Философское наследие Г.С. Сковороды

макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. С позиций

учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены.

Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к

богу без посредников, ибо богом является сама природа, а человек - ее

творение, - познавая бога - познает самого себя. В этом смысле Сковорода

отрицает агностицизм - учение о непознаваемости мира.

Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт,

что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом

материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение

человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого

себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его

потребности.

Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, нареченной "Евродий"":

"Будь доволен малым. За многим не гонись. Сетей, простертых на лов, вельми

берегись. Я вам предсказываю - роскошно не жить! На таковых-то всегда

закидывают сети. Триста пали в неволю по горячей страсти, шестьсот плачут в

болезнях за временны сласти"[4].

Что же касается счастья, то как будет показано ниже, оно связано не с

удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью

"сродственного труда".

Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как :

"мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, ад

мучающихся", а в другом, как: "мир же есть море потопляющихся, страна

моровую язвою прокаженных, ограда лютых львов, острог плененных, торжище

блудников, удка сластолюбивая, печь, распаляющая похоти, пир беснующихся,

лик и хоровод пьяно-сумасбродных, и не отрезвятся, пока не устанут, кратко

сказать, слепцы за слепцом в бездну грядущие".

Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковорода

связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами

человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук.

Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры

человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном

итоге, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема

"сродного труда" - эта одна из самых важнейших тем, развиваемых Сковородой.

Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что

приобрела значение общего принципа, определяющего не только человеческое

счастье, но даже смысл человеческого бытия.

Третьим - из существующих "трех миров" - является символический мир,

отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается

существование двух натур - внешней (знак) и внутренней - (смысл). Сковорода

считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог,

небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл,

полезное и поучительное знание - с другой.

Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с

глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как

инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода

связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это

случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - это

истинный источник красоты.

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода

делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только

тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными

склонностями.

Связь Философского Наследия Сковороды с Современностью.

"Решение мировых проблем людям

следует искать в самих себе"

Аурелио Печчеи

Основатель знаменитого Римского клуба Аурелио Печчеи не дожил до того

момента, когда Конференция ООН под названием "Окружающая Среда и Развитие"

(Рио-де-Жанейро, 1992) вынесла приговор всему человечеству. Конференция

признала, что траектория развития человечества беспреспективна и опасна -

она ведет не только к обострению социальных конфликтов, но и к конфликту

человека с природой.

В философском учении Сковороды не только самым сильным и ярким, но и

самым важным для современности является тезис о счастье человека и

человечества в целом. В предыдущих главах указывалось, что в учении

Сковороды счастье человека не связывается с все более полным

удовлетворением его потребностей (ведь именно так понимается счастье как

западным обществом потребления, так и обществом, строившим до недавнего

времени социализм).

У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья

он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть

раскрывается через изречение Сократа: "иной живет на то, чтоб есть, а я -

де ем на то, чтоб жить" - которым Сковорода открывает свой трактат под

названием "Икона Алкивиадская"[5]. Своим пониманием счастья Сковорода как

бы защищает человеческую "природу" от примитивного ее сведения к

потреблению и своекорыстию. Сам он избрал такой образ жизни, который по его

словам помогал ему "не жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше"

он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить, чем

скверно целый день".

Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда

Сковорода определяет саму суть "честной жизни" и "чистой совести".

Оказывается суть эта вскрывается через трудовую деятельность человека. У

Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У него

труд - это не обязанность, не долг, не принуждение (как общество считает

сегодня), а, наоборот, свободное влечение человека. Процес труда

рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже вне зависимости от

его результатов. Такому труду Сковорода дает определение "сродный".

Разделение людей, занимающихся "сродным" и "несродным" трудом - это и есть

самая глубокая мысль, на которую можно опереться при решении современных

проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается в

труде, и что труд сделал обезьяну человеком, посещала многих философов и

раньше. Но вот определение труда с позиций или источника свободы и счастья,

или источника страдания и несчастья людей встречается довольно редко. У

Сковороды впервые эта тема определилась как главная и в литературных

произведениях, и в философских трактатах. Все его творчество исходит из

понимания того, что человечество может объединить только труд с

общественной пользой и личным счастьем - "сродный" труд. Труд же

"несродный" - источник деградации и человека, и человеческого общества.

Современный экологический кризис - это свидетельство того, что

человечество занимается в основном "несродным" трудом и еще не осознало

роль "сродного" труда, связанного с сущностью самого человека. Только на

основе познания человеком своих природных способностей - своей функции в

природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.

Передовая часть человечества чутко улавливает эту мысль Сковороды. Она

отражена в словах Аурелио Печчеи, взятых в качестве эпиграфа. Мировая

общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете зависит в

большей степени ни от того, что люли умеют делать, а от того, на что

направлена их деятельность.

Занятие "сродным" трудом накладывает отпечаток и на образ жизни

человека. Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель Лев

Толстой любил Сковороду именно за то, ято его образ жизни гармонировал с

его учением. Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным

учением и бессилием порвать с жизнью, не соответствующей его идеалам.

Но можно привести и другой пример. У писателя, чье творчество

достигает высоты философской мысли и еще ждет своего читателя - Михаила

Пришвина, образ жизни полностью сливался с его творчеством. Его диалог с

читателем через дневники, которые он вел в течение всей жизни, где он

отражал особенность каждого текущего дня, можно сравнить с философскими

трактатами и диалогами Сковороды. М. М. Пришвин занимался именно "сродным"

трудом не только по содержанию труда, но и по форме. Как и Сковорода, он

отказался от непосредственной политической борьбы и занялся

просветительской деятельностью. Пришвин углубляет тему "сродного" труда

художественными приемами. У него при занятии "сродным" трудом конфликты

разрешаются не через борьбу-возмездие, которую люди непрерывно ведут между

собой за обладание материальным богатством, а через борьбу, оканчивающуюся

творческим ростом человека: "при такой борьбе и ветка растет". Созвучно

мыслям Сковороды и высказывание Пришвина о том, что "жизнь человека

измеряется не количеством прожитых лет, а качеством дней".

Заключение.

Философское наследие Г. С. Сковороды многогранно. Оно охватывает самые

различные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство.

Вполне естественно, что обо всем написать невозможно, да и у автора

реферата нет таких глубоких знаний по каждому из направлений. Однако, что

можно однозначно утверждать, так это то, что все грани опираются на общий

центральный стержень, рассматривающий проблему природы человека и его

назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды,

подтвердившего практикой жизни силу своего учения.

Нет особой нужды писать о том, что учение Сковороды возникло не на

пустом месте. Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ (470-

399 до н.э.), на чьи изречения часто опирался Сковорода, считал

нравственность-добродетель и знание-мудрость тождественными понятиями.

Странствия Сковороды в образе "старчика" также напоминают проповедывания

Сократом своих идей на улицах и площадях.

Значимость философского наследия Г. С. Сковороды в том, что на него

можно опереться в наше непростое время, когда человек навлекает на себя

опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов

сохраняется рост преступности, когда труд человека потерял всякую

привлекательность, а жизнь стала бесцельной (если она не связана с

накоплением капитала) и незащищенной.

Многие из перечисленных проблем могут получить развязку. если

воскресить тему "сродного" труда, поставленную Сковородой почти 250 лет

назад. Несмотря на то, что эта тема получила развитие в русской литературе,

она все еще ждет своего постижения.

В заключение отмечу, что интерес к философии Сковороды проявляю уже

давно. Нахожу много общих положений у него и у писателя М. М. Пришвина,

в атмосферу творчества которого погружен почти с рождения. Моей победе в

Международном конкурсе на "Лучшее послание в ООН", обеспечившей мне

участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия принятия устава ООН (Сан-

Франциско, июнь, 1995), я во многом обязан литературному наследию М. М.

Пришвина и философскому наследию Сковороды. В дневниках Пришвина и в

баснях и трактатах Сковороды я почти всегда нахожу ответы на многие

возникающие у меня вопросы.

Литература.

1. История философии в СССР, в 5 томах, М., 1970

2. Лосев А. Ф. "Очерки античного символизма и мифологии", М., 1993

3. Пришвин М. М., Дневники, в 3 томах

Т. 1 (1914 - 1917 гг.), М., 1991; Т. 2 (1918 - 1919 гг.), М.,

1994; Т. 3 (1920 - 1922 гг), М., 1995

4. Радугин А. А. "Философия (курс лекций)", М., 1995

5. Сковорода Г. С., Собрание сочинений, в 2 томах, М., 1973

6. Философская энциклопедия, в 5 томах, М., 1970

-----------------------

[1]Лосев А. Ф. "Очерки античного символизма и мифологии", М., 1993, с7

[2]Сковорода Г. С. "Сочинения", М., 1973, Т. 1, с. 91

[3]Сковорода Г. С. "Сочинения", М., 1973, Т. 1, с. 113

[4]Сковорода Г. С. "Сочинения", М., 1973, Т. 2, с. 118

[5]Сковорода Г. С. "Сочинения", М., 1973, Т. 2, с. 7

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты