Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
кафедра философии
РЕФЕРАТ
Философия Канта.
Докритический и критический
периоды жизни.
Выполнила:
аспирантка
заочного отделения
каф. денег и ценных бумаг
Петренко Светлана Николаевна
Проверил:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1999г.
Содержание
Введение..................................................................
............................................................................
...............................................................3
Глава 1. Развитие философских взглядов
Канта................................................5
Глава 2. Новый поворот в философских исканиях Канта................9
Глава 3. Путь
критики.....................................................................
......................................................................12
Глава 4. Завершение системы критической философии...................21
Заключение................................................................
............................................................................
....................................................23
Список использованной
литературы..................................................................
................................24
Введение
Самый главный предмет в мире
- это человек, ибо он для
себя - своя последняя цель.
Право человека должно считаться
священным.
И. Кант
Иммануил Кант (1724 - 1804) титан философской мысли всех времен.
Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа
Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его
творчества. Канта принято называть "родоначальником немецкой классической
философии". Действительно, почти все виды классического и современного
философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его
труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед
рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,
которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с
Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в
истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой
природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает
о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах
бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи
Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они
звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период
гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и
разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо
отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в
голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально
подготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только что
поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти
поражающие глубиной идеи - прозрения, которые обгоняют систематизированную
мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и
заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным
произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои
лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру,
метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение
записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных
местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в
этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники
оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера
"Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого тома
академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют
десять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта
отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского
рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал
тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом
порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным
дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о
характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до
настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким
образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу
- любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо
внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы
философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие
мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,
дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения
о его жизненном и творческом пути.
Данный реферат не претендует на всестороннее и исчерпывающее
рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего
описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его
духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс.
Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен
абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь -
непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,
когда мысль вышла из - под его контроля.
Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом
традиционного деления творческого пути Канта на два периода: докритический
и критический. Границу между ними различные исследователи определяют по -
разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие
- приблизительно 1770 год. По - видимому, допустимы обе точки зрения, так
как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем
долгих и часто мучительных духовных исканий. Первый этап - так называемый
"докритический" или "догматический". В этот период философ занимался
главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных
гипотез, в том числе "небулярную" космогоническую гипотезу, согласно
которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из
существования "первоначальной туманности". В это же время философ высказал
предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей
галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате
приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В
философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного
совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести
различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние
в эти годы сам Кант называл "догматическим сном". Он мыслит как догматик,
преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с
опытным знанием. Второй этап - так называемый "критический". В данный
период сформировалась специфическая кантовская философия, заложившая основы
всей немецкой классической философии. В работах этого периода
последовательно излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика
и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа
сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей
человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием
скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных
величинах, осмеял увлечение современников мистикой и "духовидением". В этот
период он придает большое значение использованию в философии опытного
знания. Объем данного реферата не позволяет уделить должное внимание
исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней
рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его
произведения, характерные для каждого из этапов.
Развитие философских взглядов Канта.
22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга
Канта родился Иммануил Кант. В семье было пятеро детей. Маленького
Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и
пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать -
Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье,
разбудить пытливость и воображение. “Никогда не забуду своей матери. Она
возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце
впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее
поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь”. Эти
слова были сказаны Кантом на склоне лет.
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету
друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в
государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское
отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в
неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский
языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились
факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому
языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным