Философия Нового времени и становление первой научной картины мира

Философия Нового времени и становление первой научной картины мира

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. С.М.

КИРОВА

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

На тему: Философия Нового времени и становление первой научной картины мира

Руководитель: ________________________/

Доцент Дмитрий Евгеньевич Любомиров

Исполнитель: Аспирант

кафедры химии древесины

и коллоидной химии

______________________/ Ле Куанг Зиен

Санкт-Петербург, 2003г.

ВВЕДЕНИЕ

Наука –это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности,

направленная на познание и преобразование объективной действительности,

одновременно – это и система знаний, и их духовное производство, и

практическая деятельность на их основе.

Значение науки понималось уже в глубокой древности и в разные периоды

истории ее роль была неодинакова. Становление собственно научных,

обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с

именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации

различных знаний и сегодня, пройдя многоэтапные стадии своего развития,

наука несомненно играет ведущий роль в развитии Вселенной. Человечество

ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит

решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь

движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека.

Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество

проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Исследование истории возникновения, логики и закономерности становления

и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при

выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как

особого вида познания окружающего мира было неразрывно связано с развитием

философских взглядов на науку. Впервые феномен науки был осмыслен в

гносеологических системах классического рационализма периода Нового

времени. Становление и развитие опытной науки XVII в. привело к

кардинальным преобразованиям в образе жизни человека Наука понималась как

система истинных знаний. Интересы философов был направлен уяснения

соответствия знаний и предметной области той совокупности объектов,

относительно которой эти знания получены.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без

внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень,

достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для

размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба

насущного, защиты себя и близких от внешней среды.

И наоборот, наука без философии невозможна вдвойне, так как научные

открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать,

переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая

работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же

знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий

ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем

естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины

мира, которая основана на достижениях Галилея и Ньютона и сегодня с научной

картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в

себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, поэтому понять современную

научную картину мира будет невозможно без исследования проблем ее генезиса.

Развитие нового буржуазного общества в период Нового времени порождает

большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях ,

оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором этих изменений

оказывается наука, и прежде всего экспериментально- математическое

естествознание , которое как раз в XVII в. переживает период своего

становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания -

астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.

Данная работа посвящена становлению первой научной картины мира,

взаимосвязям между философией и наукой в эпохе Нового времени. Так как

целиком уложить такую обширную тему в объем реферата затруднительно, будет

охвачены только взаимосвязи философии и науки, начальные этапы становления

первой научной картины мира в эпоху Нового времени (от Леонардо да Винчи до

Рене Декарта). Несмотря на некоторую условность заданных временных границ,

предпринята попытка добиться логической целостности работы. Так как целью

работы был как можно более полных охват фактического материала

непосредственно по взаимодействию философии с наукой, роли развития

философских взглядов в формировании науки , сведения биографического

характера опущены, за исключением самых общих.

2. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

И ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА НАУКИ

Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который

принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху

Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и

углубляется в XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная

революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических

отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная

революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном

отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были

подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену

ремесленному труду.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменение не только в

экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей.

Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается

наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание,

которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно

XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в

рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки,

которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования,

связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением

влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние

века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с

искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом

на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII

века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки –

экспериментально-математического естествознания, основы которого

закладываются именно в этот период; и, во-вторых, поскольку наука занимает

ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план

выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со

схоластикой – это новаторство. Но следует особо подчеркнуть, что первые

философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей

силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и

прочность унаследованные знания. Критика “идолов” у Ф. Бэкона и метод

сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а

особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания

отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально

обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, —

другая черта философии Нового времени.

Рост социальной значимости класса , связанного с развитием

хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности

естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, составляет

социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы

как конкретная философия Бэкона, так и вообще вся философия Нового времени.

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания,

характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.

Поворот к чувственному познанию действительности, с которым мы уже

встречались в эпоху Ренессанса, проносит с собой небывалый рост фактических

данных в различных областях как формирующейся науки, так в производственной

и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией

познания не единичных, изолированных факторов, но определенных систем,

целостностей. Одновременно перед философами и ученым встает вопрос о

сущности и характере самого познания , что проводит к повышенной значимости

гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является,

однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового

времени, которая повлияла на характер мышления того времени. Стремление к

систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания

вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-

следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между

отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию

целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Как

эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как

целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные

направления философского мышления Нового времени (Бэкон, Декарт).

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что

представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в нем

человека? что лежит в основе всего существующего: материальное или

духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты