Философия информации и сложных систем

информационного содержания систем. В общем случае закон утверждает, что на

более высокой ступени развития повторяются некоторые черты, свойственные

исходной ступени, причем имеет место не полное копирование, а лишь

частичное воспроизведение. В применении к информационным процессам это

означает, что информационное содержание, достигаемое системой на

последовательных ступенях развития, изменяется за счет поочередных

отрицаний отдельных его частей. Второе отрицание, снимающее первое, ведет к

частичному воспроизведению на качественно новом уровне информации,

обогащенной опытом двух ступеней развития.

Всякий раз, когда развивающаяся система повторяет одну из

предшествующих своих черт, это означает воспроизведение прошлой структурной

информации. Наилучшим примером может быть то, что высокоорганизованные

системы способны привлекать собственный прошлый опыт для решения текущих

задач. Допустим, система некогда попадала в определенные условия и

выработала оптимальную программу поведения в этих условиях. После этого

условия изменились, система вынуждена была отвергнуть прежнюю программу и

выработать множество новых. Пусть теперь система попадает снова в условия,

подобные первоначальным. Теперь она сможет воспроизвести выработанную ранее

соответствующую программу, причем значительно быстрее, чем в первый раз, и

значительно качественнее, так как теперь знание системы о внешнем мире

обогащено памятью о многих различных ситуациях.

Информация и развитие

Понимание информации как разнообразия тесно связано с наиболее общими

представлениями о движении как изменении. Результатом движения системы

становится различие (разнообразие) во временном отношении. Движение

является атрибутом материи, неотъемлемо присуще материи и такое ее

свойство, как различие. Поскольку понятие информации трактуется на основе

категории различия, можно предположить, что информация также имеет

атрибутивный характер. Связь понятий движения и информации, в частности,

такова, что позволяет результат движения отображать методами теории

информации. Это имеет большое значение для изучения процессов развития,

дает возможность выработать информационный критерий, позволяющий

устанавливать степень развития той или иной системы.

Поскольку далее рассматривается лишь развитие каких-либо конкретных

систем, то под развитием данной системы понимаются ее внутренние изменения,

или изменения ее внутреннего разнообразия. Если внутреннее разнообразие

системы не изменяется, то в этом случае движение системы относительно

других систем будет «чистым» движением.

Разнообразие, как отмечалось выше, имеет различные уровни, классы и т.

д. Внутренне оно может изменяться на уровне: элементов, отношений порядка,

прочих отношений и связей, целостности и т. д. Кроме того, возможны

различные направления самого изменения разнообразия, например, прогресс и

регресс.

Под восходящим развитием, или прогрессом, понимается увеличение

внутреннего разнообразия систем. На языке теории информации это означает

накопление информации. Нисходящая ветвь развития, или регресс, означает

уменьшение внутреннего разнообразия систем или уменьшение количества

информации. Таким образом, изменение информационного содержания систем —

это количественный критерий развития.

Информационный критерий развития находит свое применение в теории

эволюционного ряда, или ряда развития. Под ступенями развития материи

имеются в виду наиболее общие материальные системы, которые последовательно

появлялись друг за другом в процессе прогрессивного развития материи.

Ступеней развития материи в принципе бесконечно много, но нам известны

всего пять: дозвездная, звездная, планетарная, биологическая и социальная

(этот ряд, хотя и связан с классификацией форм движения материи, далеко не

изоморфен ей).

Каждая ступень характеризуетсяструктурой (организацией), элементами

которой являются определенные дискретные единицы. Так, для дозвездной

ступени за структурную единицу можно принять элементарные частицы, для

звездной — атомы, для планетной — молекулы, для жизни — организм, для

социальной — человека. Структурная единица — это появляющийся именно на

данной ступени развития основной ее элемент. Ступени развития сами по себе

являются системами, поскольку удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым

к системам. Характерно, что количество информации в ступенях развития и во

всех структурных единицах увеличивается.

Прогрессивное развитие систем сопровождается качественными скачками.

Поэтому прогресс системы сопровождается не только количественным ростом

структурной информации, но и изменением ее качества. Это позволяет вводить

в рассмотрение качественные информационные критерии развития.

Например, степень развития некоторых технических систем характеризуется

ценностью этих систем (= ценностью заключенной в них структурной

информации). Ценность, как отмечалось выше, всегда связана с определенной

целью. Приведем пример. На смену очень сложным по конструкции поршневым

авиационным двигателям пришли более простые — реактивные. Упрощение

конструкции последних есть уменьшение количества структурной информации.

Поэтому, если пользоваться только количественным критерием развития, то

изобретение реактивных двигателей следовало бы расценить как шаг к

регрессу. Но ведь цель человека состоит не в усложнении конструкции

двигателя, а в достижении более высокой скорости полета. Реактивные

двигатели более полезны для достижения данной цели, чем поршневые. Так

включение прагматического аспекта информации в критерий развития приводит

нас к выводу том, что изобретение реактивного двигателя было прогрессивным

явлением.

Информация, законы природы и причинность

Закон отражает общие устойчивые связи и отношения между явлениями (или

частями одного явления). Таким образом, закон есть структура явления, если

последнее рассматривается как система. Как и всякая структура (инвариант),

закон ограничивает разнообразие, так как из всех мыслимо возможных

сценариев протекания процесса реализуются лишь те, которые подчиняются

закону. Например, из всего мыслимого разнообразия процессов, происходящих с

макроскопическими телами, возможными оказываются только те, которые

удовлетворяют законам ньютоновской механики.

Любое явление подчиняется не одному какому-либо закону, а совокупности

законов, причем, вседствие неисчерпаемости материи, бесконечной. Каждый

закон природы фиксирует лишь одну из бесконечного множества сторон явления

и потому является абстракцией, упрощением по сравнению с действительностью.

Следовательно, внутреннее разнообразие и информационное содержание закона

меньше, чем у исследуемого явления.

В то же время известно, что в абстрактном законе природа отражена

глубже, вернее, точнее, чем в наших ощущениях, восприятиях и

представлениях. В процессе отражения природы органами чувств последние

огрубляют, ограничивают разнообразие объективно существующих систем.

Бесконечное разнообразие реальных явлений нашими органами чувств отражается

в виде конечного разнообразия. Часть информации при чувственном восприятии

теряется. Однако благодаря абстрактному мышлению и знанию законов природы

мы можем оперировать и той информацией, которая непосредственно не

заключена в чувственном образе. Поэтому абстракция закона — это не простое

ограничение эмпирического разнообразия, а лишь ограничение несущественных

сторон чувственного образа явлений с целью расширить существенное

разнообразие, непосредственно не доступное чувственному восприятию.

Количество информации, содержащейся в научном законе, может быть

измерено методами статистической теории информации [А2]. Пусть, например,

исследуется зависимость между двумя физическими феличинами: [pic] и [pic],

причем обе величины могут изменяться в заранее установленных пределах:

[pic], [pic] (границы применимости теории). Квадратная область [pic] есть

область всех мыслимых комбинаций значений исследуемых величин, когда

зависимость между ними неизвестна. Площадь этой области [pic] есть ни что

иное, как априорное разнообразие. В результате серии экспериментов был

установлен эмпирический закон, связывающий величины [pic] и [pic] (жирная

линия на рис.) с определенной погрешностью (затемненная область).

Теперь можно с уверенностью утверждать, что в природе реализуется лишь

то разноообразие состояний, которое попадает в затемненную область, имеющую

площадь [pic]. Таким образом, количество информации в эмпирическом законе

может быть выражено через ограничение разнообразия:

[pic].

Возможен и другой подход к определению информационного содержания

заакона или теории, прагматический, оценивающий ценность данного закона для

достижения определенной цели, например, создания какого-либо прибора.

Обширный класс законов природы — это законы, устанавливающие связь

между состояниями системы в два различных момента времени, т.е. причинную

связь. Поэтому обнаруживается связь информации с категорией причинности.

Согласно А. А. Маркову, событие A содержит информацию о событии B в

силу совокупности законов M, если наличие B может быть логически выведено

из наличия A с помощью B. При этом A рассматривается как причина, B — как

следствие. Вывод А. А. Маркова состоит в том, что причина содержит

информацию о следствии.

При однозначной причинной связи речь может идти о полной передаче

информации от причины к следствию. При этом структура причины полностью

передается следствию, воспроизводится в нем. Этот важный, но все же частный

случай имеет место в механических цепях причинности.

В классической механике при переходе от явления A к его следствию B не

происходит ни потеря, ни накопление информации: события A и B эквивалентны

в информационном отношении. Подобный информационный смысл в механическую

причинность вкладывал еще Лаплас, когда предложил идею «демона», который,

зная все причины, мог бы предстказать все следствия. По одному звену

однозначной причинной связи можно определить все остальные звенья, так как

в них содержится одинаковое количество информации.

Дальнейшее развитие науки выявило недостаточностьпредставлений о

причинной связи как взаимно одноначном соответствии причины и следствия.

Оказалось, что недетерминированное, а точнее — не полностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты