Философия Н.А.Бердяева. Социально-политический аспект
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени
И.Н.Ульянова
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Тема:“Философия Бердяева Н.А.
Социально-политический аспект”
Выполнила: Галимова Л.Н.
Проверил: Клаус В.А.
Ульяновск 2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Краткий биографический очерк 5
2. Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева 10
3. Демократия и социализм в творчестве Н.А. Бердяева 14
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Когда в 1922 г. Николай Бердяев перед высылкой пошел проститься со
своим духовным отцом, священником Алексеем Мечевым, то старец встал ему
навстречу “весь в белом”, “как бы пронизанный лучами света” и, в ответ на
его растерянность, сказал: “Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать
Запад”.
Пророческие слова великого прозорливца сбылись: голос Бердяева
прозвучал не только на Западе, но и во всем мире. Бердяев переведен на
двадцать языков, ему посвящены десятки, если не сотни работ и диссертаций,
только во Франции вышло более двенадцати книг о его творчестве, О нем пишут
католики, протестанты, агностики, через него узнают о православии, о
русской мысли, более того, многие обязаны ему своим обращением ко Христу.
Бердяев принадлежит к “пророческому” типу философов. У него нет
системы, его интуиции всегда парадоксальны, он их не доказывает, не
пытается примирить, а в стремительном, иногда повторно-утомительном,
афористическом потоке выпаливает на бумагу. Его решительное, безоговорочное
неприятие всякой “объективации” как грозящей окаменением свободному духу (а
дух и свобода для него равнозначны) определяет пафос всего его творчества.
Реальность, какая бы она ни была, от самой высшей до самой обыденной, для
него всегда в “динамике”, в “творческом акте”. Вера в Бога и в богочеловека
Христа никогда у Бердяева не поколебалась, но отказ от затверделых форм
ставил его иногда в противостояние с исторической Церковью. Он боялся, как
бы институционный характер Церкви не был изменой Христову завету
поклоняться Богу “духом и истиной”. Он видел, как трудно дается
“церковникам” та свобода, к которой, по слову апостола Павла, мы призваны.
А уж подходить к Бердяеву, как это делали и делают некоторые, с мерками
“ортодоксии” просто нелепо: Бердяев всегда считал себя — и был — свободным
христианским философом, а не богословом..
Многое соблазнительное в социально-политических и историософских
воззрениях Бердяева, его то и дело вспыхивавшее “оправдание” советской
реальности, из-за отталкивания от капитализма и буржуазности (при
сохранившейся вере во всемирную роль России), теперь, после окончательного
падения коммунизма, принадлежит уже истории. (Впрочем, его критика
демократии, которая, если лишена духовных основ, превращается в
плутократию, звучит вполне актуально). Но огненные слова Бердяева о свободе
как основе мироздания, о творческом акте как об основном божественном
призвании человека, его пламенная вера в Богочеловечество и в истинность
Православия продолжают будить не только мысль, но и духовные силы. Отец
Алексей Мечев считал, что голос Бердяева должен быть услышан Западом.
Сегодня же, больше, чем когда-либо, он должен быть услышан и Россией, за 70
лет порабощения и застоя (статики!) отвыкшей от “таинства свободы”.
1. Краткий биографический очерк
Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в Киеве в семье
кавалергардского офицера, рано вышедшего в отставку и поселившегося в своем
имении Обухово на берегу Днепра. Все предки будущего философа были людьми
военными - дед был атаманом Войска Донского, прадед был новороссийским
генерал-губернатором. Матерью Бердяева была урожденная княжна Кудашева.
Семейная традиция немало способствовала тому,что будущий философ поступил,
когда пришло время, в Киевский кадетский корпус.
В детстве Бердяев много читал, особенно романов и драм. Это укрепляло
в нем очень важное для всего будущего миросозерцания чувство духовной
автономии, неукорененности в действительном бытии, которое оставалось где-
то в дальней провинции его внутреннего мира.
Дар любомудрия он осознал в себе рано. И первую роль тут сыграл,
конечно, Шопенгауэр. Юного Бердяева покорил этот немецкий философ с его
тотальным приматом воли и эгоцентризмом, что позже обернулось у Бердяева
разумным эгоизмом творчества. К эгоизму наслаждений он никогда не стремился
и ловцом счастья не был.
Бердяеву показался универсальным шопенгауэровский метод
иррационального познания, где во всем верховенствует интуиция. "Всякая
истина и всякая мудрость в конце концов лежит в интуиции" - эта мысль
немецкого философа прямо вела к воротам экзистенциализма. Как известно
-школа учит, а генеральное направление дают личности. Через Шопенгауэра и
Канта, Достоевского и Толстого, через Ибсена и Ницше Бердяев пришел к
марксизму. В ту пору он уже учился в университете - с карьерой военного
было решительно покончено.
В 1901 году вышла первая книга Бердяева "Субъективизм и индивидуализм
в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском", где он
попытался синтезировать марксизм с идеалистической философией Канта и
Фихте. Марксизм породил в России немало течений, часто прямо ему
противоположных по духу. Парадокс, но именно из его недр вышло и новое
идеалистическое, а позже ставшее религиозным философское направление, к
которому принадлежали Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Течение это оставалось
камерным, как признался позже сам Бердяев, с широким революционным
движением связано не было, а потому надежной опоры в жизни не имело...
Бердяев считал себя идеологическим оппонентом марксизма. Он не
относился к нему, как к пособию по производству революций. Марксизм был для
него оригинальным продуктом интеллекта, философской задачкой.Он видел в
марксовой критике капитализма много верного. Но взятое в целом, учение
Маркса представлялось Бердяеву недостаточно духовным, сужающим внутренние
силы человека. "Психология есть слабая сторона марксизма"-записывает
Бердяев в одной из своих работ. Естественным и неизбежным было движение его
философской мысли от этического марксизма к идеализму, движение по тем
временам характерное...
Осенью 1904 года Бердяев переезжает в Петербург. То был сложный и
противоречивый период общественного кризиса, приближения революции. Но это
была и благодатная эпоха пробуждения в России самостоятельной философской
мысли, расцвета поэзии, обострения эстетической чувствительности,
религиозного беспокойства. Появилось острое чувство гибели старой России.
Отсюда - неодолимая потребность высказаться и быть услышанным.
В своих генеральных убеждениях Бердяев всегда оставался
эволюционистом, вслед за Герценом склонным усматривать в революции лишь
печально необходимую аномалию...
Малую революцию 1905 года Бердяев пережил мучительно. Он считал ее
неизбежной и приветствовал ее начало, но характер, который она приняла,
моральные последствия Бердяева оттолкнули, вызвали в нем духовную реакцию.
Бердяев воспринял Октябрьскую революцию как момент собственной судьбы,
воспринял вполне мистически, как разрыв времени, как внутренний апокалипсис
истории, как суд Смысла над бессмыслицей старого, над силами зла.
Но судящие, заключает философ, сами при этом сотворили неизбежное зло.
"В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством
понимание жизни каждого человека, как служение сверхличной цели, как
служение не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается
отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой
личности, ее духовной свободы", - пишет Бердяев в своей работе "Истоки и
смысл русского коммунизма".[1]
Бердяев трагически для себя осознал, что революция пошла за
Чернышевским, а не за Соловьевым...
Как признавался Бердяев позже, годы, проведенные в советской России,
дали ему чувство наибольшей остроты и напряженности жизни. Он не был
подавлен. Наоборот - духовно активен. Его внутреняя мастерская не
пустовала. В начале 1919-го Бердяева избирают профессором Московского
университета, а осенью он становится основателем Вольной академии духовной
культуры, которая просуществовала три года, читает лекции по философии,
истории и ведет семинар, посвященный Ф.М.Достоевскому, встречается с
рабочими и интеллигенцией.
Но так продолжалось недолго. В августе 1922 года без суда,
административным решением ГПУ[2] из страны были высланы 160 человек
-крупнейшие ученые России. Среди них и Н.А.Бердяев. В "Правде" в статье
"Первое предостережение" высылаемые были названы "идеологическими
врангелевцами и колчаковцами".
Бердяева отлучили от России насильно. Он не хотел эмиграции. "Я не
могу поставить себя вне судьбы своего народа, оставаясь на высоте каких-
нибудь отвлеченных либерально-демократических принципов"[3] - это было его
неизменным убеждением.
Почти всю эмиграцию он провел во Франции. Это было время напряженного
интеллектуального труда. Им были написаны наиболее значительные философские
работы, к Бердяеву пришла мировая слава.
Как всегда, он держался особняком, оставаясь "ничьим человеком",
человеком своей идеи, своего призвания, своего искания истины. Он часто
вспоминал знаменитую фразу доктора Штокмана из любимого им ибсеновского
"Врага народа":[4]
"Самый могущественный человек тот, кто стоит на жизненном пути
одиноко".
Но России он не забывал. Вторая мировая война, глубокое беспокойство
за судьбу Родины лишь обострили его патриотизм - "я чувствую потребность
защищать мою родину перед миром, враждебным ей... Я никогда не поклонялся
силе, но силу, которая была проявлена Красной Армией в защите России, я
считал провиденциальной. Я верил в великую миссию России..."[5]
Н.А.Бердяев был в эмиграции самым известным русским философом.