Философия Платона

Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в

‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правления крайне

остра и выразительна.

Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с

действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на

началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не

заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в

соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства

труден, но вполне возможен.1

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до

сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный

жанр, называемый утопией. Утопия Платона – глубокое философское

произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя,

необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего,

современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о

том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть

взамен существующего. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы

граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его

целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву

государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с

целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность

индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и

имеет нужду во многих››.2 Поняв эту связь, Платон превратил её в норму

задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Заключение.

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество

обогатило духовную культуру всего человечества.

Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то

совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил

на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец

для собственных идеалистических построений и гипотез.

Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая

связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер

воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники

платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на

себе печать платоновской диалектики.

Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного

идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения

– Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон

был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией

действующих в космосе живых сил.1

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником

длительного философского влияния, заключалась в его диалектике.

Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической

диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона,

не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика

Гегеля.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного

комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена

печатью его творческого гения.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые

становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и

новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и

справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной

жизни.

Литература.

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976.

2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.

3. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр:

Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995.

4. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. – Ереван: Айастан, 1992.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –

М.: Мысль, 1998.

6. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия,

1993.

8. Мень А.В. История религии: В поисках пути, истины и жизни. В 7-ми т. Т.

4: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра.

–М.: Слово, 1992.

9. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Инфра М-

Кодекс, 1995.

10. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984.

11. Платон. Государство. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.III.–М.: Мысль, 1999.

12. Платон. Менон. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.I.–М.: Мысль, 1999.

13. Платон. Теэтет. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.

14. Платон. Тимей. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.III.–М.: Мысль, 1999.

15. Платон. Парменид. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.

16. Платон. Федон. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.

17. Платон. Федр. Полн собр. соч. в 4-х т. Т.II.–М.: Мысль, 1999.

18. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т.I: Чары Платона. –М.:

Культурная инициатива, 1992.

19. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Античность. – С-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.

20. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.:

Республика, 1993.

-----------------------

1 Асмус В. Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. С.7.

2 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.:

Республика, 1993. С.56.

[1] Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.7.

[2] Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984. С.9.

1 Нерсесянц В. С. Платон. – М.: Мысль, 1984 С.10

2 Болдырев Н.Ф. Биографические повествования. Сократ. Платон. Аристотель.

Юм. Шопенгауэр.-Челябинск:Урал,1995.С.88

3 Там же, С.88

4 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.23.

1 Нерсесянц В.С. Платон. –М.: Мысль, 1984. С.12.

2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Инфра М-

Кодекс,1995. С.52.

3 Лосев А.Ф. Тахо-Годи. Платон. Аристотель. –М.: Молодая гвардия, 1993.

С.67.

4 Там же, С. 68

1 Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия,

1993.С.68.

2 Там же,.С.67.

3 Нерсесянц В.С. Платон. –М.: Мысль,1984. С.23.

4 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Т. I.

Античность. -С-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. С.54.

1 Мень А.В. История религии: В поисках пути, истины и жизни. В 7-м т. Т.IV.

М.: Слово, 1992 . С.171.

2 Болдырев Н.Ф. Биографические повествования. Сократ. Платон. Аристотель.

Юм. Шопенгауэр. –Челябинск: Урал, 1995. С. 96.

3 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.41

4 Мень А.В. История религии: В поисках пути, истины и жизни: В 7-ми т.

Т.IV. М.: Слово,1992. С.41.

1 Болдырев Н.Ф. Биографические повествования. Сократ. Платон. Аристотель.

Юм. Шопенгауэр. –Челябинск: Урал,1995.С.96.

2 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С. 44.

3 Там же, С.45.

1 Болдырев Н.Ф. Биографические повествования. Сократ. Платон. Аристотель.

Юм. Шопенгауэр. –Челябинск: Урал,1995. С.97.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -

М.: Мысль, 1998. С.23.

1 Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль,1999. С.34.

2 Платон. Парменид. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль,1999.

С.354.

3.Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль,1999. С.34.

4 Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. С.200.

1 Платон. Тимей. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. III.- М.: Мысль,1999. С.452.

2 Там же, С.454.

1 Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. С.56.

2 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.71

3 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. III.- М.: Мысль,1999.

С.268.

4 Болдырев Н.Ф. Биографические повествования. Сократ. Платон. Аристотель.

Юм. Шопенгауэр. –Челябинск: Урал,1995. С.93.

5 Лосев А.Ф. Очерк античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.

С.297.

6 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.90.

1 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.90.

1 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия,

1993. С.90.

1 Говеркян А.Т. Иносказания Платона. - Ереван, Айастан, 1992. С.48.

2 Платон. Менон. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. I.-М.: Мысль, 1999. С. 589.

3 Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999. С. 36.

4 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Т.I.

Античность. - С-Пб.: ТОО Петрополис, 1994. С. 120.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999.

С. 172.

2 Платон. Федр. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999. С. 176.

3 Там же, С. 176.

1 Платон. Теэтет. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999. С.

239.

2 Там же, С.263.

3 Там же, С. 269-271.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999.

С. 295.

2 Там же, С. 296.

1 Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Мысль, 1984. С. 15.

2 Там же, С. 17.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999.

С. 130.

2 Там же, С.216.

3 Там же, С.218.

4 Там же, C. 136.

1 Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С.20.

2 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999.

С.184.

3 Там же, С. 186.

4 Там же, С.225-226, 229-230.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С.232.

2 Там же, С. 235-236.

3 Там же, С. 139, 180.

4 Там же, С. 180.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С. 247.

2 Там же, С.189.

3 Там же, С.235-236.

4 Там же, С.190-191.

5 Там же, С.192.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С. 198.

2 Там же, С. 203.

3 Там же, С. 206-207

4 Там же, С. 263.

5 Там же, С. 264, 265.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С. 185.

2 Там же, С.206.

3 Там же, С. 330.

4 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. –М.:

Культурная инициатива, 1997. С.50.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С. 330-333.

2 Там же, С. 335.

3 Там же, С. 343, 345.

4 Там же, С. 348

5 Там же, С. 354.

1 Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. III.-М.: Мысль, 1999,

С. 280.

2 Там же, С. 130.

1 Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. С. 204-205.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты