пользовался весьма точными данными, оставленными ему его предшественником
Тихо Браге. Пытаясь предсказать положение Марса на основании его
многолетних наблюдений, Кеплер приходит к революционному выводу о том, что
видимое движение планет нельзя объяснить круговыми орбитами. Овальные
орбиты были так же отвергнуты ученым. Только считая орбиты эллиптическими,
можно было добиться соответствия расчетных и наблюдаемых данных.
Выдвигая гипотезу за гипотезой, Кеплер осуществлял их экспериментальную
проверку до тех пор, пока не достиг приемлемого результата. Все гипотезы,
не прошедшие экспериментальной проверки, отвергаются. В результате
появляется научная теория, подтвержденная экспериментальными фактами и
способная адекватно описывать действительность. Николай Коперник совершил
качественную революцию в астрономии, Иоганн Кеплер произвел ее на
количественном уровне. Гелиоцентрическая система мира показала свою
практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов.
Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно
научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для
выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их
корректностью. Результатом является математически научная теория, имеющая
как огромное познавательное, так и практическое значение, актуальное и до
наших дней.
6. Фрэнсис Бэкон
Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в
частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет
метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же
как скрытого процесса и скрытой структуры , образует предмет физики.
Ф. Бэкон подверг резкой критике идеал знания магов и алхимиков. Считая,
что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека,
он относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию.
Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и
подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия
является инструментов господства над другими людьми, наука же должна
приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не
разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи
которой человек способен изменять природу, является научное знание.
Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из
двух частей. «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в
выведении новых экспериментов из аксиом». Для извлечения аксиом из опыта
Бэкон предлагает использовать метод индукции, но «законной и истинной
индукции, дающей ключ к интерпретации». Для поиска форм природных явлений
вводятся три таблицы – таблица присутствия (перечень случаев, где
наличествует рассматриваемое явление), таблица отсутствия (перечень
случаев, где рассматриваемое явление отсутствует) и таблица степеней
(перечень случаев, в которых рассматриваемое явление представлено в большей
или меньшей степени). Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции,
следуя процедуре исключения (он использовал термин элиминация).
Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так
и от чистого рационализма.
7. Рене Декарт
Основатель современной философии - выдающийся французский философ Рене
Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента
нового здания философии. В качестве основы для него должен быть разработан
новый научный метод рассуждений, который и станет началом нового знания.
По его утверждению, философское знание должно удовлетворять требованиям
истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, что оно
был приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть
ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я
мыслю, следовательно существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.
Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек
разумный.
С точки зрения Декарта, Галилей не предложил метода, способного
проникнуть к корням философии и науки. Такую задачу ставит перед собой
Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе»
содержатся «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими
будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных
умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к
истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь».
В своей работе он выдвинул формулировку четырех, достаточно
простых и понятных фундаментальных правил. Они разделяют любое строгое
исследование на последовательные этапы, типичные для математики и
геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью
метода результаты будут истинными и объективными.
Пользуясь своим методом , Декарт заложил основы аналитической
геометрии, ввел понятия переменной величиной и функции, обнаружил закон
сохранения импульса, ввел представление о рефлексе , объяснил движение и
образование небесных тел вихревым движением материальных частиц.
8. Исаак Ньютон
Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых Нового времени,
завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением
являются «Математические начала натуральной философии» (1687). В начале
третьей книги «Начал» Ньютон формулирует четыре «правила философского
рассуждения». Это методологические правила, которым должно подчиняться
научное исследование. При этом ставится вопрос не «что искать», а «как
искать».
«Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения
видимых природных явлений». Это аналог бритвы Оккама в отношении научных
теорий. Согласно Ньютону, «природа проста и не роскошествует излишними
причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы обосновывает
первое методологическое правило Ньютона.
«Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми
же причинами». Это выражение второго онтологического постулата о
единообразии природы. На нем же базируется третье правило:
«Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни
постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших
экспериментов, должны рассматриваться как универсальные». Природа
является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно
установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость,
непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с
использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является
единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.
Это закреплено в четвертом правиле:
По его убеждению, экспериментальной философии суждения, выведенные
путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень
близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут
быть вообразимы, – до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления,
благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.
Здесь же следует упомянуть известное методологическое высказывание
Ньютона о природе сил тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось
вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». Это
следует понимать таким образом, что из наблюдаемых фактов невозможно
определить сущность сил тяготения. Индуктивно выводится закон всемирного
тяготения тел, но вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не
имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к метафизическим
гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает
отрываться от реальности. Физика Ньютона исследует не сущности, а функции,
она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно
существует и объясняет движение как небесных тел, так и земных объектов.
Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы экспериментальной
философии. В случае выдвижения гипотезы она должна быть обоснована и
подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами, неконтролируемое
измышление же метафизических допущений не является научным.
9. Блез Паскаль
Блез Паскаль (1623–1662), известный как создатель первого прообраза
современных компьютеров, так же, как и Галилей, считал необходимой
демаркацию научного знания и религиозной веры. В теологических вопросах
господствует принцип авторитета Священного Писания. «Авторитет
фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить
абсолютную точность вещам, решительно непонятным для разума, – значит
отослать к написанному в священных книгах… Основы веры запредельны для
природы и разума»/1,с 413/.
Что же касается естественных наук, тут, по мнению Паскаля, должен
властвовать разум. А там, где властвует разум, там должен быть прогресс.
Все науки должны развиваться, оставляя потомкам знание более совершенное,
чем полученное от предков. В отличие от вечных божественных истин, продукты
человеческого разума непрерывно находятся в развитии. Нежелание принимать
новое в науке приводит к стагнации и параличу прогресса. Паскаль пишет:
«Древние использовали истины, полученные в наследство, как средства для
получения новых» и призывает последовать их примеру. Древние знания
рассматриваются им как ступеньки в новым достижениям, и возникновение новых
идей и концепций вовсе не означает неуважения к древним авторитетам, а
наоборот является продолжением непрерывного прогрессивного развития науки.
Итак, научное знание является автономным и отлично от веры. В работе «О
духе геометрии и об искусстве убеждать» Паскаль говорит о том, что научные
доказательства являются убедительными в том случае, когда они уважают
геометрический метод.
Паскаль говорит о наличии другого метода, геометрического, который «не
определяет и не доказывает всего, но он допускает только ясное и постоянное
в природном свете, и совершенно верно, ибо утверждает природу в отсутствие
доказательств». Для такого идеального метода им вводятся следующие три
правила:
«Необходимые правила дефиниций. Не принимать двусмысленных терминов без
определения. Использовать в дефинициях только уже известные термины.