Философия Нового времени и становление первой научной картины мира

пользовался весьма точными данными, оставленными ему его предшественником

Тихо Браге. Пытаясь предсказать положение Марса на основании его

многолетних наблюдений, Кеплер приходит к революционному выводу о том, что

видимое движение планет нельзя объяснить круговыми орбитами. Овальные

орбиты были так же отвергнуты ученым. Только считая орбиты эллиптическими,

можно было добиться соответствия расчетных и наблюдаемых данных.

Выдвигая гипотезу за гипотезой, Кеплер осуществлял их экспериментальную

проверку до тех пор, пока не достиг приемлемого результата. Все гипотезы,

не прошедшие экспериментальной проверки, отвергаются. В результате

появляется научная теория, подтвержденная экспериментальными фактами и

способная адекватно описывать действительность. Николай Коперник совершил

качественную революцию в астрономии, Иоганн Кеплер произвел ее на

количественном уровне. Гелиоцентрическая система мира показала свою

практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов.

Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно

научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для

выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их

корректностью. Результатом является математически научная теория, имеющая

как огромное познавательное, так и практическое значение, актуальное и до

наших дней.

6. Фрэнсис Бэкон

Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в

частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет

метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же

как скрытого процесса и скрытой структуры , образует предмет физики.

Ф. Бэкон подверг резкой критике идеал знания магов и алхимиков. Считая,

что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека,

он относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию.

Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и

подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия

является инструментов господства над другими людьми, наука же должна

приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не

разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи

которой человек способен изменять природу, является научное знание.

Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из

двух частей. «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в

выведении новых экспериментов из аксиом». Для извлечения аксиом из опыта

Бэкон предлагает использовать метод индукции, но «законной и истинной

индукции, дающей ключ к интерпретации». Для поиска форм природных явлений

вводятся три таблицы – таблица присутствия (перечень случаев, где

наличествует рассматриваемое явление), таблица отсутствия (перечень

случаев, где рассматриваемое явление отсутствует) и таблица степеней

(перечень случаев, в которых рассматриваемое явление представлено в большей

или меньшей степени). Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции,

следуя процедуре исключения (он использовал термин элиминация).

Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так

и от чистого рационализма.

7. Рене Декарт

Основатель современной философии - выдающийся французский философ Рене

Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента

нового здания философии. В качестве основы для него должен быть разработан

новый научный метод рассуждений, который и станет началом нового знания.

По его утверждению, философское знание должно удовлетворять требованиям

истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, что оно

был приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть

ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я

мыслю, следовательно существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.

Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек

разумный.

С точки зрения Декарта, Галилей не предложил метода, способного

проникнуть к корням философии и науки. Такую задачу ставит перед собой

Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе»

содержатся «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими

будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных

умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к

истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь».

В своей работе он выдвинул формулировку четырех, достаточно

простых и понятных фундаментальных правил. Они разделяют любое строгое

исследование на последовательные этапы, типичные для математики и

геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью

метода результаты будут истинными и объективными.

Пользуясь своим методом , Декарт заложил основы аналитической

геометрии, ввел понятия переменной величиной и функции, обнаружил закон

сохранения импульса, ввел представление о рефлексе , объяснил движение и

образование небесных тел вихревым движением материальных частиц.

8. Исаак Ньютон

Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых Нового времени,

завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением

являются «Математические начала натуральной философии» (1687). В начале

третьей книги «Начал» Ньютон формулирует четыре «правила философского

рассуждения». Это методологические правила, которым должно подчиняться

научное исследование. При этом ставится вопрос не «что искать», а «как

искать».

«Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения

видимых природных явлений». Это аналог бритвы Оккама в отношении научных

теорий. Согласно Ньютону, «природа проста и не роскошествует излишними

причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы обосновывает

первое методологическое правило Ньютона.

«Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми

же причинами». Это выражение второго онтологического постулата о

единообразии природы. На нем же базируется третье правило:

«Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни

постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших

экспериментов, должны рассматриваться как универсальные». Природа

является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно

установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость,

непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с

использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является

единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.

Это закреплено в четвертом правиле:

По его убеждению, экспериментальной философии суждения, выведенные

путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень

близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут

быть вообразимы, – до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления,

благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.

Здесь же следует упомянуть известное методологическое высказывание

Ньютона о природе сил тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось

вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». Это

следует понимать таким образом, что из наблюдаемых фактов невозможно

определить сущность сил тяготения. Индуктивно выводится закон всемирного

тяготения тел, но вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не

имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к метафизическим

гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает

отрываться от реальности. Физика Ньютона исследует не сущности, а функции,

она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно

существует и объясняет движение как небесных тел, так и земных объектов.

Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы экспериментальной

философии. В случае выдвижения гипотезы она должна быть обоснована и

подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами, неконтролируемое

измышление же метафизических допущений не является научным.

9. Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623–1662), известный как создатель первого прообраза

современных компьютеров, так же, как и Галилей, считал необходимой

демаркацию научного знания и религиозной веры. В теологических вопросах

господствует принцип авторитета Священного Писания. «Авторитет

фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить

абсолютную точность вещам, решительно непонятным для разума, – значит

отослать к написанному в священных книгах… Основы веры запредельны для

природы и разума»/1,с 413/.

Что же касается естественных наук, тут, по мнению Паскаля, должен

властвовать разум. А там, где властвует разум, там должен быть прогресс.

Все науки должны развиваться, оставляя потомкам знание более совершенное,

чем полученное от предков. В отличие от вечных божественных истин, продукты

человеческого разума непрерывно находятся в развитии. Нежелание принимать

новое в науке приводит к стагнации и параличу прогресса. Паскаль пишет:

«Древние использовали истины, полученные в наследство, как средства для

получения новых» и призывает последовать их примеру. Древние знания

рассматриваются им как ступеньки в новым достижениям, и возникновение новых

идей и концепций вовсе не означает неуважения к древним авторитетам, а

наоборот является продолжением непрерывного прогрессивного развития науки.

Итак, научное знание является автономным и отлично от веры. В работе «О

духе геометрии и об искусстве убеждать» Паскаль говорит о том, что научные

доказательства являются убедительными в том случае, когда они уважают

геометрический метод.

Паскаль говорит о наличии другого метода, геометрического, который «не

определяет и не доказывает всего, но он допускает только ясное и постоянное

в природном свете, и совершенно верно, ибо утверждает природу в отсутствие

доказательств». Для такого идеального метода им вводятся следующие три

правила:

«Необходимые правила дефиниций. Не принимать двусмысленных терминов без

определения. Использовать в дефинициях только уже известные термины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты