Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

Университет Наяновой

Кафедра философии

Самара 1998

Работа выполнена

студенткой 14 класса

Светлой Татьяной Игоревной

Оценка: отлично

Содержание

Введение.

Часть первая.

Проблема смысла бытия. Аналитика Dasein.

Часть вторая.

Подлинный и неподлинный способ человеческого существования.

Часть третья.

Онтология Ничто.

Заключение.

Список источников и литературы.

ВВЕДЕНИЕ

В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии,

проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные

философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них

падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою

специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер

мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной групыы

людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, т.е.

преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски

своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность

окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью

бытия, “пастухом бытия”, которому завещана весть о бытии, являющаяся

основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого

существования.

За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое

–мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к

нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из

бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его

самого бытием.

Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек

с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают важнейшее

место в онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны ли вообще

рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем заключается

человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового

человека, для которого гуманные ценности и идеалы – пустой звук.

Назначение нижеследующей работы в попытке разобраться с этими и многими

другими вопросами, опираясь на философские труды немецкого философа ХХ века

М.Хайдеггера. Произведения великого философа, имевшие огромный успех при

его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность,

на мой взгляд, являются одними из знатичельнейших в истории философии. Под

влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж.-П. Сартра, Гадамера, отчасти

– А. Камю и Х. Ортеги-и-Гассета, а также ряда менее известных философов

Германии и за её пределами. Книги Хайдеггера имеют вид произведений

вневременного характера. Тщательный текстологический анализ его текстов

позволяет выявить ту специфическую духовную традицию, на которую он

опирается: это прежде всего Гуссерль, Ницше, Дильтей и Зиммель, далее –

Кьеркегор, Новалис и Гёльдерлин, и, наконец, - молодой Лютер, Таулер и

Экхарт. Очарование хайдеггеровской мысли огромно. Человек, однажды попавший

в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая участь постигла в

Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился неологизм

"хайдеггерствовать", то есть говорить языком лекций и семинаров Хайдеггера.

Суггестивная сила этого человека оказалась столь значительной, что

подчиняла себе и людей, никогда Хайдеггера не слышавших: по прочтении его

работ пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его

словами.

Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до сих

пор не осмыслено. Оно ,,есть берегущий самое себя горный массив, одолеть

который мы ещё не в состоянии. Но мы, конечно, можем немного пройти по той

или иной тропе и при этом углядеть много непривычного и волнующего – однако

всё это очень далеко от скалолазанья или альпинизма”1. Стремление понять

мысль Хайдеггера требует постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама

мысль существует только пока это усилие есть, и пока оно есть, можно

надеяться, что хайдеггеровская мысль может быть сформулирована, удержана и

понята.

Проблема смысла бытия

Аналитика Dasein

С момента публикации работы ,,Бытие и время”[1], принесшей ему широкую

известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал

повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия.

Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о

бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность

новой постановки вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со

времён Платона превратилось в догму[2]. Более того, последущая работа

философской мысли привела фактически к упразднению вопроса о бытии.

Постепенно господствующим стало мнение, что вопрос о бытии вообще излишен,

ибо: 1.бытие – самое общее понятие, которое охватывает всё сущее. Но

всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по

отношению к которым бытие трансцендентно. 2.понятию бытия нельзя дать

определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его

смысле. 3.бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь

именно самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким

образом, став физикой, метафизика забыла о быти, более того, забыла о самом

забвении.

Понимание бытия всегда существует, но оно остаётся смутным. В

хайдеггеровском определении бытия определённым оказывается лишь

отграничение его от предметного, эмпирического мира, мира сущего. Всё

остальное – достаточно зыбко и неопределённо. Вопрос в том, как поставить

вопрос о бытии. ,,Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной

прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие,

понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить

возможность определённого сущего в качестве образца и указать подлинный

путь доступа к нему”. Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает

вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию

необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно

раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.

нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)

онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в

существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало

хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего

- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, т.е. то, что говорит само за

себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-

феномен: этот вопрос задаёт не онтолог, а некое сущее самим своим

существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь

идёт о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно

онто-логично, - т.е. устроено так, что находясь среди сущего, от-носится,

вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –

именно это интересует Хайдеггера.

Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается

Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,

бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии

ставится отчётливо, развёртывается в своей совершенной прозрачности, то,

согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного

сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного

познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и

одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,

вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность

спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein[3]. Хайдеггер выбирает

термин ,,Dasein” и одновременно отказывается от традиционного содержания -

,,существование” у Канта, ,,наличное бытие” у Гегеля - так как для него нет

единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый

низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное

клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность

любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом

обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю

реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,

незаместимый в своей самобытности индивид.

Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своём

бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.

Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в

своём бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. ,,Не

“круг в доказательстве” лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная

”назад- или вперёд-отнесённость” спрошенного (бытия) к спрашиванию как

бытийному модусу сущего”[4]. Dasein выделяется из другого сущего, т.е.

выделяется онтически, поскольку ,,для этого сущего в его бытии речь идёт о

самом этом бытии”. ,,Понятность бытия,- подчеркивает Хайдеггер,- сама есть

бытийная определённость присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,

что оно существует онтологично”[5],-т.е. устроено так, что, находясь среди

сущего, от-носится, вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной

целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на

Dasein: онтология обосновывается через аналитику Dasein, т.е. через

описание существенных черт человеческого способа существования, через

онтическую укорененность человека в мире; однако все онтическое в Dasein,

всё, что связывает его с другим сущим – всё эмпирическое, психологическое,

практически-деятельное, - должно получить онтологическое прояснение, т.е.

прояснение из бытия.

Сущность Dasein определяется экзистенцией, важнейшим конституирующим

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты