человечества, полной реализации «сущности человека», воплощению
неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человечества.
Как правило, подобная всеобщность является и определенным
антропологическим тезисом, призванным выразить предназначение существования
человека. Когда история предстает как процесс искупления и очищения,
который найдет завершение в божественном суде; как одна грандиозная
хвалебная песнь Богу, строки которой образуют те или иные исторические
культуры, эпохи, обстоятельства и люди; как движение человечества к своему
освобождению; как процесс борьбы с природой, призванный привести к созданию
осмысленного человеческого ареала в недрах массивно-бессмысленного
природного бытия и т.п.— тогда все эти тематизации исторического процесса
суть соответствующие «образы человека», выражения бытийной судьбы человека.
Вторая позиция как бы противоположна первой. Она связана с
утверждением того, что исторический смысл инновационно порождается,
постоянно созидается субъектами исторической жизни; историческая
деятельность субъектов различных формаций не имеет заданного или тем более
предопределенного характера и в своем смыслопродуцирующем аспекте является
во многом недетерминированной и открытой; исторический смысл просто
совпадает с историческим существованием.
Обозначенные нами главные задачи, или цели, философии истории в своей
совокупности ориентируют на разработку философской теории исторического
процесса. Это должна быть теория, способная в конкретном приложении
реализовать некоторые основные цели философствования — определить бытийную
специфику исследуемой сферы, установить наиболее общие и фундаментальные
структуры, причины и факторы этой сферы, указать ее отношение к человеку и
соответственно выявить смысловое значение в антропологической перспективе,
т.е. выявить смысловое содержание рассматриваемой сферы с точки зрения
человеческой жизни. Если говорить кратко, то философия истории призвана
указать сущностное содержание, процессуальную форму и смысл истории.
Разумеется, в каждой конкретной концепции преобладает стремление к
достижению одной из указанных целей. При этом, однако, с той или иной
степенью выраженности всегда присутствуют и остальные цели, что обусловлено
самой сутью данного типа философско-теоретической деятельности.
В то же время можно представить себе концепцию, в которой как бы
соединены и даже синтезированы основные принципы различных реальных
философско-исторических построений. Такая реконструированная концепция
предстанет как базисная форма философско-исторического рассуждения, по
отношению к которой реально существовавшие теории являются как бы
определенными модификациями.
Попытаемся охарактеризовать такую базисную форму. Это концептуализация
исторической жизни как связной, упорядоченной целостности, движение которой
имеет определенную целевую направленность. Наиболее полным воплощением
такого отношения к истории являются концептуализация исторической жизни
человечества как единой всемирной истории, замысленной Богом и направляемой
им к определенному историческому и постисторическому состоянию, или
концептуализация родовой истории человечества тоже как всемирной истории,
но движимой и направляемой к определенным высшим целям сугубо светскими
внутриисторическими силами.
Таким образом, базисная форма философского постижения истории
воплощает в себе возможные вершинные образцы теологической и философской
концептуализации исторического процесса. Теолого-историческая
концептуализация и философски-историческая концептуализация всемирной
истории при их формально-структурном сходстве расходятся в понимании целей
и смыслового содержания исторического процесса, «движущих сил», механизмов
исторической каузальности и т.д.
Такая базисная форма может выступать в качестве идентификационного
критерия, позволяющего квалифицировать те или иные виды теоретического
рассуждения по поводу истории как философско-исторические, а также в
качестве организующего принципа исследования различных философско-
исторических построений.
Базисная форма задает и контур подхода к проблеме отношения «человек —
история». Она наиболее полно воплощает одну из двух основных позиций этой
проблемы, которая предполагает однозначное господство всеобще-исторических
моментов над индивидуально-личностными в том плане, что индивид как
исторический субъект есть лишь средство реализации всеобщих содержаний.
Масштаб исторической личности определяется мерой ее продуктивности в такой
реализации.
Вторая позиция предполагает, что отдельный индивид — исторический
субъект — сам конституирует свое историческое существование как какое-то
осмысленное историческое образование, как определенную историческую
целостность. Процесс конституирования может восприниматься в своем
предельном виде как условие созидания каких-то общих исторических
институтов, структур, целостностей. Такое созидание и задает смысл
исторического существования участвующих в этом процессе индивидов.
Системная характеристика материальной философии истории.
Краткую системную характеристику материальной, или субстанциальной,
философии истории целесообразно дополнить сжатым очерком ее исторического
пути. Главное внимание уделим характеристике взаимосвязи исторического
сознания и философии истории в основные эпохи европейской истории, а также
характеристике наиболее общих моментов того или иного эпохального
«гештальта» (нем. Gestalt — целостная форма, структура) философии истории.
Для античности характерно отчетливо выраженное устремление к памяти,
к сохранению живого присутствия прошлого, его людей и событий. Разумеется,
определенное желание помнить, определенное соотнесение с жизнью и деяниями
предков было присуще и другим древним культурам. Но древние греки и римляне
выделяются в том отношении, что сама их воля к памяти имеет осознанный и
методический характер.
Теоретическое осмысление исторической жизни в античную эпоху
осуществлялось в историографии и философии. Античность создает
историографию как особую область знания и, следовательно, особый способ
осмысления действительности. Некоторые содержания античной историографии
выражали и смысловое отношение исторической действительности. К их числу
следует отнести в первую очередь политико-назидательные и морально-
назидательные содержания античных исторических трудов; устремление к
постижению всемирно-исторической связи событий; осознание и тематизацию
связи судьбы отдельного человека с исторической событийностью. Главное же
заключалось в том, что античная историография оформляет немифологическое
профанное историческое сознание.
Основным источником воздействия античности на разработку философско-
исторической проблематики в западно-европейской культуре была античная
философия. О влиянии античной философии на теоретическое историческое
сознание в Европе можно говорить в двояком плане. С одной стороны, речь
может идти об общем воздействии философского античного наследия на
западноевропейскую теологическую и философскую мысль, о воздействии на те
сферы, в рамках которых вплоть до конца XVIII столетия, т.е. до появления
современной научной историографии, вырабатывалось теоретическое отношение к
истории, включая смысловое отношение.
С другой стороны, правомерно вести речь о непосредственном соотнесении
западно-европейской теолого-исторической и философско-исторической мысли с
тем, что можно назвать античным философско-историческим сознанием. Античное
философски-историческое сознание означает прежде всего тематизацию
подвижности и изменчивости сущего, тематизацию базисных онтолого-временных
категорий (в первую очередь, категории становления). Сущее предстает в
своей космологической определенности. При этом подвижность и изменчивость
социальной жизни истолковываются в соответствии с моделью космического
движения вообще. А ритм космической жизни наиболее наглядно проявляется в
небесном движении. Круговая природа этого движения находит отражение и в
представлении о циклическом ритме социально-исторической жизни, идее
вечного возвращения и т.п.
Античная философская мысль воспринимает изменчивость, неодинаковость
человеческих дел как нечто, случающееся в рамках остающегося в своей сути
неизменным мира. Еще не сложилось представление о принципиальном
качественном различии между разными временами, эпохами, обстоятельствами, и
различные исторические события, ситуации, действия считаются различными
проявлениями одного и того же мира, различными поступками одинаковых по
своей сущности людей.
В античной философии отсутствует концептуализация исторической жизни в
привычном для новоевропейской мысли смысле, т.е. концептуализация истории
как онтологически специфической, а также интегральной и приоритетной сферы
человеческого существования, движение которой носит линейно направленный и
необратимый характер. Участие античной философской мысли в оформлении
философского познавательного отношения к истории не только обеспечило его
рационализацию, но и обусловило ею метафизическую природу. И судьбы
философско-исторической проблематики оказались теснейшим образом связанными
с судьбами западно-европейской метафизики.
Историзация культурного сознания в специфическом европейском смысле
происходит только с утверждением христианства. Судьбы западно-европейского
исторического сознания в практических и в теоретических своих формах на
протяжении многих веков были нераздельно связаны с судьбами западно-
христианского сознания.
С точки зрения нашей темы целесообразно сосредоточить усилия на
попытке выявить те присущие христианству моменты, которые необходимо
обусловливают его «историчность». Желательно установить те конститутивные
содержания христианской веры, которые порождают историческое сознание.
Христианское отношение к истории генетически связано с иудаистским
историческим сознанием, а следовательно, и с «теологией истории» Ветхого
Завета. Ограничимся указанием на важнейшие в плане порождения исторического
сознания импликации учения о творении.
Само отношение между творцом и творением предполагает представление о
временном, историческом, хотя и абсолютном начале. После абсолютного начала