Гераклит Эфесский и его учение о диалектике

Гераклит Эфесский и его учение о диалектике

Задание

На тему: «Гераклит Эфесский и его учение о диалектике».

Выполнил: студент I курса V группы

коммерческого факультета

Мок Игорь Валерьевич.

На занятой ионийскими городами узкой полосе земли на западном побережье

Малой Азии, кроме Милета, в котором возник греческий материализм, выделился

также город Эфес – родина философа Гераклита. Учение Гераклита – не только

один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и

замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Гераклит родился

приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н. э. (ок. 544 или 540 г.),

умер в 480 г. до н. э. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени,

когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью,

господствовали персы. Мощная в военном отношении Персидская монархия

непрерывно стремилась распространить свою экспансию на запад. Гераклит был

современником неудавшегося восстания покоренных греческих городов против

победителей.

Гераклит – аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он

враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город

на смену власти старинной родовой аристократии.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках

его произведений. В 104-м фрагменте, например, Гераклит говорит о

демократических руководителях своего города: «Ибо каков у них ум или

рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они,

что много дурных, мало хороших» [37, т. 1, с. 163].

Основное положение политического мировоззрения Гераклита – власть

должна была бы принадлежать меньшинству «лучших». Восхваляя этих «лучших»,

он говорит: «Ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему]

тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» [там же, с. 152]. По-

видимому, аристократизм, выраженный в этих высказываниях, не только

духовный, но и политический. Это ясно из фрагмента 121-го. Здесь Гераклит

желчно говорит о своих земляках: «Эфесяне заслуживают, чтобы у них все

взрослые перевешали друг друга и оставили бы горд для несовершеннолетних, -

за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не

будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в

другом месте и с другими»» [37.т. 1, с. 166].

Во времена Гераклита сочувствие большинства в Эфесе было уже не на

стороне аристократии. Возможно, что именно поэтому Гераклит уклонился от

общественно-политической деятельности. В уединении он писал свою книгу,

называвшуюся «О природе». Имеется сообщение, что она состояла из трех

частей: в первой речь шла о самой природе, во второй – о государстве и в

третьей – о боге. В специальной литературе по истории науки (Поль Таннери,

«Первые шаги древнегреческой науки») было высказано мнение. Будто в отличие

от милетских ученых-материалистов – Фалеса, Анаксимандра – Гераклит не

столько «физик», и «физиолог», как они, сколько «богослов». Впечатление

это, быть может, обусловлено тем, что до нас дошло мало отрывков из первой

части его сочинения, где речь шла о природе. Впрочем сам Таннери признает

большое сходство взглядов Гераклита на физическую природу светил и на их

движения со взглядами древних египтян. Но египетские жрецы, от которых до

Гераклита могли дойти эти воззрения, будучи богословами, одновременно были

и учеными – астрономами и математиками. Они усвоили результаты вавилонской

науки, и сами тщательно вели астрономические наблюдения, поставленные в

Египте ввиду необходимости предвычисления разливов Нила на службу по

ведению календаря.

Чрезвычайно оригинальная по содержанию и образная по языку, сжатая,

изложенная, возможно, в афористической форме, во многом трудная для

понимания (отсюда прозвище Гераклита – «темный»), книга Гераклита высоко

ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими. Этими

качествами сочинения Гераклита объясняется то, что до нас дошло из него

около 130 отрывков, правда, небольших. В соей сумме они дают возможность

охарактеризовать по крайней мере некоторые основные черты мировоззрения

этого замечательного мыслителя.

Быть может, невозможность оказать ощутимое влияние на ход дел в

общественно-политической жизни родного города, где во времена Гераклита

торжествовала власть демоса, привела Гераклита к явному пессимизму во

взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его «плачущим» в противоположность

Демокриту – великому материалисту второй половины 5 – начала 4 в. до н. э.,

который получил прозвище «смеющегося». Пессимизм сказался в 20-м фрагменте,

где читаем: «По-видимому, Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье.

Он ведь говорит: «Родившись, они (т.е. люди) хотят жить и умереть или,

скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли»» [37, т. 1, с.

151].

Ни пессимизм, ни аристократизм не ослабили проницательность, с которой

Гераклит наблюдал и постигал непрерывную изменчивость в общественной жизни

и в природе. Оценка результатов этой изменчивости была у него

отрицательной, мрачной, но огромную роль изменчивости и борьбы в

человеческой и природной жизни Гераклит понял очень глубоко.

Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге

«Кратил». Платон сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется, и

ничто не покоится» и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что

невозможно дважды войти в ту же самую реку» [Kratylus, 402 A]. (В

последствии обе эти части отрывка «сплавили» в одну формулу «все течет»,

которой в текстах самого Гераклита нигде нет.)

Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно

распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об

универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые

движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся

временным движением.

Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству

Аристотеля, Гераклит говорил: «Не только ежедневно новое солнце, но солнце

постоянно, непрерывно обновляется» [Meteorologica, B, 2.355 a 13; 37, т. 1,

с. 148].

Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с

диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона

учения Гераклита вызвала впоследствии возражения Аристотеля. Гераклит

утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей

следует противоречивый характер их существования, так как о каждом

движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он

движется, он и существует и не существует в одно и тоже время. Упоминая об

этом учении Гераклита, Аристотель возражает против него. «Невозможно

допускать, - пишет Аристотель, - чтобы какая-либо одна и та же вещь

существовала и в то же время не существовала, как, по мнению некоторых,

говорил Гераклит » [7, 4, 3, 1005 в 23]. Полемизирую с Гераклитом по поводу

его характеристики движения как осуществленного противоречия, Аристотель

сообщает нам важный текст самого Гераклита. Мы узнаем и этого сообщения,

что, по учению Гераклита, «[неразрывные]сочетания образуют целое и нецелое,

сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из

одного все образуется» [De mundo, 5 396 b 7].

Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет

единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью; мыслящее

исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость. Эту

мысль Гераклит изложил в нескольких афоризмах, из которых самый важный – 30-

й: «Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не

создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно

живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим » [37, т. 1, с. 152] .

В приведенном тексте налицо несколько важных мыслей. В нем Гераклит не

просто утверждает, что все возникает из одного и что все возникающее

становится одним. Это «одно» «он определяет как единое первовещество

«огня»». В этом своем утверждении Гераклит по существу материалист.

Не удивительно, что Гераклит остановился именно на огне как на

первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия – его

подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех

наблюдаемых в природе явлений.

Вторая важная мысль 30-го фрагмента – отрицание акта сотворения мира

богами.

Наконец, третья мысль фрагмента – мысль о строгой правильности

мирового строя, о строгой ритмичности мирового процесса. Вечно живой огонь

мира пламенеет не беспорядочно, а вспыхивает «мерами» и «мерами» же

угасает.

Понятие Гераклита о закономерности природы ни в коем случае не следует

модернизировать, т.е. приписывать Гераклиту такое понятие о закономерности,

которое еще не могло возникнуть у греков в конце 6 – начале 5 в. до н. э.

«Закономерность» Гераклита – не та закономерность природы, о которой учили

великие механики, физики и астрономы XVII в. Возможно, что Гераклит впервые

почерпнул понятие о закономерности из наблюдений не столько над физической

природой, сколько над политической жизнью общества и уже оттуда перенес их

на физическую природу. Есть основания предполагать, что сохранившиеся

фрагменты, в которых речь идет о «законах», принадлежат второй части его

сочинения, к той, где, по сообщению Диогена, Гераклит говорил о

государстве.

В этой связи обращает на себя внимание 44-й фрагмент, где говорится,

что «за закон народ должен биться, как за [свои] стены» [там же, с. 153]. А

в 33-м фрагменте Гераклит прямо определяет закон как «повиновение воле

одного» [там же].

Свои понятия о необходимости мирового процесса Гераклит еще связывает

с мифологическими представлениями. Так, в 94-м фрагменте мы читаем

следующее: «Ибо Солнце не преступит (положенной ему) меры. В противном

случае его настигнут Эриннии, блюстительницы правды» [37, т. 1, с. 162].

Солнце движется по строго определенному пути. Но это не определение

«законов природы». Гераклит – не Кеплер и не Ньютон, выводящий механические

законы движения планет из закона всемирного тяготения. Мысль Гераклита

полуфилософская, полумифологическая: блюстительницы правды Эриннии настигли

бы Солнце и покарали бы его, если бы Солнце вздумало сойти с назначенного

6ему пути.

И точно такой же, полумифологический, оттенок имеет и 11-й фрагмент. В

нем подчеркивается мысль, что все живые существа повинуются в своих

действиях закону, однако характеризуется этот закон не в понятиях науки о

природе, а в полумифологических представлениях, свойственных греческому

мышлению того времени. «Животные дикие и ручные, - пишет Аристотель, -

обитающие в воздухе, на земле и в воде, рождаются, созревают и погибают,

повинуясь божественным законам». А дальше, в подтверждение своей мысли,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты