Философские идеи в произведениях Толкиена
Реферат по философии студента I-
го курса факультета социологии,
экономики и права Виноградова
Александра
Содержание.
Содержание. 2
Введение. 3
Биография Толкиена. 4
Анализ произведений. 5
Сильмариллион. 5
Властелин колец. 7
Кузнец из Большого Вуттона. 10
Лист работы Мелкина. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
Введение.
Этот реферат посвящён философским воззрениям Джона Рональда Руэла
Толкиена и их отражению в произведениях писателя. Эта тема интересна по
нескольким причинам. Во-первых, она изучена крайне мало, несмотря на всю её
важность. При написании этой работы оказалось крайне трудно найти какую-
либо литературу, касающуюся Толкиена, за исключением предисловий к изданиям
его книг или отдельных статей. Тем не менее, с моей точки зрения, эта тема
вполне достойна глубокого и тщательного изучения.
Толкиен – это известный английский писатель XX века. Филолог по
образованию, он писал отнюдь не простые и не детские произведения. В них
заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и
религиозные взгляды.
Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для
понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до
молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому
писателю. И, конечно, эта тема была особенно интересна для меня, т. к.
Толкиен является одним из моих любимых авторов и мне кажется, что я понимаю
его произведения.
В этой работе я ставил пред собой цель раскрыть основные пункты
философского миропонимания Толкиена, показать их значимость и глубину.
Наиболее полно позволяют это сделать несколько произведений автора, которые
являются наиболее яркими и вдумчивыми: «Властелин колец», «Сильмариллион»,
«Кузнец из Большого Вуттона», «Лист работы Мелкина»[1]. Также, для более
полного понимания творчества писателя, необходимо рассмотреть исторический
фон его жизни. Это поможет понять, какие цели преследовал Толкиен при
написании своих произведений, что он хотел сказать читателю.
Биография Толкиена.
Джон Рональд Руэл Толкиен родился в 3 января 1892 года в городе
Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики. Там он прожил
три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в Англию, в
Стрэдфорд-на-Эйвоне.. Об Африке у Толкиена остались крайне отрывочные и
размытые воспоминания, но до конца жизни южные страны ассоциировались у
него с «безграничной вельдой, тяжким зноем и жухлой высокой травой».[2] Эти
ассоциации легко можно проследить в произведениях автора. Например, для
героев «Властелина колец» в южных странах нещадно светит солнце, «туч там
почти никогда нет, а люди с чёрными лицами страшно свирепые».
Мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди
деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное
место в работах Толкиена, она является для него главным жизнетворным
началом. Природа всегда связана с гармонией.
Мать автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англию
обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном
ключе. Трудно переоценить воздействие религии на творчество Толкиена. Все
его произведения просто пронизаны христианскими идеями. После смерти Мейбл
в 1904 году воспитанием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган,
который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя.
Основным моментом, заставившим Толкиена начать писать, была его любовь
к языкам. Ещё в свою бытность учеником самой престижной школы Бирмингема,
он с увлечением изучал готский, древнеанглийский, древнеисландский, финский
языки. Через языки он изучал и мифологию скандинавских стран, Британии. И,
конечно, всё это оставило заметный отпечаток на его мировоззрении.
Сначала Толкиен лишь переводил различные поэтические тексты и
предания, потом сам начал писать стихи, и, в конце концов, пришёл к тому,
что начал создавать британский псевдоэпос. Первое произведение Толкиена (не
считая стихов), написанное им во время учёбы в Оксфордском университете
называлось «Книга утраченных сказаний» и представляло собой некое собрание
сочинённых автором и стилизованных под народное творчество легенд и
преданий. Позже (в 20-х годах) эта книга была сокращена, отредактирована,
после чего приобрела большую цельность и литературность, и издана, как
«Сильмариллион». И всё-таки «даже беглый анализ этого текста позволяет
заметить, что составляющие его легенды написаны как бы в разном темпе,
словно собраны из разных источников или рассказаны разными сказителями на
разном художественном уровне.»[3]
Постепенно древнейшая псевдоистория Британии превращается в историю
совершенно отдельного мира. Однако этот мир во многом похож на наш. Он,
собственно, и есть аллегорическое отражение нашего. В нём действуют те же
законы совести, чести, добра. С течением времени мир Толкиена всё
расширяется, обрастает деталями, становится всё более реальным и всё более
наполняется философским содержанием.
Закончив обучение, Толкиен стал преподавателем в том же университете и
всю жизнь занимался филологией, что прежде всего повлияло на круг его
литературных пристрастий и образ мышления. Различные события в жизни
писателя отображаются и в его мире. Его первая и самая главная в жизни
любовь превратилась в легенду о Берене и Лютиэнь. И отнюдь не случайно то,
что после длительной паузы в работе новые главы «Властелина колец» были
написаны в 1945 году. Да и сам Толкиен говорил: «Мой Сэм Скромби целиком
срисован с тех рядовых войны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне
по человеческому счёту было куда как далеко». Известная книга Толкиена
«Хоббит» была придумана писателем, когда он рассказывал сказки своим детям.
Но и она прекрасно вписалась в его мир, представляя собой лишь иной,
упрощённый ракурс изображения.
Тем не менее, хотя львиная доля книг Толкиена посвящена его
волшебному, виртуальному миру, есть и отдельные произведения. Несмотря на
то, что их немного, они тоже очень интересны с философской точки зрения и
помогают понять автора. Лучше всего рассмотреть два из них: «Кузнец из
Большого Вуттона» и «Лист работы Мелкина».
Долгая жизнь автора закончилась в 1973 году. В то время он был уже
известен, но тем не менее эта известность была только прологом к его
посмертной славе. Всё вышеизложенное помогает проникнуть в суть философской
системы Толкиена, сделать её ближе и доступнее.
Анализ произведений.
Сильмариллион.
Сильмариллион – одно из ранних произведений Толкиена (20-е годы). Эта
книга представляет собой нечто среднее между краткой дополненной и
изменённой историей мира Толкиена (если полной считать «Книгу утраченных
сказаний») и предысторией к «Властелину колец». Она охватывает значительно
больший промежуток времени, чем «Властелин колец», но, тем не менее,
содержит не так много философских идей. Сильмариллион менее удачен и в
литературном плане, однако в нём отобразились важные мысли автора, без
упоминания которых невозможно вести речь об его философии.
Первые страницы Сильмариллиона – это образное осмысление первой главы
библейской книги бытия, и «тут нет ничего удивительного, потому что
Средиземье в начальном и конечном счёте – наш мир»[4]. Толкиен мыслит очень
ортодоксально. Хотя он наделяет свой мир собственным Творцом, Эру
Илуватаром, за ним легко узнаётся христианский Бог. Он всеблаг,
всесправедлив и всемудр. Первые творения Эру – айнуры. Они являются чем-то
вроде библейских ангелов и архангелов. Однако среди них был такой, кто,
будучи «более всех Айнур одарён мудростью и силой» и владея
«частицами открытого каждого из братьев», «обрёл думы не похожие на думы
собратьев». Этот айнур, Мелькор, Толкиеновсая интерпретация дьявола, был
«охвачен нетерпением» и «жажда дать Бытие собственным творениям владела
им»[5]. Затем, когда Айнуры, сами того не зная, в процессе пения творят
мир, Мелькор пытается возвеличить свою роль в творении. Эру помогает
остальным Айнурам победить его, но «Мелькор исполнился стыда, из которого
произошёл скрытый гнев».
Таким образом, Толкиен уже в начале произведения закладывает идею
всеблагости творца и бессмысленности сопротивления божественному замыслу.
Мелькор силён, многих он подавляет своей силой и заставляет замолчать, а
некоторые «стали вторить его музыке и изменили свои помыслы». Далее
Мелькору удаётся соблазнить всё больших. Мелодия Мелькора была «громкой,
блестящей», но «пустой» и негармоничной, мелодия Эру прекрасна и
полноценна, но грустна. Эта грусть исходит из того, что Творцу известна
судьба мира и он сочувствует тем, кто будет жить там, однако не хочет
остановить творение. Мелькор – зло, то, что противоречит Творцу. Но это не
значит, что Мелькор не часть замысла Эру. Когда происходит борьба музыки
Эру и музыки Мелькора, мотив последнего «тщился заглушить другую музыку
неистовством своего голоса – но самые победные звуки его вплетались,
захваченные ею в её скорбный узор». Эру говорит: «А ты, Мелькор, увидишь,
что нет темы [музыкальной], истоки коей не лежали бы во мне, равно как
ничто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот, кто попытается сделать
это, окажется лишь моим инструментом в создании вещей более дивных, чем он
сам мог бы представить себе». Толкиен утверждает, что всё начинается в
Боге, а попытка найти что-то иное не только не даст результатов, но будет
злом. Однако и зло, хотя и против своей воли, но служит Богу, т. к.
является необходимой частью творения. И поэтому все помыслы Мелькора «лишь
часть целого и данники его славы». Мелькор создаёт жестокий, убийственный
холод, но Илуватар говорит: «Взгляни же на снег и коварную работу мороза»,
Мелькор создаёт «зной и необоримое пламя», а Эру говорит: «Взгляни же на
высоту и величие облаков и вечно меняющиеся туманы: услышь, как падает на
землю дождь!»
Айнуры крайне сильны, но и им не тягаться со всемогуществом Творца.
Они знают многое из того, что «было, есть и будет, и немногое сокрыто от