Философия и Наука
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ВЫПОЛНИЛ: асп. кафедры ТНГ Баулин О.А.
.
ПРОВЕРИЛ: проф.,
д.ф.н. Орешников И.М.
УФА 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА
1. Основные концепции науки;
1.2. Функции науки;
2. ФИЛОСОФИЯ
1. Философия – это наука;
2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как
никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в
условиях так называемого информационного общества, где главным фактором
общественного развития станет производство и использование знания, научно-
технической и другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей
мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно
сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание,
познание и методы исследования.
Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как
относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее
значимые, чем традиционные онтология и гносеология. [ 2 ]
Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном
связаны исключительно с развитием техники, механизмов и т.п. в масштабах,
до селе невиданных. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом,
охватывающим все области жизни и деятельности человека.
Если попробовать охарактеризовать вышеописанное одним словом (что
автору в открытой форме приходится делать впервые), этим словом будет (в
масштабе данной работы) техногенолиз. Техногенолиз, в отличие от
техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники (в
широком смысле слова) во все проявления жизнедеятельности человека.
Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день
происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические
изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления. Однако
это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та,
которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мой взгляд, существует
и другая - невидимая, непрямая форма влияния техногенолиза; а как
известно, самый страшный враг – это невидимый. Рассмотрению именно этой
второй формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и
наука».
Поскольку не существует общепринятых определений терминов «наука» и
«философия», то, по мнению автора, необходимо подробно остановится на их
рассмотрении, так как для анализа взаимодействия «философии и науки»
необходимо четко представлять какое место в жизни человека они занимают.
Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии
исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность
философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.
Таким образом, целью данной работы является представление своего
видения влияния техногенолиза на человека; исследование понятий Философия и
Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.
1. НАУКА
Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно
дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно
сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше,
первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального
феномена, определения самого понятия термина «наука».
1. Основные концепции науки
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала
понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться
человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло
утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это
воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период
разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое,
по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути
совпадающее с научным.
С этого времени наука начинает развиваться относительно
самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее
импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход
практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. [ 2 ]
В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки.
Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако
анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются
оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая
непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на
основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и
результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную
систему на основе определенных принципов и процесс их производства.
Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание.
Как и другие формы познания наука- социально-историческая деятельность, а
не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются
универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность,
демократизм, коммуникабельность [ 2 ].
Науковеды характеризуют науку и как систему знаний (форму
общественного сознания), и как род человеческой деятельности, и как
социальный институт, и как суммарный опыт человечества, и как
непосредственную производительную силу общества и пр. Понятно, что
довольно трудно охватить целиком и полностью хотя бы названные стороны
науки в единой дефиниции.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции (модели)
науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный
институт.
В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией
наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного
сознания. Так понимали науку еще Аристотель и Кант Подобное понимание
науки долгое время было чуть ли не единственным. [ 1 ]
Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-
историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически
здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на
ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом
чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной
деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального
статуса рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве,
усиливающиеся потребности научно-исследовательской деятельности в
финансовых средствах, современной материально-технической базе, наличие
организационно-управленческих проблем в сфере научного труда, превращение
"малой" науки" в " большую" свидетельствует об узости, односторонности
и ограниченности логико-гносеологической концепции.
Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания
науки, для разработки концепции научного знания, но он все же односторонен,
его познавательные, методологические и эвристические возможности
существенно ограничены. Данный подход дает в основном гносеологические
характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного
контекста, в результате чего от исследователей ускользает её социальная
природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности
для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры,
места, социальной роли и функций науки.
Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к
усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного
феномена.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан
деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не
только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая
сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид
духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как
социальный институт.
В современной философской, социологической и науковедческой
литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного
производства, особого вида человеческой деятельности и социального
института общества.
В частности, в" Философском энциклопедическом словаре" читаем: "Наука
- сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация знаний о действительности" [ 2 ].
Наука как социальный институт - это социальный способ организации
совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-
профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм
организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и
т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и
распространение научного знания, разработка средств и методов
исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих
социальных функций.
Нередко исследователи, характеризуя науку как социальный институт,
понимают под последним относительно самостоятельную социальную систему
(подсистему) Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки
исследует науку именно как своеобразный социальный институт (социальную