Философия Джона Толанда

движения. «...Говорить, что бог может лишить материю движения, тогда как

оно присуще ей, равносильно утверждению, что он может отнять у нее

протяжение или плотность, а это значит утверждать, что он может уничтожить

материю». Эту последнюю возможность Толанд решительно отвергал, и в этом

отношении он шел дальше Локка, который не только усматривал в боге источник

движения материи, но и признавал сотворение материи, а также приписывал

Богу способность уничтожить любую частицу материи.

Деизм и материализм Толанда не могли «мирно» сосуществовать в рамках

одной философской системы. Деизм приводил к колебанию в решении основного

вопроса философии. Материализм же в свою очередь вступал в противоречие с

исходным принципом деизма — признанием бога в качестве безличной разумной

первопричины мира. Примечательно, что Толанд отдавал себе отчет о

несовместимости положений материализма и посылок деизма. Так, в конце своих

«Писем к Серене» он пишет, обращаясь к адресату: «...вы говорите, что раз

допущена активность материи, то, по-видимому, исчезает необходимость в

верховном уме». Согласиться с таким выводом Толанд, однако, не решился.

Напротив, он вновь повторил свой довод, что «бог так же мог создать материю

активной, как и протяженной...» И все же, несмотря на эти колебания, мысль

Толанда о движении как существенном свойстве материи знаменовала новый шаг

в разработке учения о материи. Толанд первым из мыслителей нового времени

выдвинул и обосновал положение о движении как атрибуте материи. Опираясь на

это положение, французские материалисты XVIII в., в частности Гольбах,

определили движение как «способ существования, вытекающий необходимым

образом из сущности материи...».

Пространство и время. Отвергнув представление о пространстве и времени

как самостоятельных сущностях (субстанциях), отличных от материи и

независимых от нее, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и

времени с материей, а следовательно, и с движением. Новаторский характер

этой точки зрения заключался в отказе от метафизического отрыва

пространства и времени от материи, а также от ньютоновской концепции

абсолютного пространства и времени. «Что касается меня, — писал Толанд, —

то я не могу поверить в абсолютное пространство, существующее якобы

отдельно от материи и вмещающее ее в себе, как не могу поверить и тому, что

есть абсолютное время, оторванное от вещей, о длительности которых идет

речь»

«Пантеистикон». К числу основных философских произведений Толанда

принадлежит также «Пантеистикон». Он представляет значительный интерес не

только в связи с необычной литературной формой (в нем проза чередуется с

белыми стихами, поются оды и гимны, прославляющие «сократическое

содружество» мудрецов, а также идею «лучшего и славнейшего мужа»), но и

благодаря своему содержанию. Здесь Толанд углубляет и конкретизирует

материалистический взгляд на природу, утверждает идею «бесконечной и вечной

Вселенной». Обосновывая свой материализм, философ ссылается на

«коперниковскую астрономию», привлекает учение Ньютона «о взаимодействии

мировых тел», корпускулярную теорию строения вещества, использует данные

других наук.

«Пантеистикон» интересен и тем, что в нем Толанд развивает

материалистическую трактовку мышления. Еще в «Письмах к Серене» он отмечал

связь мышления с деятельностью мозга, подчеркивая, что «мы мыслим при

помощи мозга, и только его одного». Однако при этом философ не касался

вопроса о природе мышления. В «Пантеистиконе» же Толанд предпринимает

попытку ответить на названный вопрос: «Мышление... есть особенное движение

мозга, специального органа этой способности; вернее сказать, оно — некая

часть мозга, переходящая в спинной мозг и нервы с их разветвлениями».

Ограниченность механистического материализма, отсутствие необходимых

естественнонаучных знаний не позволяли Толанду выявить специфику мышления и

тем более раскрыть его сущность. Отсюда идет отождествление мышления с его

биологическим субстратом, а также попытка использования понятия эфира для

объяснения механизма психической деятельности. Именно эфир, или эфирный

огонь, указывает Толанд, «более подвижный, чем даже мысль, и гораздо более

тонкий, чем всякое другое вещество», быстро пробегая «по натянутым струнам

нервов» и проникая в мозг, «выполняет всю механику восприятия, воображения,

воспоминания, расширения и сокращения понятий».

Отталкиваясь от концепции эфира, разработанной античными философами, и

трактуя эфир как особый вид материи, Толанд стремился тем самым свести

идеальное, психическое к материальному, физическому. При этом он исходил

также из предположения, что мозг, будучи телесным органом, «может

производить только телесное». Такое решение психофизической проблемы при

всей его ограниченности утверждало верный в своей основе тезис о сознании

как функции мозга, о зависимости мышления от своего материального носителя;

«Язык — не более орган вкуса, чем мозг — орган мышления».

Натуралистический пантеизм. Если в «Письмах к Серене» Толанд выступает

как материалист и деист, то в «Пантеистиконе» он больше тяготеет к

натуралистическому пантеизму. Идейная эволюция Толанда от деизма к

пантеизму была обусловлена рядом причин. Следует прежде всего отметить то

большое влияние, которое оказало на Толанда знакомство с философией Д.

Бруно. Интерес к Бруно и его сочинениям усилился в последний период жизни и

деятельности Толанда. Именно в эти годы он переводит на английский язык

один из самых известит диалогов Бруно — «Изгнание торжествующего зверя».

Другим источником толандовского пантеизма была философия стоиков, которую

он усиленно пропагандирует в «Пантеистиконе». Обращение к

натуралистическому пантеизму, растворявшему бога в природе, было также, по-

видимому, вызвано неудовлетворительностью Толанда деистским решением

проблемы бога и мира, в особенности же креационистской установкой деизма.

Пантеизм, противостоящий креационизму с его идеей творения мира богом,

утверждавший, что природа есть не что иное, как «бог в вещах» (Бруно),

безусловно больше соответствовал духу толандовского материализма, чем

деизм.

В «Пантеистиконе» явственно обнаруживается близкое пантеизму

гилозоистическое понимание природы, признание ее одушевленности. Толанд

приписывает неорганической материи свойства живой природы: способность

питаться, дышать, расти. «...В недрах земли нет ничего неорганического...».

Земля сравнивается с всеродящей матерью, а Солнце — с животворящим,

оплодотворяющим началом. Немало в «Пантеистиконе» высказываний и

рассуждений, созвучных натуралистическому пантеизму и гилозоизму Бруно.

Излагая кредо пантеистов, Толанд пишет о «неизмеримой и вечной Вселенной»,

управляемой богом, «которого можно назвать если угодно, разумом и духом

Вселенной». А в уста «распорядителя» сократического содружества пантеистов

он вкладывает следующие слова: «Частями мира является все то, что в нем

заключено и объемлется чувствующей природой, обладающей совершенным

разумом... Эту живую силу они считают душой мира, умом и совершенной

мудростью, которую называют также богом».

Толанд подчеркивает, что в «Пантеистиконе» содержится «философское, а не

теологическое описание содружества». И это становится особенно ясным, когда

читатель знакомится с обычаями и Правилами членов содружества, их

философским каноном, представляющим собой сочетание материализма,

натуралистического пантеизма с элементами деизма. Что касается «религии»

пантеистов, то Толанд характеризует ее как «простую, ясную, доступную,

свободную от всяких нелепостей и никем не навязанную». Целью этой религии

является познание природы, служение добродетели и искоренение суеверий. Она

не лицемерна и не продажна, не служит корыстным интересам отдельных лиц, не

преследует инакомыслящих, не подвергает их пыткам и казням. Такая религия,

отмечает Толанд, имеет «просветительское значение», а ее приверженцы,

философы-пантеисты «по заслугам могут называться служителями и пророками

природы».

Речь идет, таким образом, не о религии в собственном смысле слова и уже

во всяком случае не о христианстве. Последнее вообще не упоминается в

«Пантеистиконе». «Религия» пантеистов — это безрелигиозное по своему

содержанию философское учение, направленное на утверждение «тройного завета

мудрецов»: истины, свободы и здравомыслия.

Отношение к атеизму. Духовное развитие Толанда вплотную подводило его к

отказу от религии, к атеизму. Но Толанд не стал атеистом, и не только

потому, что его материализм сочетался с деизмом и пантеизмом. «Деизм — по

крайней мере для материалиста — есть не более, как удобный и легкий способ

отделаться от религии». Не подлежит сомнению и атеистическая направленность

натуралистического пантеизма. Переход на позиции атеизма требовал, однако,

преодоления того негативного отношения к нему, которое выражалось в

идентификации атеизма с аморализмом, безнравственностью и которое

разделялось Толандом вместе со многими мыслителями своей эпохи[2]. Нельзя,

наконец, забывать, что полный отказ от религии был сопряжен в условиях того

времени с большой опасностью, а в Англии приравнивался к государственному

преступлению. И Толанд, всю жизнь преследуемый за свои материалистические

убеждения, отдавал себе полный отчет в том, какая судьба ждет отступника от

религий и церкви: «Если он не будет предан смерти, изгнан из пределов

страны, лишен своих должностей, подвергнут штрафу или отлучен (смотря по

размерам власти той церкви, к которой он принадлежит), то в лучшем случае

им будут гнушаться и его будут сторониться другие члены общества, а это не

всякий способен выдержать даже во имя величайших истин».

Думается, что в этих словах — ключ к пониманию не только высказываний

Толанда о пользе «истинной религии», «истинного благочестия» и т.п., но и

развиваемой им в ряде сочинений концепции двойственной философии:

экзотерической (явной, открытой) и эзотерической (скрытой и тайной). Смысл

этой концепции заключается в утверждении, что распространение передовых

научно-философских взглядов в условиях отсутствия политической, гражданской

свободы чревато опасностью, связано с риском. Вот почему вольнодумцы

вынуждены скрывать свои истинные взгляды и, исповедуя их в тайне,

поддерживают для виду «ходячие воззрения». Толанд признает, что подобное

поведение порождает неискренность, усиливает подозрительность. И все же у

вольнодумцев нет другого выхода, ^ни «до тех пор не будут вполне

откровенны, пока им самим не будет разрешено мыслить так, как они хотят, и

высказывать то, что они мыслят».

Концепция двойственной философии использовалась, таким образом, Толандом

в интересах борьбы за свободу мысли и слова. Вместе с тем эта концепция

проливает дополнительный свет на свободомыслие Толанда, позволяет лучше

понять его особенности. Несомненно, Толанд вынужден был делать определенные

уступки господствующей религиозной идеологии, заявлять о своей лояльности

по отношению к государственной англиканской церкви, прибегать в своих

сочинениях к фигуре умолчания, оговоркам. Но с другой стороны, нет никаких

оснований сомневаться в том, что во всех произведениях Толанда излагаются

подлинные взгляды философа, которые он отстаивал с большим мужеством и

достоинством. Не следует поэтому считать, что колебания Толанда в отношении

атеизма были обусловлены исключительно теми обстоятельствами, в которых жил

и творил английский мыслитель и о которых говорилось выше. Учитывая эти

обстоятельства и принимая во внимание их влияние на Толанда, нельзя не

видеть сложности и противоречивости его мировоззрения, развивавшегося через

материализм к атеизму и вместе с тем ограниченного рамками деизма и

пантеизма.

Используемая литература:

В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. Западно-европейская

философия XVIII века. М., Высшая школа, 1986.

-----------------------

[1] Атрибутами субстанции Спиноза считал протяжение и мышление.

[2] Это отношение наиболее четко выражено в трактате Толанда «Адеисидемон».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты