пространство для философской трактовки мира. Имеет смысл очень кратко
коснуться их характера и направленности.
Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно
ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил
немецкий священник Мартин Лютер (1483—1546). Суть доктринальных расхождений
Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в глубоком убеждении, что
верующий достигает «спасения души» не в силу выполнения различных церковных
ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от
Бога. Канонизировав это положение, Лютер сделал закономерный вывод о резком
снижении статуса церковного клира и существенном ограничении его роли в
духовной жизни верующих. Только личной верой в Бога люди могут приобрести
спасение. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его
основателя в самостоятельное религиозно-общественное движение на половине
Германии, отрицает сословие духовенства как наделенное благодатью
посредника между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру, ничем
не должна отличаться от светской и должна быть подчинена государственным
интересам. А это серьезно расширяло сферу распространения научных, в том
числе философских, знаний.
Другим разрушителем монолитности церковной доктрины в эпоху
Возрождения стал французский священник Жан Кальвин (1509— 1564). В
доктринальном плане, Кальвин, в противоположность догматам римско-
католической церкви, утверждал, что Христос предопределил события так, что
bee люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит
потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами
человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни.
Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным — вечные страдания. По
существу, своим постулатом Кальвин как бы освобождал человека от
необходимости при жизни заботиться о своем послежизненном спасении. Вместе
с тем его доктрина призывала и даже обязывала верующих отдавать все свои
силы трудовой деятельности. Не вера, а результаты трудовой деятельности,
проявлявшиеся в богатстве, служили как бы косвенным признаком
принадлежности людей к той части, которую Христос относит к числу
избранных.
Что касается осуществления ритуальных церковных служений, то Кальвин
еще больше их упростил. В кальвинистской церкви первичная религиозная
община верующих приобретала значительные права, которые конкретно
проявлялись в избрании ею своего помощника, и притом на ограниченный срок.
Кроме того, кальвинисты стремились к тому, чтобы новая церковь определяла
религиозные и общественные нравы людей, а светские власти в своей
деятельности руководствовались церковными предписаниями.
Кроме лютеранства и кальвинизма в этот период дали о себе знать и
другие менее значительные церковные движения. Несмотря на некоторые
различия, в целом все они вели к одному знаменателю — ослабляли позиции
церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической,
научной, духовной и после многовекового преобладания церковной идеологии
освобождали пространство для распространения светских человеческих знаний о
мире.
4. Усиление философии в Новое время
Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией
происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца
XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия
только-только подготавливает пространство для самостоятельного
существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и
доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт
социально-политической жизни общества.
Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря
потребностям экономического развития преимущественно европейских
государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали
эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных
связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к
познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо
религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию,
ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных
областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления
определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические
результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация
открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления,
которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные
связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных
знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный
подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения
мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути
его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно
невозможные в предшествующие столетия. На примере деятельности некоторых
философов этого периода покажем, как это происходило реально.
Первым мыслителем, заложившим серьезные материалистические предпосылки
для научного объяснения явлений мира, был английский философ Фрэнсис Бэкон
(1561—-1626). Он же стоит у истоков формирования важнейших принципов,
определивших лцпо новой философии. Прежде всего Бэкон делает попытку'
радикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не как
созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное
познание. В соответствии с этой посылкой, английский мыслитель предлагает
по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, в жизни
человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек может
подчинить себе природу и использовать ее для своего Благополучия. Бэкону
принадлежат крылатые слова: «Знание — сила».
Бэкон является также родоначальником английского материализма и всей
современной экспериментальной науки. Воззрения Бэкона правильнее было бы
считать эмпиризмом, то есть эмпирической философией, опирающейся на опыт и
эксперимент, которые выступают главной основой нового взгляда на мир и
формирования нового научного метода. Такой подход закладывал в обществе
принципиально иной взгляд на объяснение сущности мира, его природу и
возможности его познания.
Наконец, принципиально важным для укрепления положений философии и
усиления ее позиций в обществе стал предложенный Бэконом индуктивный метод
познания, суть которого заключалась в постепенном обобщении фактов,
наблюдаемых с помощью опыта. Индуктивный метод включал в себя обязательное
использование человеческого разума при анализе эмпирических фактов. Путь к
истине, по Бэкону, лежит через непрерывные и постепенные обобщения частных
фактов к более общим положениям, а от них — к общим аксиомам. Бэкон был
сторонником «двойственности истины». Он не отрицал божественную истину, то
есть истину о Боге, но он утверждал за философией право на свою истину, а
это поднимало философию на такую высоту, открывало перед философией такие
возможности для развития, которые были немыслимы еще несколько десятилетий
назад.
Огромная роль в утверждении позиции философии в качестве
познавательной дисциплины в общественной жизни принадлежит французскому
мыслителю Рене Декарту (1596—1650). Прежде всего он утвердил в праве на
самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление,
независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по
Декарту, — это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Более того,
без Я, человеческого мышления трудно представить что-либо существующим.
Отсюда знаменитое декартовское изречение: «Я мыслю, следовательно, я
существуют. После Декарта, человеческий ум, человеческое Я, которое в
течение столетий боролось с религией за самостоятельное от Бога
существование, обрело право на жизнь. С этого момента без учета
человеческого разума нельзя было присту-' пать к констатации или анализу
любого явления. Разумеется, Декарт не отвергает право Бога, а
следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть
предтечей, началом философствования. Философия Декарта являет собой новый,
рационально мыслимый мир, отвечающий соответствующему уровню естествознания
и определяющий параметры его будущего развития. Гегель охарактеризовал
новую философию так: Декарт направил философию в совершенно новое
направление, которым начинается новый период философии— Он исходил из
требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее
философствование, в частности, то, которое исходило из авторитета церкви,
было, начиная с этого времени; отвергнуто».
В области познания для Декарта, и это органически вытекает из его
основополагающего принципа, исходным выступает мыслящее Я, то есть
человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль является
источником и средством постижения знания.
Исходя из сказанного, можно полным на то основанием утверждать, что
после Декарта философия не только уравнялась с богословием в дровах на
существование и объяснение мира, но и в определенной степени даже получила
кое-какие преимущества Б том, что касается роли человеческого ума в
познании мира.
Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли
французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории
общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы
объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под
сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того,
богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности,
в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали
средоточием зла на земле. В подтверждение приведем некоторые идеи и
высказывания французских мыслителей-просветителей.
У истоков радикальной критики религии и церкви стоял Жан Мелье
(1664—1739), французский философ-материалист, болыпую часть своей жизни
проработавший священником в сельской местности. В отличие от своих далеких
предшественников — Лютера и Кальвина, подвергавших критике или сомнению