быть иные, не административно-распределительские функции. Весьма
сомнительно стремление обучить в ВУЗе всему тому, что может понадобиться
человеку в течение его дальнейшей деятельности. Но отстаивание достаточного
инвестирования в образование, организация системы аттестации ВУЗов,
аккредитации учебных программ, создание качественного задела учебной
литературы - весьма насущные задачи, которые в полном объеме под силу
только центральным структурам.
Нужно сказать, что отсутствие самостоятельности - следствие не только
давления административных инстанций, но и укоренившихся особенностей
мышления самих преподавателей и руководителей факультетов и ВУЗов. Они
настолько привыкли к работе по стандартам, утвержденным "наверху"
программам и планам, что сейчас бояться взять содержательные вопросы
образования в свои руки и ждут очередного инструктивного письма. И, похоже,
не напрасно ждут... При всех разговорах о реформах образования с большим
трудом пробиваются идеи самостоятельности ВУЗов, многообразия типов учебных
программ, многоступенчатого обучения. Думается, что решающий сдвиг здесь
произойдет с появлением новых источников финансирования образования -
частных, личных. Они станут лучшим индикатором того, какие программы нужны
и какие ВУЗы и университеты конкурентоспособны.
Такая децентрализация была бы одновременно и способом объективной
оценки в том или ином обучении, его качестве, она же способствовала бы,
наконец, формированию отечественной личности, осознающей выбор
определенного образования как важнейший жизненный шаг.
"Сейчас нередко высказываются опасения, что в условиях рыночных реформ
теряется интерес к фундаментальному социальному и гуманитарному
образованию. Как показывает опыт это не так. Тяга к фундаментальному
образованию высокого уровня у студентов сохраняется, они, например, против
уменьшения в программах удельного веса таких курсов, как общеэкономическая
теория, история философии, социология и т.п. и вытеснения их прикладными
дисциплинами наподобие основ маркетинга" (А.П. Марков [1] с.12).
Кстати, и новые коммерческие структуры, как крупные, так и небольшие,
сознают, что широко образованный, способный к нестандартным решениям и
быстрой переквалификации человек - для них весьма ценное приобретение. Вот
только как обеспечить серьезное фундаментальное образование?
Представляется, что здесь велика и незаменима роль университетов. Что
бы ни говорили о кризисе системы образования, значение университетов будет
сохраняться и даже расти. У нас наличие университетов с хорошими научными и
культурными традициями является залогом того, что в стране не исчезнет
интеллектуальный слой, способный вывести страну из кризиса осмысления и
решения не только коньюнктурых, но и стратегических задач.
Уникальное и устойчивое, исторически сложившееся совмещение в
университете фундаментального и специализированного образования, научных
исследований и общекультурных функций позволяет ему не замыкаться в
профессиональном деле обучения молодых людей, но помимо этого постоянно
взаимодействовать с окружающей социокультурной и политической средой,
вносить в нее стабилизирующее и ориентированное на длительную перспективу
начало.
Если судить по тому, какие задачи предстоит решать нашему обществу,
ясно, что образованные люди очень нужны, и эта потребность будет только
возрастать. И одновременно ситуация складывается так, что ныне люди с
высоким уровнем образования оказываются невостребованными. Даже из крупных
университетских центров происходит "утечка мозгов" за рубеж и в
коммерческие структуры. "Это парадокс, но обучение студентов перестало быть
главной задачей университета. Но если не заниматься этим делом сегодня, то
в не столь отдаленном будущем, отсутствие высокообразованных людей не
удастся восполнить ничем. "(Е.В.Шикин [1] с.13).
Университетский подход к образованию, проходящий нитью через всю
историю европейской культуры, отличается такой основательностью, что
способен даже в самых кризисных ситуациях сохранять и развивать
интеллектуальные традиции. "Университетски образованный и увиверситетски
воспитанный человек - это человек, прежде всего обладающий широким
интердисциплинарным кругозором, знающий фундаментальные науки и достаточно
грамотно мыслящий" (Е.В. Шикин [1] c.13).
Возрождение и развитие университетской идеи предполагает
соответствующую модель "образованного человека". В 20-м веке высшее
образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных
социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны
выращивать интеллектуальную элиту. "Образованный человек» должен быть и
человеком высокой, в этом смысле элитарной культуры. Как отмечал Г. Федотов
([1] c.14), "идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и
напрячь все духовные силы". Эта задача может решаться созданием и
поддержанием особой университетской атмосферы, особенно тут важно то
культурное напряжение, которое должно существовать в отношении "учитель-
ученик".
Кого должен воспитывать университет: образованного человека или
профессионала?
Если вспомнить М. Мамардашвили - "человек не может добиться серьезных
достижений в одной области, если он равен нулю в других" ([1] c.
14). То же самое относится и к обществу в целом. Невозможно разработать или
воспринять развитые технологии на фоне, скажем, убогой гуманитарной или
политической культуры. И именно университеты могут закладывать основы
инфраструктуры, внутри которой возможно существование современных высоких
технологий.
Как считает доктор философии А.П. Огурцов ([1] c. 21), кризис
университета, о котором столь много сейчас говоря, - это, прежде всего
кризис универсального образования, и особенно философии, которая всегда
выполняла функцию или универсального знания, или пропедевтики к
универсальному знанию. Перестройка университетского образования неразрывным
образом связана с перестройкой преподавания философия. По каким
направлениям может пойти эта перестройка? Философия в системе образования
выполняет по крайне мере двоякую функцию. Прежде всего, она должна давать
методологическое введение в специальность, объяснять, что такое наука,
какие существуют типы научного знания, каковы методы науки, как устроено
научное сообщество и т.д. Это задача курса "Методологичское введение в
специальность", который должен читаться на первых курсах обучения в ВУЗах.
Естественно, что такого рода методологическое введение должно
дифференцироваться и учитывать специфику инженерных, естественнонаучных и
гуманитарных ВУЗов. У нас такого рода разработки пока отсутствуют. Помимо
этого, на старших курсах преподавание философии должно ориентироваться на
демонстрацию многообразия философии, которое отражает собой многообразие
культур и личностей философов.
Говоря о кризисе образования в России, необходимо настраиваться на
радикальное изменение форм, методов и содержания образования, на то, чтобы
вместо унитарного подхода формировалось многообразие систем образования, в
том числе преподавания философии и подготовки научных кадров.
5. Философия образования и общая философия
С середины 20 века на Западе наблюдается факт обособления философии
образования от общей философии. Тому есть ряд причин, начиная от общих
тенденций эволюции философской мысли, - до необходимости стимулирования
внимания к возможностям конструктивного подхода к решению насущных проблем
образования именно с философских позиций. В нашей стране процесс
формирования философии образования как специального направления еще только
начинается, хотя, сама потребность в таком направлении проявляется
достаточно ощутимо.
Что же такое, собственно, философия образования? Какие взаимоотношения
существуют или должны существовать между философией образования и общей
философией?
Очевидно, что эти отношения должны быть конструктивными, приводить к
идейному взаимооплодотворению. В настоящее время весьма актуальна задача
возможно более четкого определения круга проблем собственно философии
образования в отличии, с одной стороны, от общей философии, с другой
стороны, от более конкретной проблематики специальных наук об образовании.
Философия образования сегодня только начинает выделятся в России в
отдельное направление исследований. По мнению М.И. Фишера, " Налицо все
признаки становления: во многих работах видно стремление применить
категории и принципы общей философии к исследованию образовательно-
педагогической деятельности, хотя в этом процессе отсутствует необходимая
дисциплинарная строгость и системность, а многие категории допускают
неоднозначность толкования даже в рамках одной работы. Сказывается тут и
состояние поиска дисциплиной, своего объекта и предмета, обособления ее как
от общей философии, так в определенной мере и от педагогики. Иначе говоря,
незавершенность этого обособления предполагает пересечение философии
образования с исходными для нее дисциплинами - философией, педагогикой,
социологией, психологией, логикой, историей, культурологией и др. Это
позволяет говорить о междисциплинарном характере философии образования, но
в то же время подталкивает к интенсивному поиску ее собственной ниши в
системе знания. Не существует пока и общепризнаных подходов к исследованию
тех или иных объектов образовательной деятельности, не устоялась
проблематика. Вместе с тем открыта возможность для научного творчества,
поиска нетрадиционных путей и парадоксальных ходов.
Философия образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-
методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные
специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической
действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту
действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные
варианты ее преобразования" ([10]с.26).
Свое понимание концепции философии образования предлагает В.М. Розин
([4] с.7) :"Философия образования - это и не философия, и не наука. В то же
время она использует подходы и знания всех рефлексивных дисциплин -
методологии, философии, аксиологии, истории, культурологии. Ее интерес -
собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других
дисциплин представления она переосмысливает и преломляет применительно к
задачам осмысления кризиса образования, обсуждение предельных оснований
педагогической деятельности, проектирование путей построения нового здания
педагогики".
Как считает П.Г. Щедровицкий, "педагогика всегда была практикой
определенной философии"([8] c.21).
А.П. Огурцов критикует односторонность позиций В.М. Розина и П.Г.
Щедровицкого за то, что каждая из них лишает ценности и автономности или
философию образования, или педагогику. По его мнению "философия образования
не может ограничиться только рефлексией над образовательной системой и
образовательной культурой в целом. Она должна выявлять то, чего еще нет,
то, что еще складывается, то, что утверждается в будущем, если найдутся
социальные силы, способные воплотить эти проекты в реальность.
Иными словами, философия образования, как и общая философия, не может
не выдвигать некий проект - проект образования в будущем, его
реорганизации, школы будущего и т.д. Конечно, отнюдь не всегда эти проекты
соотносились с социальнокультурными рессурсами, но они всегда опережали
свое время и задавали перспективу в развитии и образовательной системы и
педагогической мысли" ([8] с.21).
Длительное время философия образования составляла немаловажный
компонент системного мышления " великих философов" и развертывалась как
приложение фундаментальных основоположений их концепций к одной из областей
социокультурной действительности - образованию. И этот путь развертывания
философии образования характерен не только для древности и нового времени,
но и для 20 века. Но даже для первой половины 20 века путь формирования
философии образования - это приложение фундаментальных философских
принципов к образовательной действительности и ее переосмысление, исходя из
этих принципов ([8] c.21).
Положение дел начинает меняться к середине 20 века. Создаются
ассоциация и объединения философов, специализирующихся в области
образования, и педагогов, проявляющих интерес к философии.
"Обособление философии образования от общей философии - процесс,
действительно наблюдаемый в современной философии. И этот процесс не
следует оценивать односторонне негативно, поскольку здесь формируются новые
точки роста, в том числе и для философского знания" ([8] с.22).
6. Заключение
На конференции по философским проблемам образования, организованной
Российской академией образования, ее участникам было предложено ответить, в
числе прочих, на вопрос:
- "Что Вы понимаете под философией образования?" Приведем некоторые
ответы ("Вопросы философии" N11 1995 г., с.31-34):
А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о
приоритетах и сущности образования как института развития культуры,
пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной
цивилизации".
В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это
ветвь современной философии многомерного мира".
И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы
образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам
образования".
В.И. Загвязинский (академик РАН, Тюмень) - "Учение о предпосылках,
источниках, ориентирах, стратегии влияния на формирование человеческой
личности и индивидуальности, создание условий для реализации человеческих
возможностей, а также соответствующая система взглядов, оценок,
миропонимания. Философия образования - общие установки для развития теории
образования и методологии образования".
Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - "Философия образования - это
наука о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном
пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы
личности, общества, государства, о взаимоотношениях противоречивых целей и
смыслов образования, его парадигматике и т.п. Видимо, философия образования
и методология педагогики "перетекают" друг в друга".
Йоханнес Я. Бойс (Республика Южная Африка, Трансвааль) - "Философия
образования рассматривается и как автономная наука и как способ мышления об
образовании. Как наука она занимает место рядом с психологией образования,
дидактикой, сравнительной педагогикой и пытается описать и понять
основные, универсальные характеристики педагогических фактов (событий). Как
система принципов она представляет собой общую философию применительно к
образованию".
Томас Дж. Кинни (США, Нью-Йорк) - "Без обсуждений, включающих в себя
философские основания, любые попытки действия по решению вопросов
образования будут действиями вне предмета педагогики, без ее руководства".
Не смотря на всю пестроту суждений и подходов к вопросам философии и
образования проявленных умудренными мужами, как обремененных всевозможными
регалиями учености, так и без оных, можно считать доказанной тесную
взаимосвязь и взаимозависимость философии и образования, их общие корни.
Иными словами ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКУЮ ПРИРОДУ.
ЛИТЕРАТУРА
1.Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев
В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого
стола") - "Вопросы философии"N9-1992г.
2.Нежнов П.Г. "Проблемы развивающего обучения в школе Л.С. Выготского"
- "Вестник Московского университета" серия 14 "Психология" N4-1994г.
3.Швырев В.С. "Философия и стратегия образования" - "Вопросы философии"
N11-1995г.
4.Розин В.М. "Философия образования как предмет общего дела» - "Вопросы
философии" N11-1995г.
5.Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема"
- "Вопросы философии" N11-1995г.
6.Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"-
"Вопросы философии" N11-1995г.-
7.Бестужев-Лада И.В. "Народное образование: филисофия против утопии" -
"Вопросы философии" N11-1995г.
8.Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - "Вопросы философии"
N11-1995г.
9.Платонов В.В. "Философия образования как поле межсистемного
взаимодействия" - "Вопросы философии" N11-1995г.
10.Фишер М.И. "Философия образования и комплексные исследования
образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.
11.Смирнов С.А. "Философия образования - не дисциплина, а
терапевтическая практика" - "Вопросы философии" N11-1995г.
12.Зеленина Л.М. "Философия образования и определение целей
образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.
13.Карпей Жак "Вслед за Выготским" - "Мир образования" N5
1996.
14.Смирнов С.Д. "Педагогика и психология высшего образования" - "Аспект-
пресс" М. 1995г.
15.Лосев А.Ф. "История античной философии" - "Мысль" М. 1989г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 1
2. Из истории философии и образования. 1
3. Взаимозависимость философии и образования. 5
4. Идеал образованности и цели образования. 6
5. Философия образования и общая философия. 11
6. Заключение. 13
7. Литература. 15