Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни

Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

кафедра философии

РЕФЕРАТ

Философия Канта.

Докритический и критический

периоды жизни.

Выполнила:

аспирантка

заочного отделения

каф. денег и ценных бумаг

Петренко Светлана Николаевна

Проверил:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1999г.

Содержание

Введение..................................................................

............................................................................

...............................................................3

Глава 1. Развитие философских взглядов

Канта................................................5

Глава 2. Новый поворот в философских исканиях Канта................9

Глава 3. Путь

критики.....................................................................

......................................................................12

Глава 4. Завершение системы критической философии...................21

Заключение................................................................

............................................................................

....................................................23

Список использованной

литературы..................................................................

................................24

Введение

Самый главный предмет в мире

- это человек, ибо он для

себя - своя последняя цель.

Право человека должно считаться

священным.

И. Кант

Иммануил Кант (1724 - 1804) титан философской мысли всех времен.

Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа

Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его

творчества. Канта принято называть "родоначальником немецкой классической

философии". Действительно, почти все виды классического и современного

философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его

труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном

развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед

рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,

которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с

Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в

истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой

природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает

о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах

бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи

Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они

звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период

гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и

разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо

отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в

голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально

подготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только что

поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти

поражающие глубиной идеи - прозрения, которые обгоняют систематизированную

мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и

заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным

произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои

лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру,

метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение

записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных

местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в

этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники

оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера

"Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого тома

академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют

десять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта

отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского

рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал

тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом

порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным

дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о

характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до

настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким

образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу

- любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо

внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы

философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие

мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,

дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения

о его жизненном и творческом пути.

Данный реферат не претендует на всестороннее и исчерпывающее

рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего

описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его

духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс.

Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен

абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь -

непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,

когда мысль вышла из - под его контроля.

Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом

традиционного деления творческого пути Канта на два периода: докритический

и критический. Границу между ними различные исследователи определяют по -

разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие

- приблизительно 1770 год. По - видимому, допустимы обе точки зрения, так

как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем

долгих и часто мучительных духовных исканий. Первый этап - так называемый

"докритический" или "догматический". В этот период философ занимался

главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных

гипотез, в том числе "небулярную" космогоническую гипотезу, согласно

которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из

существования "первоначальной туманности". В это же время философ высказал

предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей

галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В

философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного

совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести

различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние

в эти годы сам Кант называл "догматическим сном". Он мыслит как догматик,

преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с

опытным знанием. Второй этап - так называемый "критический". В данный

период сформировалась специфическая кантовская философия, заложившая основы

всей немецкой классической философии. В работах этого периода

последовательно излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика

и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа

сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей

человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием

скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных

величинах, осмеял увлечение современников мистикой и "духовидением". В этот

период он придает большое значение использованию в философии опытного

знания. Объем данного реферата не позволяет уделить должное внимание

исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней

рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его

произведения, характерные для каждого из этапов.

Развитие философских взглядов Канта.

22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга

Канта родился Иммануил Кант. В семье было пятеро детей. Маленького

Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и

пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать -

Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье,

разбудить пытливость и воображение. “Никогда не забуду своей матери. Она

возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце

впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее

поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь”. Эти

слова были сказаны Кантом на склоне лет.

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету

друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в

государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское

отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в

неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский

языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились

факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому

языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты