Философия и Наука

систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями,

институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с

остальными видами человеческой деятельности, с системой общества в

целом".

Альтернатива - чем является наука системой знаний, видом

человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной.

Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех

моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание

- системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения

ученых и организации их совместной деятельности. Автор

придерживается системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и

теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет

представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве

особой профессиональной деятельности, области духовного производства,

определенного социального института, специфической социальной подсистемы

общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.

2. Функции науки

Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной

концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и

практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень

функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая,

культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической

основы управления социальными процессами".

В литературе, касающейся данной области исследований, основные функции

науки обычно представлены в такой последовательности: познавательная,

объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая

и функция социальной памяти.

В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные

виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы

приложения и потребления научного знания.

Думается, что главные функции науки следующие:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение

которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-

теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей,

объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление

прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция безусловно тесно связана с первой, главная

цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,.

исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,

обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать

мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно,

ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана

рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства,

обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и

технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций,

новых технологий, форм организации и т п.; исследователи говорят и пишут

о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о

науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным

работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна

разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и

регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.

Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты

осуществляют информационное обеспечение управленческо

-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного

аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать

эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные

структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою

педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень

управленческой культуры руководящих кадров;

5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным

образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором

культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации

заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на

содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы

обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.

Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и

политику, систему образования и средств массовой информации,

просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука

является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность,

занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;

6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,

сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной

памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу

традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов

в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все

другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую

социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы,

стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом

через практическую, производственную деятельность людей, в которой

происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей

ученых;

8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии

науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания

«вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским

инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не

только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;

9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция

науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу

научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,

нормальное функционирование науки как социального института, собственное

воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых

научных кадров.

Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны

между собой.

2. ФИЛОСОФИЯ

Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой

немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет

однозначной интерпретации данного понятия.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров

[ 4 ]. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип

мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

2.1. Философия – это наука

Историко-философский экскурс свидетельствует о том, что начиная с

древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция

согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая",

"всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в

"метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а

не какую-то часть его".

Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В

частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет

познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка

зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой,

философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития

природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в

основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая

точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь

с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой

подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме,

встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике

читаем: "Философию можно определить как учение об общих принципах бытия,

познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является

учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и

познания".

В приведенном выше понимании философии, на взгляд автора, верно

указано на то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным,

фундаментальным в бытии. Но все же такое понимание философии является

односторонним и недостаточным. Здесь, например, просто

постулируется научный статус и характер философского знания, философия

практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях и развитии),

явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к

миру, аксиологическая и смысложизненная проблематика. Кроме того,

если философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то

от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют

религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические),

мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и

наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая

трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить

различные философские течения направления и школы.

В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве

предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию,

всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем

учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе

"мир - человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении

человека к этому миру".

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид

эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с

определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами,

гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты