глобальных балансов в качественно новом состоянии.
Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха,
почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического
загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных
потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой
альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.
4.2 Подлинная человечность.
Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и
ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и
дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать
знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.
Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю
проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической
увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых
нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего.
“Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые
мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное
человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные
изменения.
Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим
образом:
2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации
и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою
страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.
15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично
начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью
обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.
При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и
строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.
Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает
ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и
компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном
супермаркете и универсаме.
Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение,
ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников,
лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто
психологического мотива.
Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-
финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства.
Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная
автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок
снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение
рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих,
четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни
человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой
приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому
труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание
на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический
корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в
группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная
убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число
воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это —
знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических
кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал
высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку,
ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников
— ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы
огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного
труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв
поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи,
формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в
единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не
создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде
совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих
нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-
то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.
Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна
стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко
отличающейся от существующей.
Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв
рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.
В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд,
был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны
работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее
перспективным здесь являются клубы по интересам.
Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны,
которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе
ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно
перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все
равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях
состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и
растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и
умелые, заботливые руки.
Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в
особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего
времени всего общества, в котором основными станут воспитание и
образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной
среды своей планеты Земля.
Заключение.
Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации
стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти
“само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для
всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками
пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ
и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не
задумываясь о том, что за все прийдется платить не только будущим, но и
живущим сегодня, молодым поколениям.
Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных,
духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного
уровня технологического развития цивилизации.
Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия
на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое
внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего
эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных
заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.
В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность
которых может привести к его гибели.
Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной
цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий
зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков.
Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития
во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных)
пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды
обитания и мирового хозяйства.
Список использованной литературы.
Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С.
Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. —
с.105, 173.
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.:
Политиздат, 1990. — с. 348.
Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты // Международная
жизнь, — 1992, № 5 — с. 23.
Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994.
— № 5. — с. 60.
Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты
// Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 82.
Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994.
— № 5. — с. 61.
Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. —
1995. — № 6. — с.151.
Лесков Л. В. Сематическая Вселенная // Вестник Московского университета. —
1994. — № 2. — с. 3.
Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. —
1995. — № 6. — с.152.
Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.:
Наука, 1977. — с. 130.
Колошин М. И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь. — 1995.
— № 3. — с. 105.
Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы. — М. :
Мысль, 1983. — с. 14.
Бакланов А. Г. Сломать механизм гонки вооружений // Международная жизнь. —
1992. — № 5. — с. 76.
Сохранит ил человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по
международным гуманитарным вопросам. — М. : Международные отношения. —
1989. — с. 39.
Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. — с.312.
Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М. : Прогресс, 1984. —
с. 256.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука, 1987. — с. 126.
Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные
реализации целей будущего. Опыт систематизации. М., Наука, 1987. — с. 214.
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.:
Политиздат, 1990. — с. 361.
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.:
Политиздат, 1990. — с. 362.