Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать
что - то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости -
занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся наконец
неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие
философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. В
этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно
интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в
первую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистого
разума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге
"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философ
стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.
нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии
решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал
"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание
этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг
друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.
Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика
предстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,
сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.
Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних
по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных
принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях
общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что
представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается
человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его
стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную
самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,
даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский
анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта,
они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта -
автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует
действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего
внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной
практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает
первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное -
поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и
зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности
суждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом,
для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является
единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом
автор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительского
рационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точки
зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из
данной причины могут на равных правах проистекать различные действия.
Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед
самим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненная
нравственным законам, - это одно и тоже". Свобода человека возможна
постольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность к чувственно
воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он
подчинен посторонним силам - законам природы и установлениям общества. Но
как член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Эти
два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный
мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный
характер человека лежит в основе его феноменального характера.
Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно
понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием
морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки -
такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.
Существенное место в философской системе Канта занимает его философия
религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает
тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис:
мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно
для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их
обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо
как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия в
пределах только разума". Кант присматривается к прошлому, ищет социально -
психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом
борьбу двух начал - добра и зла. Философ начинает с размышлений о
нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В
нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как
приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,
человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа
возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и
требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание
вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа
морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.
Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем
первый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным".
Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание
благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем
почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек
льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы
самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные
моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без
переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа
жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это
моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так
говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической
работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как
программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается
обосновать ее теоретически.
В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит
новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он уточняет (а
порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него
проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В "Критике
чистого разума" вопрос остался открытым. С одной стороны, философ
убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина
невозможна. С другой - он декларировал программу создания новой метафизики
как науки о сверхчувственных вещах - боге и бессмертии души. В 1788 году
стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на
лучшее сочинение по теме "Какие действительные успехи сделала метафизика со
времен Лейбница и Вольфа". Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды
принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о
его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами
чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы
придать понятию объективность необходимо подвести под него какое - либо
созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о
свободе, ни о душе, отделенной от тела. "Практически мы сами создали себе
эти предметы", мы верим в них и ведем себя соответствующим образом.
Метафизика сверхчувственного возможна только с "практически -
догматической" точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе
лишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть
критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в
черновиках.
Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях
молодости, о своей "первой любви" - естествознании. Он продолжал читать
курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к
астрономии и "небесной механике" и написал две статьи на эту тему: "О
вулканах и луне" и "Нечто о влиянии Луны на погоду". За два года до того,
как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу "Метафизические
начала естествознания". Если в "Критике чистого разума", набрасывая
структуру своей будущей философии природы, Кант разделил ее на рациональную
физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает
объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание
душевных явлений - не естествознание, которое имеет дело только с телами.
Философ принимал посильное участие в практической реализации научных
открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге
первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные
интересы мыслителя по - прежнему лежали в собственно философской сфере.
Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить
разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути
создания философской системы, так как в философии он ценил прежде всего
систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы
пока еще не было. Конечно обе первые "Критики ..." связаны определенным
образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство
между теоретическим и практическим разумом представлялось ему
недостаточным. Не хватало какого - тот важного опосредующего звена. Система
философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой
и свободой своеобразный "третий мир" - мир красоты. Когда он создавал
"Критику чистого разума", он считал, что эстетические проблемы невозможно
осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический