Философия Платона

правильно мыслящие философы не займут государственные должности или

властители в государствах по какому-то божественному определению не станут

подлинными философами».

2. СУДЬБА

Когда сицилийский тиран Дионисий попал в беду и у него спросили, что

дала ему мудрость Платона, он ответил: «Неужели кому-то кажется, что я

ничего не взял от Платона, если так спокойно переношу превратность

судьбы?».

Пифагорейцы Клиний и Амикл рассказывают, что им однажды довелось

отговорить Платона от сожжения сочинений Демокрита, напомнив вышедшему

из себя философу, что его затея бесполезная, так как сочинения

Демокрита имеются у многих.

В 1979 году, через 1326 лет после смерти Платона, вся пресса Греции

сообщила об автомобильной катастрофе, единственно о которой можно

сказать, что она была «философской» - вследствие наезда было

повреждено дерево, под которым философ обучал юных сынов Эллады.

Уайтхед: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит

в том, что она представляет ряд примечаний к Платону».

3.УЧЕНИЕ

ОСНОВАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

Занебесную область не воспел никто. Она же вот какова...

Я держусь единственного объяснения: ничто иное не делает вещь

прекрасною, кроме присутствия прекрасного самого по себе или общности

с ним….Единственный путь, каким возникает любая вещь, — это ее

причастность особой сущности... Каждая из идей существует... Вещи

получают свои имена в силу причастности к ним.

Противоположность никогда не перерождается в собственную

противоположность ни в нас, ни в природе. Огонь, когда приближается

холодное, либо сходит с его пути, либо же гибнет: он и не хочет и не в

силах, принявши холод, быть тем, чем был прежде, — огнем и, вместе,

холодным.

Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной

за тот же самый—это дело диалектического знания.

Диалектическая метода одна возводит предположения к самому началу.

Человек есть существо бескрылое, с двумя ногами и плоскими ногтями,

способное обладать общественным знанием.

Ощущение не дает ничего надежного.

Платон, «Софист»:

«Чужеземец: Следовательно, бытие по своей природе и не стоит и не

движется.

Теэтет: По-видимому.»

Оказавшись в Сиракузах в правление тирана Дионисия Старшего, Платон

попытался преобразовать тираническую власть в аристократическую и для этого

явился к самому Дионисию. Дионисий его спросил: «Кто, по-твоему, счастливец

среди людей?)» — «Сократ», — ответил Платон. Дионисий опять спросил: «В

чем, по-твоему, задача правителя?». Платой ответил: «В том, чтобы делать из

подданных хороших людей». Третий вопрос задал Дионисий: «Скажи, а

справедливый суд, по-твоему, ничего не стоит?» Дело в том, что Дионисий

славился справедливостью своего суда. Но Платон отвечал без утайки: «Ничего

не стоит, или разве что самую малость, — ибо справедливые судьи подобны

портным, дело которых -— зашивать порванное платье». Четвертый вопрос задал

Дионисий: «А быть тираном, по-твоему, не требует храбрости?» — «Нисколько,

— отвечал Платон, — тиран самый боязливый человек на свете: ему приходится

дрожать даже перед бритвой цирюльника в страхе, что его зарежут». Дионисий

на это так разгневался, что приказал Платону в тот же день покинуть

Сиракузы.

Обобщенно вся «логика» Платона сродни фокусничеству того, кто, к

примеру, ломая идеально прозрачное стекло на кусочки, показывает их общую

(и в частях, и кучеобразно) непрозрачность, а затем, составляя осколки

опять в поверхность, вновь приходит, теперь уже к как бы обратному

результату — прозрачности. А суть фокуса в том, что нарушаются неизвестные

пока фокуснику законы оптики: в целостном стекле путь световых линий таков,

что лучи проходят его без искривлений, а. сквозь дробленое стекло свет

проникает иначе, в большинстве своем тая в бесчисленных, хаотического

характера, преломлениях.

О ФИЛОСОФИИ

Всякий имеющий разум никогда не осмелится выразить словами то, что

явилось плодом его размышления, и особенно в такой негибкой форме, как

письменные знаки.

Я во многом превосхожу тех, кто занимается философией и вменяю себе в

заслугу лишь то, что следую своему разуму. Нет ничего сильнее знания,

оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия и все прочее.

Занимайтесь философией и более молодых людей побуждайте к тому же.

Подлинные философы те, кто любит усматривать истину.

Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало

философии.

В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается

философией.

Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым,

поскольку боги и так уже мудры.

Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею те, кто

находится посредине между мудрецами и невеждами.

Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни

память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не

пускает корней.

Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте;

но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она — погибель для

человека. Если даже ты очень даровит, но посвящаешь философии более

зрелые свои годы, ты неизбежно останешься без того опыта, какой нужен,

чтобы стать человеком достойным и уважаемым. Ты останешься несведущ в

законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы, в

радостях и желаниях, одним словом, совершенно несведущ в человеческих

нравах. И к чему бы ты тогда ни приступив, чем бы ни занялся — своим

ли делом или государственным, ты будешь смешон, так же, вероятно, как

будет смешон государственный муж, если вмешивается в философские

рассуждения и беседы.

О ВСЕЛЕННОЙ

«Приступим теперь к рассуждениям о Вселенной, намереваясь выяснить,

возникла ли она и каким именно образом или пребывает невозникшей; значит,

нам просто необходимо, если только мы не впали в совершенное помрачнение,

воззвать к богам и богиням и испросить у них, чтобы речи наши были угодны

им, а вместе с тем удовлетворяли бы нас самих.

Таким да будет наше воззвание к богам! Но и к самим себе нам следует

воззвать, дабы вы наилучшим образом меня понимали, а я возможно более

правильным образом развивал свои мысли о предложенном предмете.

Представляется мне, что для начала должно разграничить вот какие две

вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно

возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления

и объяснения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; а то, что

подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не

существует на самом деле.

Однако все возникающее должно иметь какую-то причину для своего

возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно невозможно. Далее,

если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве

первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет

прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и пользуется им как

первообразом, произведение его выйдет дурным.

А как же всеобъемлющее небо? Назовем ли мы его космосом или иным

именем, которое окажется для него самым подходящим, мы во всяком случае

обязаны поставить относительно него вопрос, с которого должно начинать

рассмотрение любой вещи: было ли оно всегда, не имея начала своего

возникновения, или же оно возникло, выйдя из некоего начала?

Оно возникло: вещь оно зримо, осязаемо, телесно, а все вещи такого

рода ощутимы и, воспринимаясь в результате ощущения мнением, возникают и

порождаются. Но мы говорим, что все возникшее нуждается для своего

возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселенной

нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем

рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса:

взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроил, — на тождественный

и неизменный или на имевший возникновение?

Если космос прекрасен, а его демиург добр, ясно, что он взирал на

вечное; если же дело обстояло так, что и выговорить-то запретно, значит, он

взирал на возникшее. Но для всякого очевидно, что первообраз был вечным:

ведь космос—прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург - наилучшая из

причин. Возникши таким, космос был создан по тождественному и неизменному

образцу, постижимому с помощью рассудка и разума.

Если это так, то в высшей степени необходимо, чтобы этот космос был

образом чего-то. Но в каждом рассуждении важно избрать сообразное с

природой начало. Поэтому относительно изображения и первообраза надо

принять вот какое различие: слово о каждом из них сродни тому предмету,

который оно изъясняет. О непреложном устойчивом и мыслимом предмете и слово

должно быть непреложным и устойчивым: в той мере, в какой оно может

обладать неопровержимостью и бесспорностью, ни одно из этих свойств не

должно быть утрачено.

Но о том, что лишь воспроизводит первообраз и являет собой лишь

подобие настоящего образа, и говорить можно не более как правдоподобно.

Ведь как бытие относится к рождению, так истина относится к вере. А потому

не удивляйтесь, если мы, рассматривая во многих отношениях много вещей,

таких, как боги и рождение Вселенной, не достигнем в наших рассуждениях

полной точности и непротиворечивости.

Напротив, мы должны радоваться, если наше рассуждение окажется не

менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я,

рассуждающий, и, вы мои судьи, всего лишь люди, а потому нам приходится

довольствоваться в таких вопросах правдоподобным мифом, не требуя

большего.»

ВРЕМЯ

«И вот когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных

богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще больше

уподобить творение образцу. Поскольку же образец являет собой вечно живое

существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства; но дело

обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя

полностью передать ничему рожденному.

Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты