«некоторые»], чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем
клянутся, (следовательно, «вода» - «старейшее»). Действительно ли это
мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес,
говорят, высказался о первой причине указанным образом.
Мнения философов, 1, 3 («О началах»), 1 [слова «сей муж… постарше»
отсутствуют у Стобея; вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал,
что начало сущих [вещей] —вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и
по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было
множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из
воды, говорит он, и в воду всё разлагается. Заключает он [об этом], во-
первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и
все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что
все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее]
засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питаются
водными испарениями равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер
высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».
ИППОЛИТ Опровержение всех ересей, 1, 1: Сообщают, что Фалес Милетский
один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил,
что начало и конец Вселенной — вода. Ибо все образуется из воды путем ее
затвердевания (замерзания), а также испарения. Все плавает по воде, от
чего происходят землетрясения,, вихри и движения звезд. И все произрастает
и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого
все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни
конца».
ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 22: Влажное вещество, с
легкостью преображаясь (собств. «перелепливаясь») во всевозможные (тела),
принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в
воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и
превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов
Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом. Кто ж породил это воззрение?
Разве не Гомер, сказавши: «Океан и т. д.»?
СИМПЛИКИЙ. Коми. к «Физике», 23, 21=ТЕОФРАСТ. Физические мнения, фр. I
Diels (B комментируемом пассаже «Физики» 1, 2. 184 b 15 сл. Аристотель
устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых
учений о физических принципах или началах: начало либо одно, либо их
много, и если одно — то либо движущееся, либо неподвижное, и если
движущееся — то либо конечное, либо бесконечное и т. д.): Из тех, кто
полагает одно движущееся начало (их Аристотель называет физиками в
собственном смысле слова), одни считают его конечным как, например, Фалес,
сын Эксамия, милетец, и Гиппон, которого считают безбожником. Они полагали,
что начало — вода, причем на это их навело чувственное восприятие. Так,
теплое живет за счет влажного, умирающее высыхает, сперма всех [живых
существ] влажная, всякая пища пропитана соками. А из чего каждое [существо]
состоит, тем оно и питается. Между тем вода —основа всякой жидкости и то,
без чего не может существовать ни одно [существо]. Поэтому они приняли за
начало всего воду и объявили, что Земля покоится па воде.
ОН ЖЕ. Комм. к «Физике» 203 а 16 [Платон и пифагорейцы рассматривают
бесконечное как субстанцию, «а все физики всегда полагают субстратом
бесконечного какую-нибудь Другую субстанцию из числа так называемых
элементов, как-то: воду, воздух или среднее между ними»], с. 458, 19:
«Физиками» Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается
физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется
одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики,
приняв в качество субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее
бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как
субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь
элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес — воду,
Анаксимен и Диоген — воздух, Анаксимандр — среднее [между водой и
воздухом]. . .
СЕРБИИ. Комм. к «Энеиде», XI 186 (II, 497, 3): У разных народов
существовали разные виды погребения: вот почему одних закапывают, других
сжигают. .. Фалес, утверждающий, что все рождается из воды, говорит, что
тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу.
Мнения философов (Стобей) 1, 17, 1 («О смеси и слиянии»): Фалес и его
последователи считают слияние смешением элементов, привозящим к
качественному изменению.
АРИСТОТЕЛЬ. О небе, II, 13, 294 а 28 [Причина неподвижности Земли:
одни, подобно Ксенофану, говорят, что «она уходит своими корнями в
бесконечность»]: Другие говорят, что [Земля] покоится на воде. Это
древнейшая теория [неподвижности Земли], которую мы унаследовали по
преданию: говорят, что ее высказал Фалес Милетский. Она гласит, что [Земля]
остается неподвижной потому, что она плавает как дерево или какое-нибудь
другое подобное [вещество] (ни одному из них не свойственно по природе
держаться на воздухе, а на воде свойственно), — как будто о воде,
поддерживающей Землю, нельзя сказать того же, что и о Земле. Воде также не
свойственно по природе держаться на весу — она всегда находится на чем-то.
СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 522, 14: [Аристотель] излагает [мнение]
Фалеса Милетского, полагающего, что Земля плавает как дерево на воде или
какое-нибудь другое [вещество), которому по природе свойственно держаться
на плаву и воде. Аристотель возражает против этого мнения. Вероятно, оно
господствовало потому, что такое учение, [выраженное] в форме мифа, имеется
у египтян, и Фалес, вероятно, заимствовал его оттуда [из Египта]. Ср.:
ПЛУТАРХ. Об Исиде и Осирисе 34
ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 158 С: Как, по словам Фалеса, при
уничтожении Земли рухнет весь мир, так и прекращение (доставки) пищи
означает развал дома, ибо вместе с пищей уничтожаются огонь очага, очаг,
кратеры, приемы гостей и т. д.
СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, 1, 13 [Почему реки не иссякают?
Потому что вода — элемент, 1/4 часть Вселенной, ее запасы огромны и
неисчерпаемы). *Добавлю, что она, как говорит Фалес, — могущественнейший
элемент. Этот [элемент] был вначале, полагает он, из него все возникло.
Следующее мнение Фалеса нелепо: он говорит, что земной круг поддерживается
водой и плавает наподобие корабля, а когда говорят, что 3емля] трясется, то
она [на самом деле) качается на волнах по причине подвижности воды.
Неудивительно, стало быть, что влага для порождения рек не иссякает, коль
скоро весь мир целиком во влаге. •Отвергни напрочь это старинное и
неотесанное мнение. И нет никакого основания, чтобы ты, [Луцилий), верил,
будто вода просачивается на поверхность Земли через трещины и образует
придонный сток [собств. «сточные воды на дне корабля», sentinal.
Там же, кн. VI («О землетрясении»), гл. С: О том, что причина
[землетрясений) в воде, говорилось разными [философами] и на разных
основаниях. Фалес Милетский полагает, что вся Земля невесома лежащей под
ней влагой и плавает в ней, как бы ты ее ни называл: Океаном, великим ли
морем, или же чистой от примесей других веществ водой и влажным элементом.
Этими-то волнами, по его словам, и поддерживается круг земной, словно некий
огромный и тяжелый корабль, теми водами, на которые он давит. Излишне
излагать причины, вследствие которых он считает невозможным) чтобы
носителем тяжелейшей части мира был столь тонкий и летучий воздух ибо речь
сейчас идет не о положении Земли, а о колебании.
АРИСТОТЕЛЬ.Одуше,А5.4!1а7:Некоторые говорят ,что душа размешана во
Вселенной* Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все
полно богов. Ср.: *АРИСТОТЕЛЬ. О рождении животных, III, II. 762 а 18—21:
Животные зарождаются в земле и в жидкости, так как в земле содержится вода,
в воде — пневма, а пневма целиком проникнута психическим теплом) так что в
известном смысле «все полно души». Ср. также: ПЛАТОН, Законы, X, 899 В.
АРИСТОТЕЛЬ. О душе, А 2. 405 а 19: [Из предшествующих философов одни
исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа
ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нем], полагал
душу двигательным началом, раз он говорил, что [маннсийскии]
камень[=магнит] имеет душу, так как движет железо.
Мнения философов, 1, 7, II (Стобой): [«Что есть бог?»] Фалес полагает,
что ^бог — это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна
божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду
в движение.
ЦИЦЕРОН. О природе богов, 1, К, 25: Фалес Милетский, который первым
исследовал подобные [теологические] вопросы, считал воду началом всех
вещей, а бога — тем умом, который все создал из воды.
ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 21. 163 D: После него Анахарсис заметил:
«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях
космоса имеется душа, а потому и не стоит удивлять ; а тому, что промыслом
бога совершаются Прекраснейшие дела» и т.д.
ПОДЛОЖНЬЕ ФРАГМЕНТЫ.
Морская астрономия
СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», <. 23, 29 D: По преданию, Фалес первый
явил эллинам естественную историю. Правда, по мнению Теофраста [Физические
мнения, фр. 1], у него было много предшественников, но он намного превзошел
их, так что затмил всех, кто был до него. Говорят, что в письменном виде он
не оставил ничего, кроме так называемой «Морской астрономии». Ср. А 1, §23;
А 2.
ПЛУТАРХ. Об оракулах Пифии, 18. 402 Е: Прежде философы излагали свои
учения и теории в стихах, подобно Орфею Гесиоду, Пармениду, Ксенофану,
Эмпедоклу и Фалесу. Ни Аристарх ни Тимохар, ни Аристилл, ни Гиппарх не
преуменьшили славы астрономии тем, что писали прозой, тогда как Евдокс,
Гесиод и Фалес прежде писали в стихах, если только Фалес взаправду сочинил
приписываемую ему «Астрономию». Ср. А 18—20.
Схолии к «Феноменам» АРАТА, 172; о. 369, 24: [Число звезд в созвездии
Гиад1 Фалес признавал две: одну — северную, другую — южную.
О началах
ПСЕВДО-ГАЛЕН. Комм. к «О соках» Гиппократа, 1, 1 [т. XVI, 37 К): Если
даже Фалес и говорит, что все состоит из воды, тем не менее он разумеет и
это тоже {взаимопревращение элементов]. Но лучше приложить его собственные
слова из 2-й книги [трактата] «О началах», которые гласят: «Стало быть,