Философские категории как отражение действительности в процессе познания

невозможно без противоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть

единство

противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосуществуют

ли

противоположности в этом единстве мирно или вступают противоречия, в борьбу

друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о

том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином

предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с

необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в

противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в

предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной

источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является

борьба

противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства.

Единство

противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба

имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином

предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики

людей

неоспоримо свидетельствует, что источником развития является

борьба

противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-

разному проявляется в различных областях материальной действительности.

В неорганической природе имеет широкое распространение борьба

(взаимодействие) таких противоположных сил, как притяжение и

отталкивание. Взаимодействие механических, электрических, ядерных и других

сил притяжения и отталкивания играет огромную роль в возникновении и

существовании атомных ядер, атомов и молекул. Борьба этих сил, как

это следует из современных космогонических теорий, явилась

важнейшим источником возникновения Солнечной системы.

Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил

притяжения и отталкивания является одним из важных источников тех

разнообразных процессов, которые совершаются в настоящее время в

космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует

абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там,

где преобладает отталкивание, материя и энергия рассеиваются, звезды

угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия

концентрируются, в результате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в

ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное

движение материи и энергии в космосе.

Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи противоречивые

процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и

представляют собой специфический источник развития живого. Эти

противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один

из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх

над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же

диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается.

Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют.

Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого

противоречия жизнь прекращается, наступает смерть.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства

и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития

особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и,

прежде всего между производительными силами и производственными

отношениями. Последнее в классово антагонистических обществах находит свое

выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной

революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они

представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто

существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между

собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник

развития действительности.

Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то,

что

незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того

или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма

заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове

человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а

человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое

здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно

привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем

становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство,

образованность мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость.

Коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или

наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные

воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз,

загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем

катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной

температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а

всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных

изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил

научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения

всевозможных явлений в природе и обществе.

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых

предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных

различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым

рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных

характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки

зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно,

какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма.

Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не

просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами.

Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в

металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное

значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же

вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле

тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные

для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют

обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими

признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для

данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут

видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также

неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы

немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для

человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.

Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик.

Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже

реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют

диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются

постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие

свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость

и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их

взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли -

синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств

предмета выражается в философии понятием качество. А множественность

различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства

обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их

отношениях с другими предметами.

Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам

и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими

предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.

Сходства и различия свойств определяют существование качественно

однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством

понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его

свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. При

размышлении о качестве и свойствах предметов возникает философский вопрос:

носят ли они объективный характер или же зависят от точки зрения,

практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из

многочисленных вариантов основного вопроса философии) встал перед

философами давно. Вспомните характерный для XVII-XVIII веков спор о

"первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук,

цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны

относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же

рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия

предметов на человеческие органы чувств. Это соответствовало

механистическому взгляду на материю как совокупность протяженных тел,

частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам

притяжения и отталкивания - образующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности

качественного многообразия мира пришли к выводу, что и "первичные"

качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к

ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть,

скорость перемещения, шероховатость или гладкость поверхности и все

другие свойства, учитываемые в механике, в случае их чувственного

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты