Философия Джона Толанда
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УКНИВЕРСИТЕТ)
РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ТОЛАНДА.
Выполнил студент группы Р-202
Павлычев Д.В.
Москва, 1997
Джон Толанд родился 30 ноября 1670 г. в Северной Ирландии, близ г.
Лондондерри. Как писал впоследствии философ, он «воспитывался с колыбели в
обстановке грубейшего суеверия и идолопоклонничества». Видимо, это
обстоятельство вызвало у Толанда с ранних лет неприязнь к религии,
способствовало формированию его свободомыслия.
Свое образование Толанд получил в университетах Англии, Шотландии и
Голландии. Он изучал философию, теологию, гуманитарные науки и древние
языки. Толанд владел также основными европейскими языками. В 1691 г. он
издал первую книгу, названную им «Племя левитов». Это был памфлет, в
котором острой критике подвергались священнослужители (левиты),
уподоблявшиеся страшной язве, разъедающей человеческое тело. В 1696 г.
выходит в свет «Христианство без тайн», принесшее Толанду широкую
известность и вызвавшее злобные нападки со стороны защитников религии.
(Первое издание было анонимным, но вскоре вышло второе, дополненное издание
с указанием автора. В 1702 г. вышло третье и последнее издание книги.)
В течение ряда лет книга Толанда «Христианство без тайн» была предметом
бурной полемики. На нее писались многочисленные опровержения, а автора
«богопротивного» сочинения требовали привлечь к суду. В 1697 г. книга была
действительно осуждена на сожжение. Самому же Толанду угрожало тюремное
заключение, и он вынужден был спасаться бегством от своих преследователей,
а также публично защищаться от предъявленных ему обвинений. И хотя в
дальнейшем судебное дело против Толанда было прекращено, его книга
«Христианство без тайн», так же как и другие сочинения, подверглась
ожесточенной критике.
В 1701—1702 гг. Толанд совершает путешествие в Германию, посещает
Ганновер, где встречается с Лейбницем, а затем Берлин, куда он был
приглашен прусской королевой Софией-Шарлоттой. Беседы с королевой,
увлекавшейся философией, а впоследствии переписка с ней послужили Толанду
основой для написания своего наиболее выдающегося произведения — «Писем к
Серене» (1704).
В 1707—1710 гг. Толанд вновь путешествует по странам Европы. Сначала он
направился в Германию, потом посетил Вену и Прагу, оттуда его путь лежал в
Голландию. Обосновавшись в Гааге, Толанд пробыл там около двух лет, после
чего вернулся в Англию. Из сочинений, написанных Толандом в этот период,
следует назвать «Адеисидемон» (1708) и «Назарянин» (1718). В первом из них
разоблачались суеверия и предрассудки, широко распространенные в древности
и продолжавшие гнездиться в умах современников философа. Речь шла о вере в
чудеса, приметы, гадания, пророчества и
прочих «выдумках жрецов-шарлатанов». Во втором Толанд исследовал раннее
христианство в сопоставлении с иудаизмом и исламом. В «Назарянине»
содержался также призыв к веротерпимости, к уравнению в правах приверженцев
всех религий.
В последние годы своей жизни Толанд сильно нуждался. Продав за долги дом,
он переселился в местечко Путней близ Лондона, где нашел приют в семье
простого плотника. Несмотря на все лишения, Толанд пишет и издает в 1720 г.
два произведения: «Тетрадимус», состоящий из четырех философских трактатов,
и «Пантеистикон», в котором в своеобразной литературной форме
пропагандируется материализм и натуралистический пантеизм, обосновывается
необходимость свободы мысли и слова. Умер Толанд 11 марта 1722 г.
Критика религии. Свободомыслие.
«Отцом» английского свободомыслия был Локк. Ученик и последователь
Локка, Толанд продолжил и углубил критику религии и церкви с позиций
деизма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыслия.
Критика христианства. Особый интерес представляет в данной связи книга
Толанда «Христианство без тайн». Острие толандовской критики было
направлено против мистицизма и иррационализма христианской религии. Все,
что противоречит разуму, что объявляется христианскими богословами
непостижимым, недоступным разуму, должно быть отвергнуто.
Рационалистической критике подвергается Толандом и само откровение,
трактуемое теологией как сверхъестественный источник познания исходящих от
бога истин, как его волеизъявление. Толанд же низводил откровение до уровня
информации, поступающей от обычных людей, и накладывал и на то и на другое
одинаковое ограничение. «Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь», т. е. кто бы
ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть
понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто
сообщает, бог или человек». И чтобы не было никаких недоразумений на этот
счет, Толанд уточняет: «...все явления, сообщаемые в откровении богом или
человеком, должны быть в равной мере понятны и возможны».
Столь же радикальным образом решал Толанд и вопрос о соотношении веры и
разума. Он не только провозглашал первенство разума перед верой, как это
делал, например,
Локк, но стремился доказать, что «истинная вера» в принципе ничем не
отличается от знания, поскольку предполагает понимание, требует логического
обоснования. Но если вера есть знание, то «разум более важен, чем
откровение». И хотя Толанд для виду оспаривал вывод, что «такое понятие о
вере делает бесполезным откровение», не составляет труда заметить, что
философ, по существу, приходил к отрицанию значения веры и откровения,
провозглашал безусловный приоритет разума.
Рационалистической интерпретации подвергается Толандом и понятие чуда.
Идеологи религии усматривают в нем выражение божественного всемогущества,
непостижимое и сверхъестественное деяние. Согласно же Толанду, «все
противоречащее разуму не может быть чудом, ибо... противоречие есть лишь
другое слово для обозначения невозможного или ничего». Толанд стремился
отмежеваться в первую очередь от «вымышленных чудес», которыми изобилуют,
по его мнению, все религии, включая христианство. Не решаясь отбросить, как
подделку и ложь, евангельские чудеса, Толанд значительно суживал сферу их
проявления, ограничивал рамками понятного и возможного. Тем самым он
фактически подрывал веру во всемогущество бога, ставил под сомнение
реальность чудес вообще.
Выше уже говорилось о стремлении Деистов противопоставить историческим
вероисповеданиям разумную, или естественную, религию. В книге Толанда
«Христианство без тайн» подобную роль призвано было играть первоначальное
христианство. С этой целью он настойчиво и последовательно отстаивал
положение о том, что «христианство было задумано как разумная и понятная
религия», что в своем первоначальном виде оно не содержало ничего
противоречащего разуму или недоступного ему. Однако впоследствии, указывал
Толанд, христианская религия подверглась искажениям, ответственность за
которые несет духовенство. Он обвинял церковников в том, что они с помощью
«мошеннических уловок» извратили истинную сущность христианства, поставили
его в один ряд с «мистерями Цереры и оргиями Вакха»»
Речь шла в книге Толанда в первую очередь о таинствах христианской
религии. На примере главных из них — крещения и причащения — философ
показывает, как под влиянием язычества в христианство проникли «тайны и
тайные обряды», как «из-за хитрости и честолюбия священников» оно
заполнилось «нечестивыми суевериями». Под этим же углом зрения Толанд
рассматривает становление и других элементов христианского культа. К
нелепостям «иудейского или языческого происхождения» он относит молитвы,
покаяние, заклинания, поклонение иконам, святым, посты, похоронные обряды и
т. п. В религиозных обрядах и таинствах Толанд усматривал источник ошибок и
заблуждений. «Нет ничего более противоположного друг Другу по своей
природе, чем обряд и христианство»
Таким образом, Толанд выступил одним из первых исследователей
первоначального христианства, критически проанализировавшего его
историческую эволюцию. Он справедливо указывает на то, что христианство
впитало в себя множество элементов языческого и иудейского происхождения,
усвоило ряд понятий и представлений античной философии, заимствованных
главным образом у платонизма. Нельзя не заметить, однако, что концепция,
развиваемая Толандом, имела немало уязвимых пунктов. Провозглашая тезис о
«разумности» первоначального христианства, философ явно отступал от
исторической правды. О противоречиях и несуразностях, которыми изобилует
новозаветная литература, писали еще античные критики христианства, и Толанд
не мог не знать об этом. Да и сам он, будучи большим знатоком евангельских
текстов, мог без особого труда в этом удостовериться. Ошибочным было и
утверждение философа о том, что первоначальное христианство не содержало в
себе ничего мистического, что «непостижимые тайны» были привнесены в него
только впоследствии. В действительности любая религия неотделима от
мистики, и христианство с самого начала не составляло исключения. Вместе с
тем Толанд правильно подметил возрастание роли и значения мистических
элементов в процессе формирования и развития христианского вероучения и
культа.
«Когда, почему и кем были введены в христианство тайны?» — ставит в
заключение вопрос Толанд. Ответ на него нам отчасти уже известен. Вину за
превращение христианства из «простой» и «разумной» религии в религию,
окутанную тайнами, таинствами, философ возлагал на духовенство.
Хронологически же этот процесс совпадал, по Толанду, со временем
превращения христианства в государственную религию Римской империи, т. е.
происходил в III—IV вв. Что касается причин, приведших к тому, что
христианство утратило свою первоначальную сущность и выродилось в
«антихристианство», то к ним Толанд относил опять-таки честолюбивые
устремления церковников, их желание возвыситься над мирянами, приобрести с
помощью власть имущих привилегии и льготы, стать замкнутым сословием.
Это была чисто просветительская концепция религии, усматривающая ее
источники в невежестве народных масс и кознях священнослужителей,