Философско-психологическая проблема бессознательного

воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То,

что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной

деятельности, составляет неосознанное (22).

Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Декарта,

который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за

пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не

психологические процессы (29).

Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые

их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет

человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком

реальности внутри и вне себя (22).

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось

вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы

духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают

в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее

ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие

или угасшие представления - малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего,

что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

Бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и вытесненные из

сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-

за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда сознание не

подтверждает факта существования психики в субъекте" (26).

"Достойно внимания то обстоятельство, что психика, перешедшая в

бессознательное, для Лейбница не является чем-то "глубинным", как позже у

Фрейда, а просто продолжает свое существование в виде ослабленного

сознательного или малого восприятия" (26). И еще более решительно:

"Лейбниц, несомненно, правильно указал, что сознание и психика не идентичны

и для восполнения пробела между ними он ввел понятие "малое восприятие"

(26).

Если мы вспомним теперь тезис о существовании "разных степеней ясности

сознания", которую допускает и Г.Рорахер, то станет ясно, что перед нами

стойкая, уже многовековая традиция в отношении к проблеме бессознательного,

отвергающая его существование как определенной психической реалии и

соглашающаяся на его "допуск" в психологию разве только в качестве некоего

ущербного, редуцированного "малого" сознания.

Кант связывал понятия бессознательного с чувственным познанием, с

интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не

осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.

Бессознательное - это темные представления в человеке, число которых

безгранично (22).

Решительный шаг был сделан К.Юнгом, развившим представление о коллективном

бессознательном, хотя концепция К.Юнга оказалась вне столбовой дороги

современной науки (15).

В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма,

такие как Шопенгауер, Ницше, Э.Гартман выдвинули свою концепцию

бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни,

стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание.

Так, например, Гартман утверждал, что "жизнь мира - не разумный, но

целенаправленный процесс, в котором сознание - лишь орудие слепой мировой

воли как движущей силы развития (22).

Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт, У.Джемс и другие, положили

начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Так,

например, В.Вундт пытался установить связь законов логического развития

мысли в бессознательными явлениями. Он утверждал существование не только

осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Проводил различие между

фокусом сознания, где объект ясно осознается и остальным полем сознания,

где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы между этими

пунктами относительны и подвижны (29)

И.М.Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и

сознательное (32).

И.П.Павлов отмечал, что "мы отлично знаем, до какой степени душевная,

психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного

(1). Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех участков мозга,

которые обладают минимальной возбудимостью. Бессознательному пристальное

внимание уделял К.С.Станиславский, считая, что оно играет существенную роль

в процессе творчества (8).

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным

образом школой Д.К.Узнадзе в Грузии (25, 26, 27, 32, 33).

Бессознательное и фрейдизм.

На необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в

поведении человека, пожалуй, больше всех настаивал австрийский психиатр

З.Фрейд. Интерес к работам Фрейда, дискуссии вокруг его идей то утихают, то

разгораются с новой силой,

1) Одни отвергают систему его взглядов, считают, что она не отличается

логической стройностью и научной доказательностью.

2) Другие, напротив, пытаются представить его одним из властителей дум

современной эпохи. Таковы крайности.

В отличие от указанных крайностей, например И.П.Павлов по иному подошел к

учению Фрейда, он писал: "Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне

представляется две партии горнорабочих, начали копать железнодорожный

туннель в подошве большой горы - человеческой психики. Разница состоит,

однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях

бессознательного, а мы добрались уже до света (28).

Теоретическими источниками Фрейдовской концепции бессознательного являются

существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о

символике сновидений, о мифологии, о врожденном психическом наследии, о

сексологии, о философии и психологии бессознательного и др.

Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении

и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний психики путем

расшифровки того, как они проявляются: в символах, сновидениях, свободных

ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических

действиях, невротических симптомах и т.п.

Фрейд создал свою схему структуры психики. Он разделил ее на 3 основных

пласта:

1) Самый нижний пласт и самый мощный так называемое "Оно" находится за

пределами сознания: там хранятся прошлый опыт, разного рода биологические

импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции.

2) На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно

небольшой этаж сознательного - того, с чем человек актуально имеет дело и

чем постоянно оперирует. Это его "Я".

3) И наконец, третий и последний этаж человеческого духа - "сверх-Я", нечто

находящееся над "Я".

То, что выработано историей человечества и существующее в системе науки,

морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система

всевозможных запретов и правил. Иными словами, все то, что человек

усваивает и с чем он вынужден считаться. Главным стражем "Я" является

нравственная сфера личности - "сверх-Я". В ответ на греховные неосознанные

побуждения оно терзает "Я" упреками, чувством вины.

Именно от "Оно", считает Фрейд, берет свое начало все, что именуется

психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает,

с точки зрения Фрейда, решающее влияние на поведение человека. Определяет

его мысли и чувства, а через них и действия (22).

Фрейдизм провозглашает мощь инстинктов, влечений. Фрейд; различал

сексуальные влечения и влечения смерти: если одна сторона бессознательного

направлена на утверждение жизни, то вторая ориентирована на разрушение и

смерть.

Человек по природе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении

к удовлетворению своих желаний, влечений. А общество составляет враждебное

окружение. Оно призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие

стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека

удовлетворения его страстей. Будучи подавленными и загнанными в

подсознание, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже

культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией (6). Например,

господствующими мотивами поведения, по Фрейду, являются сексуальные мотивы,

в этом случае лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.

Научного внимания в теории Фрейда заслуживает главным образом концепция

вытеснения - особого защитного механизма пс6ихики. И.П.Павлов наиболее

одобрительно относился именно к этой гипотезе. Что же такое вытеснение? С

физиологической точки зрения - это процесс торможения возбудимых очагов, а

с психологической - механизм сдерживания и подавления определенных

влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное и есть та особая

психическая область, все элементы которой пребывают в вытесненном

состоянии, не находят выхода в открытом поведении.

Но идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил; они

продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой

специфический энергетический заряд.

Если вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то

стремится пробраться к свету обходными и путями, в замаскированной форме.

Это своего рода жидкость под большим давлением: непременно где-то прорвется

и изольется наружу.

Вытеснение, по Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами

вообще, а выполняет важные жизненные функции:

- биологическую - охраняет "Я" от неприятных воспоминаний;

- социальную - подавляет неприемлемые влечения.

Процесс вытеснения наблюдается уже в раннем детстве, когда формируются

первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо

человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться,

подавляться, находиться под контролем разума (9).

Особо болезненные, несовместимые с нормами данного общества и личного,

побуждения вытесняются таким путем из сознания в сферу бессознательного,

забываются. Сознание не исключает и не отвергает эти психические явления,

оно их сдерживает, подавляет, переносит их на иные, разумные формы

поведения.

Фрейд считал, что не только характер личности и ее поведение, но и

искусство, наука и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по

Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения,

переключения его из сексуальней сферы в сферу эстетическую.

Фрейд подчеркивал безраздельное господство бессознательного над

сознательным и констатировал лишь6 антагонистические взаимоотношения между

ними (9, 16).

Фрейд и его последователи не просто придавали и придают (особенно

неофрейдизм в США) большое значение бессознательным процессам в душевной

жизни человека, какие эти процессы действительно имеют, а гипертрофировали

роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности (16).

Фрейд настолько увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести

к нему всю психику: "Все душевные процессы по существу бессознательны...

сознательные процессы являются только определенными проявлениями всей нашей

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты