Философия образования

быть иные, не административно-распределительские функции. Весьма

сомнительно стремление обучить в ВУЗе всему тому, что может понадобиться

человеку в течение его дальнейшей деятельности. Но отстаивание достаточного

инвестирования в образование, организация системы аттестации ВУЗов,

аккредитации учебных программ, создание качественного задела учебной

литературы - весьма насущные задачи, которые в полном объеме под силу

только центральным структурам.

Нужно сказать, что отсутствие самостоятельности - следствие не только

давления административных инстанций, но и укоренившихся особенностей

мышления самих преподавателей и руководителей факультетов и ВУЗов. Они

настолько привыкли к работе по стандартам, утвержденным "наверху"

программам и планам, что сейчас бояться взять содержательные вопросы

образования в свои руки и ждут очередного инструктивного письма. И, похоже,

не напрасно ждут... При всех разговорах о реформах образования с большим

трудом пробиваются идеи самостоятельности ВУЗов, многообразия типов учебных

программ, многоступенчатого обучения. Думается, что решающий сдвиг здесь

произойдет с появлением новых источников финансирования образования -

частных, личных. Они станут лучшим индикатором того, какие программы нужны

и какие ВУЗы и университеты конкурентоспособны.

Такая децентрализация была бы одновременно и способом объективной

оценки в том или ином обучении, его качестве, она же способствовала бы,

наконец, формированию отечественной личности, осознающей выбор

определенного образования как важнейший жизненный шаг.

"Сейчас нередко высказываются опасения, что в условиях рыночных реформ

теряется интерес к фундаментальному социальному и гуманитарному

образованию. Как показывает опыт это не так. Тяга к фундаментальному

образованию высокого уровня у студентов сохраняется, они, например, против

уменьшения в программах удельного веса таких курсов, как общеэкономическая

теория, история философии, социология и т.п. и вытеснения их прикладными

дисциплинами наподобие основ маркетинга" (А.П. Марков [1] с.12).

Кстати, и новые коммерческие структуры, как крупные, так и небольшие,

сознают, что широко образованный, способный к нестандартным решениям и

быстрой переквалификации человек - для них весьма ценное приобретение. Вот

только как обеспечить серьезное фундаментальное образование?

Представляется, что здесь велика и незаменима роль университетов. Что

бы ни говорили о кризисе системы образования, значение университетов будет

сохраняться и даже расти. У нас наличие университетов с хорошими научными и

культурными традициями является залогом того, что в стране не исчезнет

интеллектуальный слой, способный вывести страну из кризиса осмысления и

решения не только коньюнктурых, но и стратегических задач.

Уникальное и устойчивое, исторически сложившееся совмещение в

университете фундаментального и специализированного образования, научных

исследований и общекультурных функций позволяет ему не замыкаться в

профессиональном деле обучения молодых людей, но помимо этого постоянно

взаимодействовать с окружающей социокультурной и политической средой,

вносить в нее стабилизирующее и ориентированное на длительную перспективу

начало.

Если судить по тому, какие задачи предстоит решать нашему обществу,

ясно, что образованные люди очень нужны, и эта потребность будет только

возрастать. И одновременно ситуация складывается так, что ныне люди с

высоким уровнем образования оказываются невостребованными. Даже из крупных

университетских центров происходит "утечка мозгов" за рубеж и в

коммерческие структуры. "Это парадокс, но обучение студентов перестало быть

главной задачей университета. Но если не заниматься этим делом сегодня, то

в не столь отдаленном будущем, отсутствие высокообразованных людей не

удастся восполнить ничем. "(Е.В.Шикин [1] с.13).

Университетский подход к образованию, проходящий нитью через всю

историю европейской культуры, отличается такой основательностью, что

способен даже в самых кризисных ситуациях сохранять и развивать

интеллектуальные традиции. "Университетски образованный и увиверситетски

воспитанный человек - это человек, прежде всего обладающий широким

интердисциплинарным кругозором, знающий фундаментальные науки и достаточно

грамотно мыслящий" (Е.В. Шикин [1] c.13).

Возрождение и развитие университетской идеи предполагает

соответствующую модель "образованного человека". В 20-м веке высшее

образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных

социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны

выращивать интеллектуальную элиту. "Образованный человек» должен быть и

человеком высокой, в этом смысле элитарной культуры. Как отмечал Г. Федотов

([1] c.14), "идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и

напрячь все духовные силы". Эта задача может решаться созданием и

поддержанием особой университетской атмосферы, особенно тут важно то

культурное напряжение, которое должно существовать в отношении "учитель-

ученик".

Кого должен воспитывать университет: образованного человека или

профессионала?

Если вспомнить М. Мамардашвили - "человек не может добиться серьезных

достижений в одной области, если он равен нулю в других" ([1] c.

14). То же самое относится и к обществу в целом. Невозможно разработать или

воспринять развитые технологии на фоне, скажем, убогой гуманитарной или

политической культуры. И именно университеты могут закладывать основы

инфраструктуры, внутри которой возможно существование современных высоких

технологий.

Как считает доктор философии А.П. Огурцов ([1] c. 21), кризис

университета, о котором столь много сейчас говоря, - это, прежде всего

кризис универсального образования, и особенно философии, которая всегда

выполняла функцию или универсального знания, или пропедевтики к

универсальному знанию. Перестройка университетского образования неразрывным

образом связана с перестройкой преподавания философия. По каким

направлениям может пойти эта перестройка? Философия в системе образования

выполняет по крайне мере двоякую функцию. Прежде всего, она должна давать

методологическое введение в специальность, объяснять, что такое наука,

какие существуют типы научного знания, каковы методы науки, как устроено

научное сообщество и т.д. Это задача курса "Методологичское введение в

специальность", который должен читаться на первых курсах обучения в ВУЗах.

Естественно, что такого рода методологическое введение должно

дифференцироваться и учитывать специфику инженерных, естественнонаучных и

гуманитарных ВУЗов. У нас такого рода разработки пока отсутствуют. Помимо

этого, на старших курсах преподавание философии должно ориентироваться на

демонстрацию многообразия философии, которое отражает собой многообразие

культур и личностей философов.

Говоря о кризисе образования в России, необходимо настраиваться на

радикальное изменение форм, методов и содержания образования, на то, чтобы

вместо унитарного подхода формировалось многообразие систем образования, в

том числе преподавания философии и подготовки научных кадров.

5. Философия образования и общая философия

С середины 20 века на Западе наблюдается факт обособления философии

образования от общей философии. Тому есть ряд причин, начиная от общих

тенденций эволюции философской мысли, - до необходимости стимулирования

внимания к возможностям конструктивного подхода к решению насущных проблем

образования именно с философских позиций. В нашей стране процесс

формирования философии образования как специального направления еще только

начинается, хотя, сама потребность в таком направлении проявляется

достаточно ощутимо.

Что же такое, собственно, философия образования? Какие взаимоотношения

существуют или должны существовать между философией образования и общей

философией?

Очевидно, что эти отношения должны быть конструктивными, приводить к

идейному взаимооплодотворению. В настоящее время весьма актуальна задача

возможно более четкого определения круга проблем собственно философии

образования в отличии, с одной стороны, от общей философии, с другой

стороны, от более конкретной проблематики специальных наук об образовании.

Философия образования сегодня только начинает выделятся в России в

отдельное направление исследований. По мнению М.И. Фишера, " Налицо все

признаки становления: во многих работах видно стремление применить

категории и принципы общей философии к исследованию образовательно-

педагогической деятельности, хотя в этом процессе отсутствует необходимая

дисциплинарная строгость и системность, а многие категории допускают

неоднозначность толкования даже в рамках одной работы. Сказывается тут и

состояние поиска дисциплиной, своего объекта и предмета, обособления ее как

от общей философии, так в определенной мере и от педагогики. Иначе говоря,

незавершенность этого обособления предполагает пересечение философии

образования с исходными для нее дисциплинами - философией, педагогикой,

социологией, психологией, логикой, историей, культурологией и др. Это

позволяет говорить о междисциплинарном характере философии образования, но

в то же время подталкивает к интенсивному поиску ее собственной ниши в

системе знания. Не существует пока и общепризнаных подходов к исследованию

тех или иных объектов образовательной деятельности, не устоялась

проблематика. Вместе с тем открыта возможность для научного творчества,

поиска нетрадиционных путей и парадоксальных ходов.

Философия образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-

методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные

специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической

действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту

действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные

варианты ее преобразования" ([10]с.26).

Свое понимание концепции философии образования предлагает В.М. Розин

([4] с.7) :"Философия образования - это и не философия, и не наука. В то же

время она использует подходы и знания всех рефлексивных дисциплин -

методологии, философии, аксиологии, истории, культурологии. Ее интерес -

собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других

дисциплин представления она переосмысливает и преломляет применительно к

задачам осмысления кризиса образования, обсуждение предельных оснований

педагогической деятельности, проектирование путей построения нового здания

педагогики".

Как считает П.Г. Щедровицкий, "педагогика всегда была практикой

определенной философии"([8] c.21).

А.П. Огурцов критикует односторонность позиций В.М. Розина и П.Г.

Щедровицкого за то, что каждая из них лишает ценности и автономности или

философию образования, или педагогику. По его мнению "философия образования

не может ограничиться только рефлексией над образовательной системой и

образовательной культурой в целом. Она должна выявлять то, чего еще нет,

то, что еще складывается, то, что утверждается в будущем, если найдутся

социальные силы, способные воплотить эти проекты в реальность.

Иными словами, философия образования, как и общая философия, не может

не выдвигать некий проект - проект образования в будущем, его

реорганизации, школы будущего и т.д. Конечно, отнюдь не всегда эти проекты

соотносились с социальнокультурными рессурсами, но они всегда опережали

свое время и задавали перспективу в развитии и образовательной системы и

педагогической мысли" ([8] с.21).

Длительное время философия образования составляла немаловажный

компонент системного мышления " великих философов" и развертывалась как

приложение фундаментальных основоположений их концепций к одной из областей

социокультурной действительности - образованию. И этот путь развертывания

философии образования характерен не только для древности и нового времени,

но и для 20 века. Но даже для первой половины 20 века путь формирования

философии образования - это приложение фундаментальных философских

принципов к образовательной действительности и ее переосмысление, исходя из

этих принципов ([8] c.21).

Положение дел начинает меняться к середине 20 века. Создаются

ассоциация и объединения философов, специализирующихся в области

образования, и педагогов, проявляющих интерес к философии.

"Обособление философии образования от общей философии - процесс,

действительно наблюдаемый в современной философии. И этот процесс не

следует оценивать односторонне негативно, поскольку здесь формируются новые

точки роста, в том числе и для философского знания" ([8] с.22).

6. Заключение

На конференции по философским проблемам образования, организованной

Российской академией образования, ее участникам было предложено ответить, в

числе прочих, на вопрос:

- "Что Вы понимаете под философией образования?" Приведем некоторые

ответы ("Вопросы философии" N11 1995 г., с.31-34):

А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о

приоритетах и сущности образования как института развития культуры,

пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной

цивилизации".

В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это

ветвь современной философии многомерного мира".

И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы

образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам

образования".

В.И. Загвязинский (академик РАН, Тюмень) - "Учение о предпосылках,

источниках, ориентирах, стратегии влияния на формирование человеческой

личности и индивидуальности, создание условий для реализации человеческих

возможностей, а также соответствующая система взглядов, оценок,

миропонимания. Философия образования - общие установки для развития теории

образования и методологии образования".

Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - "Философия образования - это

наука о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном

пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы

личности, общества, государства, о взаимоотношениях противоречивых целей и

смыслов образования, его парадигматике и т.п. Видимо, философия образования

и методология педагогики "перетекают" друг в друга".

Йоханнес Я. Бойс (Республика Южная Африка, Трансвааль) - "Философия

образования рассматривается и как автономная наука и как способ мышления об

образовании. Как наука она занимает место рядом с психологией образования,

дидактикой, сравнительной педагогикой и пытается описать и понять

основные, универсальные характеристики педагогических фактов (событий). Как

система принципов она представляет собой общую философию применительно к

образованию".

Томас Дж. Кинни (США, Нью-Йорк) - "Без обсуждений, включающих в себя

философские основания, любые попытки действия по решению вопросов

образования будут действиями вне предмета педагогики, без ее руководства".

Не смотря на всю пестроту суждений и подходов к вопросам философии и

образования проявленных умудренными мужами, как обремененных всевозможными

регалиями учености, так и без оных, можно считать доказанной тесную

взаимосвязь и взаимозависимость философии и образования, их общие корни.

Иными словами ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКУЮ ПРИРОДУ.

ЛИТЕРАТУРА

1.Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев

В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого

стола") - "Вопросы философии"N9-1992г.

2.Нежнов П.Г. "Проблемы развивающего обучения в школе Л.С. Выготского"

- "Вестник Московского университета" серия 14 "Психология" N4-1994г.

3.Швырев В.С. "Философия и стратегия образования" - "Вопросы философии"

N11-1995г.

4.Розин В.М. "Философия образования как предмет общего дела» - "Вопросы

философии" N11-1995г.

5.Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема"

- "Вопросы философии" N11-1995г.

6.Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"-

"Вопросы философии" N11-1995г.-

7.Бестужев-Лада И.В. "Народное образование: филисофия против утопии" -

"Вопросы философии" N11-1995г.

8.Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - "Вопросы философии"

N11-1995г.

9.Платонов В.В. "Философия образования как поле межсистемного

взаимодействия" - "Вопросы философии" N11-1995г.

10.Фишер М.И. "Философия образования и комплексные исследования

образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

11.Смирнов С.А. "Философия образования - не дисциплина, а

терапевтическая практика" - "Вопросы философии" N11-1995г.

12.Зеленина Л.М. "Философия образования и определение целей

образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

13.Карпей Жак "Вслед за Выготским" - "Мир образования" N5

1996.

14.Смирнов С.Д. "Педагогика и психология высшего образования" - "Аспект-

пресс" М. 1995г.

15.Лосев А.Ф. "История античной философии" - "Мысль" М. 1989г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 1

2. Из истории философии и образования. 1

3. Взаимозависимость философии и образования. 5

4. Идеал образованности и цели образования. 6

5. Философия образования и общая философия. 11

6. Заключение. 13

7. Литература. 15

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты