Философия информации и сложных систем

Человек, обладая памятью (явно информационная способность), может

многократно переживать прошлые события, поэтому в топологии личного времени

имеются возвратные петли. Другая способность, прогнозирование будущих

событий, дополняет топологию времени опережающими петлями. Хорошо известно

также, что течение личного времени неравномерно: в кульминационные моменты

судьбы мы чувствуем, что время течет со стремительной быстротой, а в

периоды успокоения и расслабления время словно останавливается. С точки

зрения теории информации это можно объяснить количественной и качественной

неравномерностью, неравноценностью воспринимаемого нами потока информации.

Отчетливо проявляется также неравномерность хода социального времени.

Поскольку количественной мерой прогресса человечества вполне можно считать

количество накопленной социальной информации, поскольку наука стала

непосредственной производительной силой, а информация — важнейшим

производственным ресурсом, ускорение социального времени напрямую связано с

информационными процессами, протекающими в обществе.

Особенность личного пространства-времени состоит в том, что оно имеет

вполне определенные границы. Мы помним только сравнительно недавнее

прошлое, более давних событий для нас как бы не существует. Наша

способность предсказывать будущее еще более ограничена, отдаленные будущие

события для нас ненаблюдаемы. Личное пространство всегда имеет своим

центром самого человека: я вижу только то, что вокруг меня; об остальном

пространстве я могу только помнить или догадываться. Все эти особенности

связаны, безусловно, со способностью индивида принимать и обрабатывать

информацию о мире.

Многие «неклассические» свойства человеческого времени, как личного,

так и социального, описаны в художественных произведениях. Так, в

антиутопии Дж. Оруэлла «1984» работа информационной спецслужбы

(«Министерство правды») приводит, по существу, к изменяемости исторического

прошлого. Предельный случай неравномерности личного времени описан Х. Л.

Борхесом в новелле «Тайное чудо». В сознании расстреливаемого поэта за

время полета пули проходит год, за который поэт успевает закончить главное

произведение своей жизни.

Гипотеза об удивительном топологическом свойстве физического времени

содержится в рассказе «Сад расходящихся тропок» того же автора. Согласно

этой гипотезе, в каждый момент времени, когда в нашем мире осуществляется

какой бы то ни было выбор между равновероятными возможностями, мир

разветвляется на несколько параллельных миров, в каждом из которых

реализована та или иная возможность. Таким образом, параллельно существует

бесконечное множество миров, в совокупности исчерпывающих все в принципе

возможные сценарии развития. Данная топология времени имеет место лишь в

сознании автора гипотезы, гипотеза обязана своим существованиям развитой

способности к обработке и выработке информации у человека.

Информация и общество

Особенности социальной информации

Социальные системы — это особый, высший из известных нам типов

материальных систем. И одна из особенностей общества, тесно связанная со

всеми другими его характерными чертами и отличающая его от других типов

систем — это способность к информационно-отражательным процессам особого

рода ([А6], [А10], [А11], [Б6], [Б10], [Б13]).

Биологическое и социальное отличаются в информационном плане «прежде

всего тем, что последний тип организации характеризуется наличием особой

надындивидуальной и внеорганической системы средств накопления, хранения и

передачи от поколения к поколению существенно важной для коллективного

объединения информации, программирующей действия входящих в него индивидов»

(Маркарян, 71). Наличие специфически социальной формы передачи информации

приводит к тому, что наряду с генетическими и условнорефлекторными

программами поведения как чисто биологическими появляются новые формы

детерминации поведения при помощи социальной информации и социальной

памяти. Ю. Лотман дает информационное определение понятия «культура» как

совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации и

хранения.

Человечество как особый тип организации материальных систем может

существовать именно потому, что надындивидуальное накопление, хранение,

передача и переработка информации оказались тесно связанными с развитием у

человека преобразовательной функции. Биологические системы, в основном,

приспосабливаются к окружающей среде, они с кибернетической точки зрения

относятся к классу (преимущественно) адаптивных систем. В каждой отдельной

человеческой личности сохраняется адаптивное свойство биологических систем.

Общество же в целом выступает как адаптирующая система, приспосабливающая

среду обитания к своим потребностям.

Связь между адаптирующим характером человеческой деятельности и

внеличностным накоплением информации проявляется в следующем. С одной

стороны, неограниченные возможности преобразования природы открывают все

новые возможности для создания носителей информации, для перемещения

информации из индивидуального сознания во внешние хранилища. С другой

стороны, преобразующая деятельность невозможна без отделения личного опыта

членов общества от них самих, обмена информацией. А это легче и надежнее

всего делать при помощи долговечных и общедоступных носителей.

При взаимодействии общества с природой потоки информациии идут в двух

противоположных направлениях. Во-первых, информация извлекается обществом

из природы в процессе материальной практики и научного познания. Во-вторых,

информация, переработанная обществом, переносится обратно в природу в

процессе преобразующей деятельности, создания вещей, «второй природы».

Каждая вещь несет в себе информацию о своих создателях: вложенную в них

научную информацию и сведения об их культуре, обычаях, укладе жизни. Так,

археолог далекого будущего, найдя лазер 20-го века, сделает вывод, что

людям этой эпохи была известна квантовая механика. А обнаружив тактическую

ракету, он сделает вывод о количестве и интенсивности конфликтов в нашем

мире.

Предметы материальной культуры имеют двоякую роль: с одной стооны, они

служат практическим целям, а с другой, — концентрируя в себе опыт

предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и

передачи информации. Для современника, имеющего возможность получать эту

информацию по многочисленным более прямым каналам, основной является первая

функция. Но для потомка, археолога она полностью вытесняется второй.

Характерной особенностью социальной информации является то, что высшие

ее виды все более отдаляются от чувственно воспринимаемых вещей. Человек

способен образовывать абстракции сколь угодно высокого уровня: абстракции

от абстракций, абстракции от абстракций абстракций и т. д. Это невозможно

было на биологической ступени развития, где информационно-отражательные

процессы не были столь самостоятельными и были связаны непосредственно с

потребностями организма.

Выше уже омечалось, что биологическая эволюция связана с диалектическим

отрицанием сигналов-кодов сигналами-образами. Возникновение человеческого

общества характеризуется переходом от сигналов-образов снова к сигналам-

кодам (коды 2-го порядка). Это знаковые формы сигналов в человеческом

обществе. Особенность кодов 2-го порядка состоит в том, что они

представляют собой знаки, обретающие внеличностную форму. К ним относятся

книги, магнитофонные записи, фотоизображения и вообще любые объекты

человеческой материальной и духовной культуры.

Знаки отличаются от образов тем, что сами по себе не имеют никакого (по

крайней мере, заметного) сходства с теми объектами реального мира, которые

с их помощью отображаются. Написанное на бумаге слово как графический

объект не похоже на звучание того же слова, а обе эти формы не похожи на

обозначаемый ими объект. Использование знаков возможно только при

достаточно развитой способности к абстракциям.

Эта особенность культуры была замечена еще ранее представителями

субъективного идеализма, например, неокантианцем Э. Кассирером,

прагматистом Ч. Моррисом и др. (излагается по [А10]). Согласно их концепции

(называемой «знаковой концепцией человека»), человек является не

социальным, а символическим существом. Человеческая культура, по Кассиреру,

представляет собой акты «объективизации» автономных творений духа в

памятниках, документах, которые имеют лишь символическое бытие. Человек,

таким образом, выступает как животное, создающее «символический мир».

Знаковая концепция абсолютизирует одну из реально существующих черт

человеческой культуры и игнорирует другие существенные черты. Автору

настоящего реферата более оправданной представляется, все же,

материалистическая точка зрения, согласно которой первична общественная

природа человека, а производство и использование знаков подчинено

общественно-производственной деятельности.

Различным формам общественного сознания соответствуют различные виды

информации. Это различие относительно, так как между этими формами

постоянно происходит обмен, в результате которого уровни социальной

информации взаимно обогащаются. Так, информация, непосредственно получаемая

древними в процессе материальной практики, находила свое причудливое

отражение в мифах и легендах и наоборот, мифологическое мировоззрение

оказывало влияние на практическую деятельность людей. В современном

обществе происходит интенсивный обмен информацией между науками о природе,

философией, моралью, обыденным сознанием. Так, в предисловии к одной из

научно-популярных книг по физике сказано, что «ни один из разделов физики

не способствовал в такой мере возвышению человеческого духа, как

термодинамика, особенно ее второе начало». Известно также то огромное

влияние, которое оказали на философию теория относительности, квантовая

механика и кибернетика. Проникновение философской информации в конкретно-

научные исследования связано, в основном, с ее методологической функцией.

Яркие примеры влияния науки и техники на обыденное сознание — космонавтика,

и информатика (в особенности Интернет).

Выше говорилось о той важной роли, которую играет структурная

(связанная) информация в обеспечении устойчивости системы. В обществе роль

такой структурообразующей информации играют традиции, верования, моральные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты