Философия образования

Философия образования

1. Введение.

В современную эпоху формирования информационной цивилизации на рубеже

нового века и нового тысячелетия, проблемы образования, его настоящего и

будущего становятся весьма актуальными. В последнее время активно

развивается новая наука - философия образования, возникшая немногим более

пяти десятков лет назад. Что же связывает эти два понятия - философия и

образования?

2. Из истории философии и образования.

В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием "Афинская школа". На

ней фигуры Платона и Аристотеля отражают различие в подходе этих ученых к

знанию. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель - на землю. Идея

этой фрески соответствует философиям ее персонажей. Аристотель искал

ответов у реальности, Платон стремился к идеалу.

Примечательно, что сегодня перед работниками образования стоит та же

проблема, что символически изображена Рафаэлем. Мы должны следовать жесту

Аристотеля или Платона?

Современная система образования в своих основных чертах сложилась под

влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были

сформированы в конце 18 начале 19 веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и,

далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной

педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или

модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух

столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней

стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и

сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно

напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество

обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый

период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая

философия 19 века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула

и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания,

предложила пути реформирования системы и школьного и университетского

образования. И в 20 веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах

образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем

хотя бы имена

В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд

философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное

место в философских концепциях, но выделение философии образования в

качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах

20 века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого

- исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества

между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по

философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой

специальности, философская экспертиза образовательных программ и др.

Философия образования занимает важное место в преподавании философии во

всех западноевропейских странах.

Предстоящий Всемирный философский конгресс (август 1998г) посвящен

проблемам образования, четыре пленарных заседания и пять симпозиумов и

коллоквиумов непосредственно связаны с философией образования. Однако до

сих пор существуют сложности в выяснении статуса философии образования, ее

взаимоотношении с общей философией, с одной стороны, и с педагогической

теорией и практикой - с другой. В России, хотя и существовали значительные

философские традиции в анализе проблем образования (напомним такие имена,

как М.М.Сперанский, С.П. Шевырев, В.Ф.Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П.Юткевич,

Л.Н.Толстой), однако философия образования до последнего времени не была ни

особой исследовательской областью, ни специальностью.

В наши дни положение дел начинает меняться. Создан Проблемный научный

совет при президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в

Институте педагогических исследований РАО, выпущены первые монографии и

учебные пособия по философии образования.

Представители разных философских направлений, конечно, по-разному

трактуют содержание и задачи философии образования. К примеру

В.М.Розин (доктор философских наук, Институт философии РАН) считает, что

сегодня, классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже

не отвечает требованиям, преъявляемым к образованию современным обществом и

производством. В связи с этим он предлагает искать новый комплекс

педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для

современной школы([1] с.8).

А.П. Огурцов (доктор философских наук, член редколлегии журнала

"Вопросы философии") считает, что классическую парадигму образования,

сложившуюся с работами Яна Амоса Коменского также трудно разрушить, как

трудно разрушить классическую физику, поскольку классическая парадигма

образования обеспечила успехи европейской культуры и цивилизации. По мнению

А.П. Огурцова "...общая и обязательная система начального и среднего

образования, которую сформировал целый ряд мыслителей, в том числе и

Коменский, воплотилась в практике не только нашей страны, но и всех

европейских стран. Это - достижение мировой цивилизации, тот необходимый

инвариантный уровень, на котором зиждется все дальнейшее образование.

Разрушить эту систему образования означает разрушить фундамент образования

([1]с.18).

По мнению В.Г Царева (кандидат философских наук, Институт повышения

квалификации по общественным наукам МГУ), как раз обязательность среднего

образования является главной проблемой образования, поскольку существующая

система образования не способна впасть в кризис, а значит отреагировать на

вызовы окружающей действительности. Как считает В.Г. Царев, образование

наше таково, что прекрасно обходится без необходимости отвечать на какие-то

вызовы, оно самодостаточно и в этом смысле вовсе не находиться на грани

жизни и смерти, оно прекрасно будет существовать в этом виде столько,

сколько ему будет дана возможность существовать.([1]с.15).

В.И. Купцов (доктор философских наук, Российский открытый университет)

заостряет внимание на том, что несмотря на традиции, которые у нас есть и

которые позволяют все-таки решать многие проблемы, общая ситуация в

образовании - критическая и, если мы сегодня не найдем средств на

образование, интеллектуальных и материальных возможностей, мы просто-

напросто загубим страну, переведем ее в "Третий мир" ([1]c.7). Воистину,

как сказал крупнейший математик 20 века Дьедонне: - " Математик столько,

сколько существует математиков" ([1]c.20)

Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество было бы

довольно своей системой образования. Можно вспомнить годы, когда иностранцы

высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, чтобы

люди, живущие в этой стране, как и в любой другой, были бы довольны

существующей в ней системой образования.

В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем

образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой

образования была и спартанская модель образования и воспитания.

Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно

отличалась от византийской.

В России после основания по инициативе и проекту М.Л. Ломоносова

Московского университета в 1755г. складывается трехступенчатая модель

единой системы образования - "гимназия - университет - академия". Впервые

был сформулирован ряд важных положений в области образования, в частности

отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей "национальными

людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечение тесной связи теории с

практикой в обучении. Позднее этот принцип стал методическим стержнем

прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе([14]с.18-

19).

Наиболее емким показателем развития института образования является

изменение методов восприятия, преподавания, учения.

Как показала история, судьба всех структурных преобразований российской

высшей школы прямо определялось тем, насколько образовательные и

воспитательные процедуры отвечали потребностям личности([14]с.25).

С другой стороны, развитие этих процедур сдерживалось "здоровым"

консерватизмом, свойственным любой системе образования. Тем не менее,

Россия с 30-х годов 19 века до начала 20 века прошла путь от "бурсацкого

подхода" - воспитания и обучения методом "впрыскивания посредством лозы по-

староотечески"-([14]с.26), до передовых для своего времени педагогических

воззрений К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, К.И. Бестужева-Рюмина, Н.А.

Вышеградского и др.

Наиболее значительными вехами на этом пути были: учреждение

Профессорского института на базе Дерптского университета, разработка

концептуального подхода к подготовке чиновников "на службу отечеству",

разделение гимназического образования на классическое и реальное, открытие

высших женских курсов([14]с.26) .

Сквозь призму этих событий четко просматривается как не только из

дворян, но и из разночинцев идет формирование новой интеллигенции,

творческой и свободомыслящей, складывается ядро профессуры, понимающей

важность и срочность выработки новых критериев профессиональных знаний,

умений и навыков для выпускников отечественных университетов. Введение

новых форм организации учебного процесса, постоянное повышение значимости

практических занятий, семинаров, собеседований, самостоятельных работ

студентов и, наконец, равное и взаимно уважительное общение с

преподавателями всех рангов привели к определенной индивидуализации

обучения, что в свою очередь не могло не сказаться положительно на

личностном развитии студентов.

Постоянное возрастание роли предметно-профессиональной мотивации в

обучении открывало путь для выявления и более полного учета личных

интересов и склонностей студентов. Если основную тенденцию развития

современной высшей школы можно несколько условно обозначить как движение от

деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно-

центрированной, то главную тенденцию развития системы образования в России

в 19 веке можно обозначить как движение от созерцания и впитывания к

деятельности; и деятельности не безразличной, а освещенной светом

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты