Философия Владимира Соловьева

Философия Владимира Соловьева

СФ МГОУ

Реферат

по философии

на тему: “Философия Владимира Соловьева”

студента II курса

машиностроительного факультета

Данькова Алексея Александровича

шифр 399592 / c

Смоленск 2000 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3

Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева………… 5

Русская идея в философии В. Соловьева………………………………….. 9

Общие черты социально-исторических изысканий………………………. 12

Заключение………………………………………………………………….. 14

Список использованной литературы………………………………………. 15

Введение

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье

известного русского историка, профессора Московского университета Сергея

Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к

крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи,

где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи

вышел видный украинский философ Григорий Сковорода. Образование Соловьев

получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом

факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным

словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-

филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в том числе и

кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже через год и

поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1874 году он

защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме

“Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир

Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был

всего 21 год). По возвращении в Москву он был избран доцентом Московского

университета по кафедре философии, но через полгода после этого отправился

в путешествие по святым местам в надежде обрести собственный мистический

опыт озарения. В дороге его ограбили и он вынужден был вернуться и

возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил службу в

университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской

диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в

Санкт-Петербургском университете. Уже в первых философских работах

Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении Запада и Востока -

противопоставление западной и восточной традиций философствования,

религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для всеобщего

единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты официальной

православной церковью, ему было запрещено после опубликования “Религиозных

основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В. Соловьев в

80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая

участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится

редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре

Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных

статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских

трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой

“Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла,

т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля

1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем

монастыре в Москве.

После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-

философских работ, вышедших во Франции на французском языке, три тома

переписки и один том стихов.

Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской

философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской

идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и

другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с

ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной,

поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и

мировой культуры.

Идея всеединства – центральная идея

философии В. Соловьева

В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а

“гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении

Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются

на единую основу.

Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому

всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для

него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно

бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все

лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н.

Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный,

не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с

землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и

человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного;

рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания;

нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу

предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на

существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все

обосновывает, всему находит место”.

Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного

кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое

общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее

было ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та

цементирующая основа, которая предает целостность всей философии, несмотря

на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской

философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя

становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом

Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского рационализма,

который в сочетании с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом

приблизил человека к пониманию органического, всеобщего единства природы,

материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество достигло

такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии

достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно

односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи,

то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному

завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.

Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения

односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все

жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве.

Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции

христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже

говорилось, весьма отличалась от официальной.

Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция

Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева,

т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить

философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте, а

именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе

положительную силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-

сущим, свободно-сущим Богом. “... божественное начало является здесь (в

мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся

реализоваться или воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая

душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к

чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос,

как начало положительное, как сила действующая и образующая, в самом себе

имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”.

Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма

(творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических

взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же

источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа

истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие,

поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В Абсолютном

сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как

таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и

материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает

соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального

единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится

понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего общего

с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она

не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с

мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней

потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней

самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти

собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно

материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально

реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась,

прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является

одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София

есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного

единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как

цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, –

есть Логос и София”. У Софии, являющейся как бы представительницей

материального мира, но мира устремленного к духовному единству и

совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное

совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть

Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева

человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать

и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты