Глобальные прблемы человечества

глобальных балансов в качественно новом состоянии.

Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха,

почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического

загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных

потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой

альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.

4.2 Подлинная человечность.

Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и

ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и

дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать

знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.

Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю

проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической

увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых

нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего.

“Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые

мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное

человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные

изменения.

Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим

образом:

2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации

и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою

страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.

15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично

начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью

обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.

При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и

строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.

Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает

ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и

компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном

супермаркете и универсаме.

Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение,

ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников,

лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто

психологического мотива.

Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-

финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства.

Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная

автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок

снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение

рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих,

четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни

человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой

приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому

труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание

на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический

корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в

группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная

убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число

воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это —

знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических

кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал

высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку,

ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников

— ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы

огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного

труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв

поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи,

формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в

единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не

создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде

совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих

нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-

то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.

Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна

стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко

отличающейся от существующей.

Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв

рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.

В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд,

был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны

работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее

перспективным здесь являются клубы по интересам.

Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны,

которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе

ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно

перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все

равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях

состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и

растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и

умелые, заботливые руки.

Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в

особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего

времени всего общества, в котором основными станут воспитание и

образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной

среды своей планеты Земля.

Заключение.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации

стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти

“само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для

всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками

пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ

и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не

задумываясь о том, что за все прийдется платить не только будущим, но и

живущим сегодня, молодым поколениям.

Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных,

духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного

уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия

на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое

внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего

эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных

заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность

которых может привести к его гибели.

Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной

цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий

зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков.

Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития

во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных)

пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды

обитания и мирового хозяйства.

Список использованной литературы.

Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С.

Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. —

с.105, 173.

Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.:

Политиздат, 1990. — с. 348.

Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты // Международная

жизнь, — 1992, № 5 — с. 23.

Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994.

— № 5. — с. 60.

Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты

// Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 82.

Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994.

— № 5. — с. 61.

Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. —

1995. — № 6. — с.151.

Лесков Л. В. Сематическая Вселенная // Вестник Московского университета. —

1994. — № 2. — с. 3.

Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. —

1995. — № 6. — с.152.

Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.:

Наука, 1977. — с. 130.

Колошин М. И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь. — 1995.

— № 3. — с. 105.

Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы. — М. :

Мысль, 1983. — с. 14.

Бакланов А. Г. Сломать механизм гонки вооружений // Международная жизнь. —

1992. — № 5. — с. 76.

Сохранит ил человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по

международным гуманитарным вопросам. — М. : Международные отношения. —

1989. — с. 39.

Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. — с.312.

Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М. : Прогресс, 1984. —

с. 256.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука, 1987. — с. 126.

Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные

реализации целей будущего. Опыт систематизации. М., Наука, 1987. — с. 214.

Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.:

Политиздат, 1990. — с. 361.

Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.:

Политиздат, 1990. — с. 362.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты