Философия Платона (MS WORD 2000)

справедливость и всеведение Божие. Сократ же следует Фалесу, утверждавшему,

что "от богов не скроется не только неправедный, но и умышляющий неправду".

Позднее Иисус Христос похвалит бедную вдову, положившую мелкую монету в

сокровищницу храма, и скажет, что эта вдова положила больше, чем многие

богачи, ибо отдала все свое пропитание. Тем самым Иисус даст понять, что

Богу нужны не подачки, а сердце человека.

Несколько слов о терминах, которые использует Платон в данном тексте. В

греческом подлиннике "справедливый" звучит как "dikaios" что Марсилио

Фичино переводит латинским прилагательным "justus", а на русский язык можно

перевести и как "справедливый", и как "праведный". Греческий словарь

приводит помимо прочих следующее значение слова "dikaios": “исполняющий

свои обязанности по отношению к богам и людям, честный, справедливый”. Это

слово встречается уже в "Одиссее" Гомера, а также в Новом Завете, например

Мф. 1,19: "Иосиф же, муж ее, будучи праведным[...]"

Комментируя диалог "Государство", Марсилио Фичино пишет: "Задача

философии состоит не в том, чтобы лишить душу всякого религиозного страха,

как учит в своих пошлых стихах нечестивый Лукреций, хотя из смердящей этой

клоаки многие сегодня стремятся черпать чистоту и элегантность латинской

древности, явно с большим ущербом для добрых нравов[...] Я не говорю об

истинной религии, ибо знаю, что Платон не ведал ее, но о религиозном

чувстве, которое, если кто истребит из душ человеческих, тот разрушит

основания государства".

О связи платонизма и христианства Марсилио Фичино пишет следующее:

"(Платон) не знал истину, ибо не знал Христа, Который есть путь, и истина,

и жизнь. Небесполезно нам, однако, рассматривать сии искры, сияющие посреди

тьмы: чтобы мы знали, что Бог никогда не оставлял мир без свидетельства".

Что касается космологических воззрений Платона, то, например, о форме

Земли Платон пишет в диалоге "Федон" (повествование ведется от лица

Сократа): "Если бы кто-нибудь[...] сделался крылатым и взлетел ввысь, то,

словно рыбы здесь .у нас, которые высовывают головы из моря и видят этот

наш мир, так же и он, поднявши голову, увидел бы тамошний мир[...] Итак,

друг, рассказывают прежде всего, что та Земля, если взглянуть на нее

сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи и пестро

расписанный разными цветами". В комментарии к этому месту в Собрании

сочинений Платона (М., 1969-1972) сказано: "Земля в рассказе Сократа

обладает формой совершенного тела, т.е. шара или сферы, о чем учили

пифагорейцы: "Из форм тел самое прекрасное шар". По Пифагору, существует

пять телесных математических фигур, причем из додекаэдра возникла "сфера

Вселенной" (у Платона Земля - тоже додекеэдр). Пифагореец Гиппас первый

разгласил и начертил шар из двенадцати пятиугольников”.

Следует также сказать несколько слов о диалоге Платона "Тимей”. В этом

диалоге впервые прозвучала идея сотворения мира из аморфной материи.

Любопытно, что, согласно Платону, и само время творится одновременно с

миром. Вначале участники диалога обращаются с молитвой к Богу: "Ибо все,

кои хоть в какой то мере обладают здравым умом, во всяком деле, большом или

малом, прежде всего имеют обыкновение призывать Бога: тем более это

прилично нам, собирающимся обсуждать вопрос, рождена ли вселенная или не

рождена; если мы не безумцы, то должны призвать Бога в помощь". Что

касается вечности вселенной у Платона, то комментатор ХV1 в. Себастиан

Морцилло пишет: "Если мы хотим объяснить его (Платона - И.Л.) истинное

суждение, то ясно, что он, как и Аристотель, считал, что мир вечен и не

рожден ни от какого начала. Поскольку сущность мира Платон называет вечной,

он говорит, что Бог не заново ее произвел, но сообщил ей форму и привел ее

в порядок". Морцилло считает, что, согласно Платону, время существовало до

сообщения Богом формы миру, но было "нечетким и неопределенным": "Ибо и до

сотворения неба субстанция вселенной существовала, хотя и была

невозделанной и неупорядоченной; также и время было тогда нечетким и

неопределенным. Когда же был рожден мир, и время вместе с небом сделалось

упорядоченным и благодаря движению его (неба - И. Л.) четким".

В заключение скажем о восприятии Платона в России. На русский язык

сочинения Платона были переведены в 70-ые годы ХVIII века трудами

переводчиков Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Во введении

переводчики (священник Иоанн Сидоровский и коллежский регистратор Матфей

Пахомов) пишут:

"Весь свет со удивлением взирает на то блаженство России, Отечества

нашего, до коего возвысилась она в настоящем златом веке. Но может ли что

иное быть источником благосостояния какого-либо царства, как не едина токмо

мудрость предержащия власти? Платон, знаменитейший из всех древних

философов, полагая сию истину всякого сомнения чуждою, в пятой книге своего

гражданства (речь идет о диалоге "Государство" - И.Л.) сказует, что всякое

царство тогда достигнет своего блаженства, когда или цари будут

любомудрствователи, или любомудрствователи сделаются царями. Таковой

истины, как бы прорекательне Платоном изреченной, зрится в России ныне,

паче нежели в предшедшие веки, самое событие. Отечество наше, коль

величайшею ни блистает теперь пред прочими державами славою, коликим ни

наслаждается благоденствием всему сему есть виновница державствующая во

днех сих августейшая монархиня наша[...]”

В этом же введении дается краткая биография Платона и обзор его

творчества. В частности, авторами введения говорится, что "многие порицают

сего писателя (Платона - И,Л.) за то, что он не предлагает о вещах просто и

ясно, и сим самым причиняет читателям своим темноту и

неудобовразумительность". Отвечая на это обвинение в адрес Платона,

переводчики пишут: "Известно, что обретаются два образа сочинений. Един

есть простый и сухий образ, свойственный мафиматикам, представляющий

истины, чуждые всяких украшений[...] Сей образ тогда бывает изящен и

полезен, когда употребляется пред человеками просвещенными, разумными и

непричастными предрассуждениям. Вопреки, он лишается всея своея силы, если

предлагаем будет людям предубежденным, легкомысленным и жестоковыйным[...]"

Это введение к Собранию сочинений Платона представляет собой первый

отечественный опыт анализа философии выдающегося греческого мыслителя.

При жизни Платона ходили слухи о том, что в Академии преподается в

устной форме особая тайная философия, о которой в диалогах ничего прямо не

говорится. Диоген Лаэртский свидетельствует:"Словами Платон пользовался

очень разными, желая, чтобы его учение не было легко уяснимым для людей

несведущих". Из этого следует, что Платон свои диалоги предназначал как для

сведущих, так и для несведущих. И действительно, любое иносказание

предполагает разделение читателей по крайней мере на двух типов. Их можно

назвать по разному Диоген называет их сведущими и несведущими, я - А. Т.

Геворкян называв их первыми и вторыми. Первые читатели не улавливают цели

иносказаний, или вовсе не воспринимают иносказаний; вторые же обнаруживают

иносказательный покров и выявляют то, что скрыто под различными Формами

иносказания. Сам Платон также разделял своих читателей на два типа. Об этом

свидетельствует Седьмое письмо, где он говорит:"Если бы показалось, что

следует написать или сказать это в понятной для многих форме, что более

прекрасного могло быть сделано в моей жизни, чем принести столь великую

пользу людям, раскрыв всем в письменном виде сущность вещей? Но я думаю,

что подобная попытка не явилась бы благом для людей, исключая очень

немногих, которые и сами при малейшем указании способны все это найти". Из

этого можно видеть, что сам Платон разделял своих читателей на "многих" и

"немногих". Именно на этих немногих и рассчитывал Платон при построении

сложной структуры диалогов, в которых под различными формами иносказания он

скрыл свои подлинные воззрения.

Начиная с древности в платоноведении существовала точка зрения,

согласно которой диалоги - экзотерические (внешние) сочинения не содержат в

явном виде эзотерических (внутриакадемических) учений, которые

преподавались ученикам Платона устно и хранились в тайне от внешнего мира.

В этом свете основной проблемой платоноведения стало выявление соотношения

двух Платонов: автора диалогов и наставника Академии. Об этом

свидетельствует, в частности; А. Клеванов, который в 1861г. писал: "Было

высказано некоторыми довольно странное мнение, будто и из подлинных

сочинений Платона нельзя извлечь истинного понятия об его учении, что оно в

полной ясности преподано им тайно только ученикам его, а в сочинениях

внутренний смысл учения скрыт под намеками и образами, частью с умыслом,

частью из осторожности". Сам А. Клеванов называет эту точку зрения странной

и, вероятно, солидаризируется со Ф. Шлейермахером, который, как утверждает

А. Клеванов, опроверг эту догадку и с его времени почти потеряли в нее

веру. И действительно, Ф. Шлейермахер в XIX веке был авторитетным теологом

и своими переводами сочинений Платона на немецкий был известным и в

платоноведении. Он своими интерпретациями христианизировал Платона, а

свидетельства Диогена Лаэртокого и других он объявил несерьезными

анекдотами ненаучной традиции и категорически отверг их. Воззрения.

Ф. Шлейермахера о Платоне оставались господствующими в XI Яз. В

особенности трудно было выйти из-под его влияния мыслителям христианской

направленности. В этом отношении интересна позиция Гегеля, который отверг

концепцию двух Платонов: "Это, впрочем, дурное различение, так как

получается вид, будто у Платона были две философии: одна для внешнего мира,

для людей, а другая - внутренняя, сохраняемая для интимного круга". Он

полагал, что у Платона одна философия. Однако, его интуиция исследователя

заставляет его частично признать то, что он в общем отвергает: "Но

эзотерическим является спекулятивное, которое, хотя бы оно было написано и

напечатано, все же, не будучи тайной, остается сокрытым для тех, кто не

хочет делать усилия мысли". Таким образом, Гегель фактически признает, что

диалоги Платона рассчитаны на читателей двух типов: тех, которые не делают

усилия мысли и тех, которые, делая усилие мысли, правильно понимают

спекулятивное сокрытое.

В ХХв. эзотерические тенденции в платоноведении начали усиливаться. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты