Философия Владимира Соловьева

появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена

в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит

вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет

человека человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную сущность

человеческого бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для

достижения всеединства разобщенность абсолютно необязательно рассматривать

как непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима

для истинного плодотворного всеединства, которое предполагает синтез

многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс

дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для

плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и

полным небытием.

Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции

Владимира Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В

своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на

платоновской идее единства истины, добра и красоты. “... благо истина и

красота суть различные образы или виды единства, под которыми для

абсолютного является его содержание, или все, – или три различные стороны,

с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее

единство... есть любовь”.

На основе этой идеи Соловье разрабатывает концепцию целостного знания,

которое предполагает постепенный синтез религии, философии, науки. Процесс

объединения происходит сначала в рамках философии, где достигается единство

между ее тремя направлениями: мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом.

Каждое из них представляет участников будущего универсального синтеза.

Главный смысл новой теории познания – достичь понимания универсального во

всем объеме его с сохранением индивидуального во все его своеобразии.

Органическая логика Соловьева предлагает обратить внимание на те формы

познания, которые оставались на периферии рационалистических систем, а

именно, на роль интуиции, непосредственного умственного созерцания. Эти

формы знания близки мистическому и в то же время художественному видению

мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей

охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание должны

стать связующими звеньями между научным, художественным и религиозным

видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о

единстве познавательной и этической деятельности (истина и добро). Соловьев

считает, что невозможно без опоры на нравственность получит критерий

истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее

свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их

истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание

легко находит убедительно звучащие аргументы в пользу своей мнимой

истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является

гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала,

что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но

и угол зрения, жизненная позиция.

Человек в современном его состоянии далеко отстоит от центра

всеединства, находясь в периферийных его областях, где силы обособления,

разъединения преобладают над силами объединениями. Периферийное сознание не

в состоянии охватить единый идеальный, сущностной космос, возвысится до его

понимания. Редкую возможность для этого предоставляют редкие вспышки

вдохновения, озарения близки к тем, которые испытывают истинные художники,

поэты, пророки. В такие моменты открывается подлинность мира, его единство.

Среди вдохновенных чувств помогающих периферийному сознанию преодолеть его

слепоту, первое место принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск

могущественных, всеохватывающих сил единения. В теории познания Соловьева,

как и у Платона, в качестве одного из существенных элементов выступает

Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа

и подтверждающие существование часто неосознаваемого единения. Но эта

любовь является слабым и искаженным намеком на те возвышенные и всемогущие

силы любви, которые господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его

единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к

достижению всеединства. Эгоистическая замкнутость противопоказана

познающему субъекту, лишь его любовь и открытость другим людям, ко всему

миру дают необходимый угол зрения для истинного понимания, формируют ту

нравственную основу, без которой познание рано или поздно окажется

бессильным, а то и опасным.

Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но,

главным образом, с реальным “собирательным творчеством”. Подобно искусству,

идеал которого не в “предварении”, а в “осуществлении” – в подвиге

Пигмалиона, оживившего камень, Орфея, потрясшего своды Аида – познание

становится истинным и плодотворным, включаясь в реальное творчество -

свободную “теургию”, как его называет Соловьев. В реальном творчестве

преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения

этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-

нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному

совершенствованию каждой личности и всего общества.

Русская идея в философии Владимира Соловьева

Владимиру Соловьеву принадлежит заслуга теоретического обоснования

“русской идеи”, которая кратко может быть охарактеризована как идея

богоизбранности русского народа. Что есть русская идея? Об этом он говорит

в большой работе Национальный вопрос в России и ряде других работ, первая

часть которой вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая часть этого

сочинения. Находясь во Франции, Соловьев прочитал лекцию на тему “Русская

идея”. “Идея нации, -сказал он в этой лекции, – есть не то, что она сама

думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. Соловьев

уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на

нее Богом, или, как он его называет, ее “вселенская функция”, ибо

человечество представляет собой некий большой организм ,где все части

связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них

может быть вполне самостоятельной и независимой. В чем же предназначение

русского народа? Именно России отведена роль “строителя” Вселенской церкви,

а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и

Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего

объединения народов. Истинная русская идея, считает Соловьев, – это идея,

“засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и

указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории”.

Идеи, высказанные Соловьевым в его сочинениях и устных выступлениях,

были ответом на оживившиеся в конце века дискуссии, которые оказались как

бы продолжением старого спора западников и славянофилов. Еще в магистерской

диссертации Соловьев отрицает крайности обоих этих направлений. С годами

его стремление отмежеваться от традиционного славянофильства, сохранив дух

патриотизма и любви к своему народу становится все сильнее. Соловьев

понимал патриотизм не как национальное бахвальство, а как долг нации и ее

интеллигенции осуществлять самокритику. “ Истинная любовь к народу желает

ему действительного блага, которое достигается только исполнением

нравственного закона, путем самоотречения. Такая истинная любовь к народу,

такой настоящий патриотизм тем более, для нас, русских, обязателен, что

высший идеал самого русского народа (идеал “святой Руси”) вполне согласен с

нравственными требованиям и исключает всякое национальное самолюбие и

самомнение”. Например, подлинная любовь к русскому народу абсолютно

несовместима, по его мнению, с антисемитизмом. Усиленное возбуждение

племенной религиозной вражды, как указывал Соловьев, “ в корне развращает

общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже

заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала в нашей

жизни. А вот почему из одного чувства национального самосохранения

следовало бы решительно осудить антисемитское движение не только как

безнравственное, но и как крайне опасное для будущности России”.

Антисемитизм был, в глазах Соловьева, одним из тягчайших грехов русского

национализма, но далеко не главнейшим. Не менее отрицательным было его

отношение к национальной “китайщине”, национальному самодовольству и

самопревознесению, к самодовольному третированию культурных достижений

других народов Недостатком этим в полной мере впавшие в национализм

“младшие” славянофилы. Соловьев отмечал, что в их теориях мы имеем дела не

с национальностью, а с национализмом. Если национальность “есть факт,

который никем не игнорируется”, то национализм - “ то же факт – на манер

чумы или сифилиса. Смертность сего факта особенно стала чувствительна в

настоящее время, в противодействие ему вполне своевременно и уместно”.

Национализм славянофильства таил в себе противоречие между восхвалением

народности и подспудным барством, высокомерием по отношению к теоретически

превозносимому народу. Одним из самых явных его обнаружений Соловьев считал

мысль, что русский народ не способен к государственно-политической

деятельности и потому предоставляет эту деятельность правительству, не

нуждаясь ни в каких политических правах, не требуя их для себя. Приведя с

негодованием ряд цитат из славянофильской “Руси”, утверждавшей, будто

русский народ есть народ негосударственный, не стремящийся к

государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий

в себе даже зародыша народного властолюбия, а посему он предоставляет

правительству неограниченную власть государственную. Соловьев в разрез

подобным рассуждениям доказывал, ссылаясь на опыт русской истории, что

русский народ с самого начала русского государства “нисколько не

отказывался от деятельного участия в политической жизни”. Проповедь

аполитизма для русского народа Соловьев отвергал как реакционную утопию,

неверную по существу и не соответствующую ни характеру, ни достоинству

русского народа.

Безоговорочно отрицая Запад, но в то же время, страдая от общественно-

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты