Философия Платона (MS WORD 2000)
МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.А. Кулешова
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
“ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА”
Выполнил: студент II курса
физмата группы “Е”
Ободовский Александр
Проверил: Мельниченко
Ю. С.
МОГИЛЕВ 2000
Содержание
1. Жизнь Платона 3
2. Школа Платона 4
3. Идеальное государство Платона 5
4. Объективный идеализм Платона 8
5. Основные философские принципы платонизма 8
6. Строение души по Платону 9
7. Платоновский идеализм 9
8. Философия Платона 11
9. Заключение 15
10. ЛИТЕРАТУРА 19
Жизнь Платона
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом.
Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч,
то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили
слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему
приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в
молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его
поэтических произведений.
В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил
поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого
времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После
Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул
Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в
развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять
авторитет истины выше авторитета богов и законов.
Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времени
относится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялся
повлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платон
вскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Как
только я сюда приехал, мне очень не понравилась здешняя привольная жизнь с
италийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, а
бражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: от
такой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нрав
выдержит подобное житье?” (326в.) Более того, Платон попал в немилость и
решил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал,
что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продать
его в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана было
сделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь не
понесет никакого ущерба, т.к. будучи человеком справедливым, он и в рабстве
будет испытывать счастье. Поллид не решился убить всеми почитаемого
философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабство
на острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязание
колесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида и
узнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, он
сразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобы
немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздо
большую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем,
если бы он не выкупил Платона.
Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в
жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в
этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия
Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно.
Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в
политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность.
Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об
опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в
Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на
мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто
вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время
судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать
государственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесные
явления. Это предложение было принято.
Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когда
военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как
свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия.
И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к
нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет
Сократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за
отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант -
доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и
соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме
к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой
недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить
тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо
превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял".
Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формами
иносказания, но и различными условными знаками - словами для различения
серьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме он
напоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, а
какие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будь
к этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которым
нелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминается
бог, боги же в несерьезных"(363в).
После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога
Академа и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входной
двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал
свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее
рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно.
Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников
производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым
учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в
Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что
отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали
натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески -
жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою
матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал
замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным
мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона.
Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но
истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и
даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то
обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться.
Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил
покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то
надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не
приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу.
Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа,
Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности,
разрешением принимать участие в своих философских беседах.
Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когда
византийский император Юстиниан закрыл все нехристианские школы, считая их
рассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще при
жизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны.
Школа Платона
Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но в
сущности ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на
улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это
делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в
ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать
сильных и знаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. Учениками
Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из
аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика -
Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на
северо-западной окраине города. (Знаменитая философская школа
просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский
император Юстиниан закрыл ее.) Хотя Платон, подобно Сократу и считал что
взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, так
же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они
требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые
подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.
Идеальное государство Платона
Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:
трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в
жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,
Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о
модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание
какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого
государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно
возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,
утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект
оптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во