систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями,
институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с
остальными видами человеческой деятельности, с системой общества в
целом".
Альтернатива - чем является наука системой знаний, видом
человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной.
Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех
моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание
- системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения
ученых и организации их совместной деятельности. Автор
придерживается системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и
теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет
представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве
особой профессиональной деятельности, области духовного производства,
определенного социального института, специфической социальной подсистемы
общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.
2. Функции науки
Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной
концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и
практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень
функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая,
культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической
основы управления социальными процессами".
В литературе, касающейся данной области исследований, основные функции
науки обычно представлены в такой последовательности: познавательная,
объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая
и функция социальной памяти.
В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные
виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы
приложения и потребления научного знания.
Думается, что главные функции науки следующие:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение
которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-
теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей,
объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция безусловно тесно связана с первой, главная
цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,.
исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,
обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать
мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно,
ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана
рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства,
обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и
технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций,
новых технологий, форм организации и т п.; исследователи говорят и пишут
о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о
науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным
работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна
разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и
регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.
Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты
осуществляют информационное обеспечение управленческо
-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного
аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать
эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные
структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою
педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень
управленческой культуры руководящих кадров;
5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным
образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором
культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации
заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на
содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы
обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.
Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и
политику, систему образования и средств массовой информации,
просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука
является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность,
занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;
6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,
сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной
памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу
традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов
в сфере научного производства, сообщества и этоса;
7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все
другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую
социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы,
стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом
через практическую, производственную деятельность людей, в которой
происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей
ученых;
8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии
науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания
«вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским
инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не
только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;
9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция
науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу
научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,
нормальное функционирование науки как социального института, собственное
воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых
научных кадров.
Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны
между собой.
2. ФИЛОСОФИЯ
Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой
немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет
однозначной интерпретации данного понятия.
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров
[ 4 ]. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип
мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.
2.1. Философия – это наука
Историко-философский экскурс свидетельствует о том, что начиная с
древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция
согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая",
"всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в
"метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а
не какую-то часть его".
Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В
частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет
познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".
Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка
зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой,
философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития
природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в
основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая
точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь
с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой
подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме,
встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике
читаем: "Философию можно определить как учение об общих принципах бытия,
познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является
учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и
познания".
В приведенном выше понимании философии, на взгляд автора, верно
указано на то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным,
фундаментальным в бытии. Но все же такое понимание философии является
односторонним и недостаточным. Здесь, например, просто
постулируется научный статус и характер философского знания, философия
практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях и развитии),
явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к
миру, аксиологическая и смысложизненная проблематика. Кроме того,
если философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то
от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют
религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические),
мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и
наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая
трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить
различные философские течения направления и школы.
В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве
предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию,
всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем
учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе
"мир - человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении
человека к этому миру".
Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид
эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с
определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами,
гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных