Философское наследие Г.С. Сковороды
[pic]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФИЛОСОФИЯ
"ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Г. С. СКОВОРОДЫ"
Научный руководитель: академик Кочергин А.H.
Сидоренков
Павел Николаевич
1 курс
13 группа
____________________
Москва, 1995
Содержание.
Введение. 3
Путь ГригориЯ СаввиЧа Сковороды в Философию. 4
ФилософскаЯ Система Сковороды. 7
СвЯзь Философского НаследиЯ Сковороды с Современностью. 12
ЗаклюЧение. 15
Литература. 17
Введение.
Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Саввича Сковороды
(1722 - 1794), по-видимому, занимает не очень высокий рейтинг среди имен
знаменитых философов. Во всяком случае, это имя ни разу не было упомянуто
ни в замечательных "Очерках античного символизма и мифологии" А.Ф. Лосева,
ни в самом новейшем учебнике по философии (автор Радугин А. А.),
претендующем "на соответствие требованиям Государственного стандарта".
Критическая литература по творчеству Сковороды также несколько скудна.
Тем не менее, по мнению автора данного реферата, философская система
Г. С. Сковороды не только оригинальна, но и достаточно современна. Просто
она еще ждет своего востребования. А. Ф. Лосев был прав, когда он "выставил
требование", что "чтобы понимать и излагать Платона" надо "не замалчивать
собственных слов самого Платона"[1]. Можно выставить такие же требования и
в отношении понимания других философов и, в частности,
Г. С. Сковороды.
Выбор философского наследия Сковороды в качестве темы реферата сделан
автором вполне сознательно. Многие положения в этом наследии автор
разделяет и заостряет внимание на тех моментах, которые считает для себя
очень важными. В этом смысле данный реферат следует рассматривать как
автореферат. Тематически он состоит из трех частей. В первой части кратко
излагаются биографические данные и предфилософский путь Г. С. Сковороды. Во
второй - собственно философская система Сковороды, а в третьей - связь
философского наследия Сковороды с современностью.
Путь Григория Саввича Сковороды в Философию.
[pic]
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он
отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-
х годах XVIII века он начал создавать свои философские диалоги, трактаты,
притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское
учение. А путь длинною почти в 50 лет был только подготовкой к этому
странствию в образе "старчика" - бродячего философа-наставника.
Из чего же складывался этот предфилософский путь?
Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного
казака. Несколько лет (с перерывами) он учился в Киево-Могилянской
академии. Затем пребывал в придворной капелле в Петербурге. В составе
посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал
преподавателем - сначала в Переяславской семинарии (преподавал поэтику), а
затем в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Из
Харьковского коллегиума он был изгнан за прочитанный им курс "христианского
добронравия", концепция которого не совпадала с официально-церковной. За
годы, потраченные на обучение и преподавание, у него не только
накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к
миру, его проблемам.
Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило
под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных
факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и резко
меняющейся социальной обстановки - с другой. Биографы отмечают, что у
Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности,
исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихи, сочинял музыку,
играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.
Своеобразие исторического момента состояло в том, что это было время
освобождения от феодального гнета и первоначального накопления капитала,
сопровождавшегося моральным растлением, корыстолюбием, алчностью,
развратом, властью вещей, духовной опустошенностью.
Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которое затем
отразилось и на характере его философского учения) состояла в том, что при
отрицательном отношении к миру, погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую
позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области
критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу
просвещения, культуры, нравственности и морали.
Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением,
которое он сам проповедовал.
В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные
произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен
под названием "Басни Харьковские", сделал
переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес
морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Сковорода прославляет
человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей. Басни
Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его
философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных
философских принципов. Его суть состоит в признании законными и
естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые
соответствуют природному, а не социальному различию людей. Мораль ("сила")
его басен часто превышает их непосредственный сюжет.
Необходимость перехода от сочинения басен непосредственно к
философскому творчеству особенно явно ощущается в морали басни N19: "Свет и
тьма, тление и вечность, вера и нечестие - мир весь составляют и одно
другому нужно. Кто тьма - будь тьмою, а сын света - да будет свет. От
плодов их познайте их"[2].
Поскольку тема реферата имеет философскую направленность, то ограничим
предфилософский период указанными фактами и перейдем непосредственно к
анализу философской системы Сковороды.
Философская Система Сковороды.
"Мир ловил меня, но не поймал"
Г. С. Сковорода
Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку.
Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех
миров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из
трактата "О Боге": "Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая
- невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая - бог. ... У
древних бог называется ум всемирный. Ему ж у них были разные имена,
например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость,
фортуна и пр. А у христиан знатнейшие ему имена следующие: дух, господь,
царь, отец, ум, истина, ... Что касается видимой натуры, то ей также не
одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень, и пр."[3].
Вопрос о боге, который составляет первооснову всего сущего - "высшую
всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является
одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим
представлением о боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви,
придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести
дней. В отличие от церковного, его бог - вечное начало - неуловим и
невидим, так как он, "присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым,
не имеет меры, временной и пространственной характеристики". Такое
понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название
пантеизма. Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом
Джоном Толандом (1670 - 1722), хотя представления о тождестве бога и
природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632
- 1677).
Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к
чистому материализму. У него бог и материя сосуществуют наряду, хотя
невидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития материи
задана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой
как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые
определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы
богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках
отведенных богом - природными законами - границ.
Разберем теперь, что же скрывается под существованием "трех миров",
каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой.
Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная -
макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире,
составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни
начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира
является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур -
постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельных
вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом
Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с
видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией,
пропорцией.
Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека.
Обратимся к трактату под названием "Симфония, нареченная книга АСХАНЬ, о
познании самого себя". В этом трактате от имени одного из действующих лиц -
"Друга" - задается вопрос с последующим на него ответом: "А что же такое
Человек? Что бы оно ни было: дело ли, действие ли, или слово - все то
пустая пустошь, если оно не получило события своего в самом человеке... Вся
разная плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в
человеке и пожирается в человеке... Все, что там только именуется, даже до
последней черты, до крошечной точки - все нуждою обязано во исполнение
прийти в самом человеке".
Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире -
Страницы: 1, 2