом из них

разоблачались суеверия и предрассудки, широко распространенные в древности

и продолжавшие гнездиться в умах современников философа. Речь шла о вере в

чудеса, приметы, гадания, пророчества и

прочих «выдумках жрецов-шарлатанов». Во втором Толанд исследовал раннее

христианство в сопоставлении с иудаизмом и исламом. В «Назарянине»

содержался также призыв к веротерпимости, к уравнению в правах приверженцев

всех религий.

В последние годы своей жизни Толанд сильно нуждался. Продав за долги дом,

он переселился в местечко Путней близ Лондона, где нашел приют в семье

простого плотника. Несмотря на все лишения, Толанд пишет и издает в 1720 г.

два произведения: «Тетрадимус», состоящий из четырех философских трактатов,

и «Пантеистикон», в котором в своеобразной литературной форме

пропагандируется материализм и натуралистический пантеизм, обосновывается

необходимость свободы мысли и слова. Умер Толанд 11 марта 1722 г.

Критика религии. Свободомыслие.

«Отцом» английского свободомыслия был Локк. Ученик и последователь

Локка, Толанд продолжил и углубил критику религии и церкви с позиций

деизма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыслия.

Критика христианства. Особый интерес представляет в данной связи книга

Толанда «Христианство без тайн». Острие толандовской критики было

направлено против мистицизма и иррационализма христианской религии. Все,

что противоречит разуму, что объявляется христианскими богословами

непостижимым, недоступным разуму, должно быть отвергнуто.

Рационалистической критике подвергается Толандом и само откровение,

трактуемое теологией как сверхъестественный источник познания исходящих от

бога истин, как его волеизъявление. Толанд же низводил откровение до уровня

информации, поступающей от обычных людей, и накладывал и на то и на другое

одинаковое ограничение. «Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь», т. е. кто бы

ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть

понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто

сообщает, бог или человек». И чтобы не было никаких недоразумений на этот

счет, Толанд уточняет: «...все явления, сообщаемые в откровении богом или

человеком, должны быть в равной мере понятны и возможны».

Столь же радикальным образом решал Толанд и вопрос о соотношении веры и

разума. Он не только провозглашал первенство разума перед верой, как это

делал, например,

Локк, но стремился доказать, что «истинная вера» в принципе ничем не

отличается от знания, поскольку предполагает понимание, требует логического

обоснования. Но если вера есть знание, то «разум более важен, чем

откровение». И хотя Толанд для виду оспаривал вывод, что «такое понятие о

вере делает бесполезным откровение», не составляет труда заметить, что

философ, по существу, приходил к отрицанию значения веры и откровения,

провозглашал безусловный приоритет разума.

Рационалистической интерпретации подвергается Толандом и понятие чуда.

Идеологи религии усматривают в нем выражение божественного всемогущества,

непостижимое и сверхъестественное деяние. Согласно же Толанду, «все

противоречащее разуму не может быть чудом, ибо... противоречие есть лишь

другое слово для обозначения невозможного или ничего». Толанд стремился

отмежеваться в первую очередь от «вымышленных чудес», которыми изобилуют,

по его мнению, все религии, включая христианство. Не решаясь отбросить, как

подделку и ложь, евангельские чудеса, Толанд значительно суживал сферу их

проявления, ограничивал рамками понятного и возможного. Тем самым он

фактически подрывал веру во всемогущество бога, ставил под сомнение

реальность чудес вообще.

Выше уже говорилось о стремлении Деистов противопоставить историческим

вероисповеданиям разумную, или естественную, религию. В книге Толанда

«Христианство без тайн» подобную роль призвано было играть первоначальное

христианство. С этой целью он настойчиво и последовательно отстаивал

положение о том, что «христианство было задумано как разумная и понятная

религия», что в своем первоначальном виде оно не содержало ничего

противоречащего разуму или недоступного ему. Однако впоследствии, указывал

Толанд, христианская религия подверглась искажениям, ответственность за

которые несет духовенство. Он обвинял церковников в том, что они с помощью

«мошеннических уловок» извратили истинную сущность христианства, поставили

его в один ряд с «мистерями Цереры и оргиями Вакха»»

Речь шла в книге Толанда в первую очередь о таинствах христианской

религии. На примере главных из них — крещения и причащения — философ

показывает, как под влиянием язычества в христианство проникли «тайны и

тайные обряды», как «из-за хитрости и честолюбия священников» оно

заполнилось «нечестивыми суевериями». Под этим же углом зрения Толанд

рассматривает становление и других элементов христианского культа. К

нелепостям «иудейского или языческого происхождения» он относит молитвы,

покаяние, заклинания, поклонение иконам, святым, посты, похоронные обряды и

т. п. В религиозных обрядах и таинствах Толанд усматривал источник ошибок и

заблуждений. «Нет ничего более противоположного друг Другу по своей

природе, чем обряд и христианство»

Таким образом, Толанд выступил одним из первых исследователей

первоначального христианства, критически проанализировавшего его

историческую эволюцию. Он справедливо указывает на то, что христианство

впитало в себя множество элементов языческого и иудейского происхождения,

усвоило ряд понятий и представлений античной философии, заимствованных

главным образом у платонизма. Нельзя не заметить, однако, что концепция,

развиваемая Толандом, имела немало уязвимых пунктов. Провозглашая тезис о

«разумности» первоначального христианства, философ явно отступал от

исторической правды. О противоречиях и несуразностях, которыми изобилует

новозаветная литература, писали еще античные критики христианства, и Толанд

не мог не знать об этом. Да и сам он, будучи большим знатоком евангельских

текстов, мог без особого труда в этом удостовериться. Ошибочным было и

утверждение философа о том, что первоначальное христианство не содержало в

себе ничего мистического, что «непостижимые тайны» были привнесены в него

только впоследствии. В действительности любая религия неотделима от

мистики, и христианство с самого начала не составляло исключения. Вместе с

тем Толанд правильно подметил возрастание роли и значения мистических

элементов в процессе формирования и развития христианского вероучения и

культа.

«Когда, почему и кем были введены в христианство тайны?» — ставит в

заключение вопрос Толанд. Ответ на него нам отчасти уже известен. Вину за

превращение христианства из «простой» и «разумной» религии в религию,

окутанную тайнами, таинствами, философ возлагал на духовенство.

Хронологически же этот процесс совпадал, по Толанду, со временем

превращения христианства в государственную религию Римской империи, т. е.

происходил в III—IV вв. Что касается причин, приведших к тому, что

христианство утратило свою первоначальную сущность и выродилось в

«антихристианство», то к ним Толанд относил опять-таки честолюбивые

устремления церковников, их желание возвыситься над мирянами, приобрести с

помощью власть имущих привилегии и льготы, стать замкнутым сословием.

Это была чисто просветительская концепция религии, усматривающая ее

источники в невежестве народных масс и кознях священнослужителей,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты