Философские категории как отражение действительности в процессе познания

Философские категории как отражение действительности в процессе познания

ATC 97-021

Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

Реферат

по

философии

«Философские категории как отражение действительности в процессе познания»

Выполнил: студент II го курса

Балахонов Игорь Евгеньевич

Южно-Сахалинск 1998

С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

1. Единство и борьба противоположностей

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В

КАЧЕСТВЕННЫЕ

1. Понятие о качестве и количестве

2. Переход количественных изменений в качественные - закон

развития

3. Скачки

"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"

ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

а) диалектическое и метафизическое понимание отрицания

2. Прогрессивный характер развития

а) развитие как прогресс

б) спиралевидный характер развития

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных

в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало,

что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них

можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в

степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике -

положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и

отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез

химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и

диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и

болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и

торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой.

Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в

самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для

формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления

процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений,

процессов), которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места.

Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое,

горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями

понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного,

изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно

взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство,

взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным

образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими

противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны

переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение

приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого

они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть

противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о

диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне

их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его

необходимых

составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного

электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об

атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют

целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются

в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях.

Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами

противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы

изменения, развития, как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно

наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю

рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и

организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями

было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и

борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе

одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в

общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может

быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению

их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию

(да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально.

Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач

"борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и

извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы

ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин

"борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет

специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что,

пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-

борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых

признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась

в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения

известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно

для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских

систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции

(типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и

мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы

некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся

циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим

так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры,

предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в

котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй,

описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры -

существование положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией

таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к

уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и

развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление

или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,

значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося

предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес"

другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом,

его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый

комплекс нелегких, но важных проблем.

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал сутью,

ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины

вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет

основополагающее значение для понимания диалектики развития природы,

общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их

природы - важнейшее требование всякого научного исследования и

практического действия.

1. Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным магнитом и хорошо

знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких

взаимоисключающих, но связанных неразрывно сторон, как северный и южный

полюсы. Как бы мы ни пытались отделить северный полюс магнита от южного,

нам это сделать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д.

частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы

предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга.

Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство

противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и явлениях. Все они

представляют собой органическую связь, неразрывное единство

противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и

образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное

ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны.

Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации

(соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность -

это тенденция организма сохранять приобретенные по наследству свойства,

изменчивость же - это его способность вырабатывать новые свойства,

совершенствоваться, развиваться.

Психическая деятельность человека характеризуется

противоположными

процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации

(распространения) возбуждений в коре больших полушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется

такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как

индукция и дедукция, анализ и сентез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит

всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые

не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают

одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без

друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных

полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в живом

организме, анализ и сентез - процессе познания. Капиталистическое общество

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты