Философские категории как отражение действительности в процессе познания
ATC 97-021
Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения
Реферат
по
философии
«Философские категории как отражение действительности в процессе познания»
Выполнил: студент II го курса
Балахонов Игорь Евгеньевич
Южно-Сахалинск 1998
С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
1. Единство и борьба противоположностей
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В
КАЧЕСТВЕННЫЕ
1. Понятие о качестве и количестве
2. Переход количественных изменений в качественные - закон
развития
3. Скачки
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии
а) диалектическое и метафизическое понимание отрицания
2. Прогрессивный характер развития
а) развитие как прогресс
б) спиралевидный характер развития
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных
в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало,
что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них
можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в
степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике -
положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и
отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез
химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и
диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и
болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и
торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой.
Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в
самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для
формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления
процессов изменения, развития.
Противоположными называют такие свойства предметов (явлений,
процессов), которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места.
Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое,
горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями
понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного,
изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно
взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.
Диалектическим противоположностям присуще единство,
взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным
образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими
противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны
переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение
приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого
они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть
противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о
диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне
их противоречивого единства в рамках некоторого целого.
Например, атом представляет собой единство двух его
необходимых
составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного
электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об
атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют
целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются
в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях.
Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами
противоречивого единства атома.
В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы
изменения, развития, как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно
наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю
рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и
организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями
было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и
борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе
одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в
общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может
быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению
их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию
(да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально.
Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач
"борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и
извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы
ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин
"борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет
специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что,
пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-
борьба противоположностей".
В истории культуры издавна существовали концепции, в которых
признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась
в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения
известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно
для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских
систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции
(типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и
мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы
некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся
циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.
Английский философ К.Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим
так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры,
предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в
котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй,
описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры -
существование положительного и отрицательного электричества".
Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией
таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к
уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и
развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление
или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,
значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося
предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес"
другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом,
его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый
комплекс нелегких, но важных проблем.
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал сутью,
ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины
вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет
основополагающее значение для понимания диалектики развития природы,
общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.
Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их
природы - важнейшее требование всякого научного исследования и
практического действия.
1. Единство и борьба противоположностей
Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным магнитом и хорошо
знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких
взаимоисключающих, но связанных неразрывно сторон, как северный и южный
полюсы. Как бы мы ни пытались отделить северный полюс магнита от южного,
нам это сделать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д.
частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.
Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы
предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга.
Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство
противоположностей.
Противоречивые стороны заключены во всех предметах и явлениях. Все они
представляют собой органическую связь, неразрывное единство
противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и
образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное
ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны.
Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации
(соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.
Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность -
это тенденция организма сохранять приобретенные по наследству свойства,
изменчивость же - это его способность вырабатывать новые свойства,
совершенствоваться, развиваться.
Психическая деятельность человека характеризуется
противоположными
процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации
(распространения) возбуждений в коре больших полушарий головного мозга.
Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется
такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как
индукция и дедукция, анализ и сентез и др.
Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит
всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые
не раздваивались бы на противоположности.
Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают
одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без
друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных
полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в живом
организме, анализ и сентез - процессе познания. Капиталистическое общество