Философские взгляды И. Канта
Министерство высшего и профессионального образования РФ
Костромской Государственный Технологический Университет
кафедра философии
Предмет: философия.
Тема: Немецкая классическая философия.
Философские взгляды И. Канта.
Выполнил:
студент гр. 98-3Ти-356
Смирнов А.Л.
Проверил:
Кострома 1998 г.
ПЛАН
В в е д е н и е
1. Аналитика прекрасного.
а. Суждение вкуса по его качеству и количеству.
б. Суждение вкуса по отношению к целям.
в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.
2. Аналитика возвышенного.
а. Характеристика чувства возвышенного.
б. Возвышенное в природе.
3. Дедукция чистых эстетических суждений.
а. Субъективный принцип способности суждений вкуса.
б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном.
в. Характеристика изящных искусств и гения
4. Диалектика эстетической способности суждения.
а. Антиномия вкуса.
б. Об идеализме природы и искусства.
З а к л ю ч е н и е
П р и м е ч а н и е
Самый главный предмет в мире -
это человек, ибо он для себя -
своя последняя цель. Право чело-
века должно считаться священным.
И. Кант
"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как
по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию,
какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой
работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности
суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности
суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении
организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия
решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и
астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению
всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о
целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных
усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на
органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического
мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант
нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути
современной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественная
история и теория неба" 1755 г. он одновременно выразил и гордую уверенность
науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений
неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое
же объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчинялась
религии, то естественно все явления и процессы объяснения органического
мира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наука
искала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло
в научном мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий.
Наука не смогла признать, как факт, существование целесобразности в
природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого
факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще
продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и
математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное
противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора
Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но
также в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а
также в последующих его работах "Критика практического разума" и явилось
всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -
"Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения"
завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума" изучала
законодательства рассудка, а "Критика практического разума" изучала
законодательства разума, то "Критика способности суждения" исследует
способность суждения, которая представляет, как теперь полагает Кант,
промежуточное звено между рассудком и разумом.
Учение Канта о целесообразности в органической природе с его
достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.
Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа
механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант
и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском
отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических
структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом (см.
Примечание № 1) мотив, а именно критика односторонности и недостаточности
механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических
форм, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с
большой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания
вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой
проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой
целесообразности, и не может и не должна сложить перед ней оружие
причинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизм
Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает на
необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим
принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики
убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был
Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и
к ее целесообразным структурам методов физической причинности.
Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе
Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил
гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем,
с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет (в
1770 году) получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом
факультета и дважды избирался ректором университета). В ходе семилетней
войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кант
избирается членом Российской академии.
Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он
получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал
дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои
философские исследования.
В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на
Острове Канта.
Первый раздел.
Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление не
с объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его
чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение
вкуса, поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не
логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то
суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным.
Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое определяет эстетическое
суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он пишет: "Каждый должен
согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается
малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (В
первом издании "Критики способности суждения" Канта, вышедшей на русском
языке в 1798 году, слово "пристрастно" переведено как "партийно", поэтому
смысл фразы звучит так: "...суждение о красоте, к которому примешивается
малейший интерес, партийно"). Поэтому для того, чтобы быть судьей в
вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в
существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным.",
стр.205. (Все ссылки в последующем на высказывания Иммануила Канта будут
даваться по собранию сочинений в шести томах, т. 5, "Критика способности
суждения", изд-во "Мысль", М., 1966.) Всякая заинтересованность ведет не к
эстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной или
хорошей вещи, далее Кант отмечает: "Через это ощущение оно возбуждает
желание обладать такими предметами...", стр.207. Суждение о предмете
удовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время очень
интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает
интерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по
себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все
это различие между приятным и хорошим (первое то, что нравится внешним
чувством в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через одно
лишь понятие) они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью
в своем предмете.
Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным
суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь
связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.
Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных
соотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по
отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы
представления, первые два: приятное - то, что доставляет наслаждение,
хорошее - то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, так как в
первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором - заинтересован
разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности
- прекрасное - то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, значит, и
эстетическое. "Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума,
красоту - только люди", стр.211. Кант выводит дефиницию прекрасного: "Вкус
есть способность судить о предмете или о способности представления на
основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса.