являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого. Частичное разрешение
экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскрепощением внутренних
способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете,
осознание человеком не подлинности своего существования в обществе
тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение "самости"
вместо "мнимого Я", возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и
внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и
природой, личностью и обществом все это возможно на основе использования
"гуманистического психоанализа", предлагаемого Фроммом в качестве социально
приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Подлинной
ценностью человека Фромм считает способность к любви, ибо любовь, в его
понимании, служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого
существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение
структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство
идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в
единении с ним, по Фромму, становятся превалирующими, тем самым,
способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от
"кибернетической религии" к новому, гуманистическому духу,
характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.
Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к
различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии
и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки
философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не
утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно
возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение
долгой плодотворной жизни обогащал их.
Итак, рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма,
пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как
специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный
вклад в философию.
IV Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и
переосмысление источников, открытия.
1). Э.Фромм - реформатор психоанализа.
Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм
проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих
страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу
историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека,
Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы
психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического
контекста.
Фромм писал: " Я никогда не соглашался с тем, что меня причислили к
новой "школе" психоанализа, как бы ее ни называли "культурной школой" или
"неофрейдизмом". Я убежден, что эти школы дали ценные результаты, однако
некоторые из них отодвинули на задний план многие открытия Фрейда. Я
определенно не являюсь "ортодоксальным фрейдистом". Дело в том, что любая
теория, которая не изменялась в течение 60 лет, именно по этой причине не
является больше первоначальной теорией своего создателя; она, скорее,
окаменелое повторение прежнего и, как таковая, в действительности
превращается в установку. Свои основополагающие открытия Фрейд осуществил
во вполне определенной философской системе, системе механистического
материализма, последователями которой было большинство естествоиспытателей
начала нашего столетия. Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие идей
Фрейда в другой философской системе, а именно в системе диалектического
гуманизма".
В чем проявилось реформаторство Фромма в психоанализе? Прежде всего,
в том, что, в отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу
обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли
биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема
человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления
биологических и культурных факторов (работа последнего года жизни
"Greatness and limitations of Freud's Thought" N.Y., 1980).
Фрейд считал, что человек является закрытой системой, "вещью в себе".
По его мнению, природа наделила человека определенными биологически
обусловленными стремлениями, и развитие личности служит реакцией на
удовлетворение или фрустрацию этих стремлений. Фромм же показал, что
основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в
понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому
себе. Согласно его воззрениям, человек изначально социальное существо.
Следовательно, ключевая проблема психологии состоит не в раскрытии
механизма удовлетворения или фрустрации отдельных инстинктивных стремлений,
а в отношении индивида к миру.
Различие между биологическим подходом Фрейда и социальным мышлением
Фромма значительно и радикально. Фрейд понял роль бес сознательной
психосексуальной энергии в жизни человека. Он справедливо подчеркивал, что
она оказывает воздействие на все сферы деятельности личности и
эмоциональную, и интеллектуальную. Согласно же Фромму, фрустрация или
эрогенность сами по себе не приводят к закреплению соответствующих
установок в личности человека. Значение фантазий и физических ощущений
состоит не в наслаждении и не в сублимации, а в том, что они выражают
стоящее за ни ми специфическое отношение к миру.
Фрейд исходил из глубокого убеждения в порочности человеческой
природы. Фромм отверг эту посылку. Он показал, что такие идеалы, как
истина, справедливость, свобода, хотя они часто оказываются лишь пустыми
словами или рационализациями, могут быть подлинными стремлениями человека.
Анализ, который игнорирует эти стремления в качестве динамических факторов,
всегда ошибочен.
Создатель психоанализа ограниченно понимал секс, а тем более любовь,
нежность. Фромм, в отличие от Фрейда, показывал, что экономические,
психологические и идеологические факторы находятся в сложном
взаимодействии. Они не являются простым рефлексом сексуальности. Человек
реагирует на изменения внешней обстановки тем, что меняется сам.
Психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию
экономического и социального прогресса. Известно, что Фромм пытался
гуманизировать психоанализ. По его мнению, именно Фрейд стал впервые
исследовать личность, как некую тотальность. Он открыл особый метод
наблюдения за человеком, который позволял анализировать свободные
ассоциации, ошибочные действия, символические акты поведения. Вместе с тем
психоанализ не только метод управляемой интроспекции. Его можно считать
своеобразной исповедью, когда больной, направляемый специалистом,
раскрывает свои мысли, желания, тягостные или предосудительные воспоминания
и освобождается, таким образом, от их вредного воздействия. Он дополняется
истолкованием и критикой некоторых объективных актов поведения, смысл
которых ускользнул от внимания традиционной психологии. В частности,
психоанализ дал возможность доказать, что сны имеют смысл. Он даже позволил
раз гадать этот смысл. В классической древности, как известно, снам
придавали огромное значение, считая их предсказаниями будущего. Современная
Фрейду наука изгнала сны в область предрассудков и суеверий, объявила их
простым "телесным" актом, своего рода судорогой глубоко спящей психики. В
своей работе "Забытый язык" Фромм обращается к анализу снов и мифов,
подчеркивая, что для древних миф играл совсем другую роль, нежели в наши
дни. Люди, жившие в развитых цивилизациях Запада и Востока, рассматривали
сны и мифы как важнейшее выражение души. Неспособность понимать их
оценивалась как неграмотность. Между тем сны это универсальное явление
человеческой жизни. Оценивая обширный арсенал символов, Фромм пытался
типологизировать их, создавая реальную основу для сопоставления различных
форм забытого языка.
Эти открытия Фромма во многом изменили направленность психоанализа,
обеспечили новый виток его развития. Они позволили использовать методику
неофрейдизма для анализа социальноисторической динамики. Философу удалось
создать целую галерею социальных типажей и характеров; он пытался осмыслить
общественные, политические коллизии века. Вполне естественно, что это
привело его к потребности выявить гуманистический потенциал идей К.Маркса.
2). Социалистическая концепция Э.Фромма.
Работа Э.Фромма с названием "Концепция человека у К.Маркса" ( "Marx's
Concept of Man" ) вышла отдельным сборником в 1961 г. и содержала статью
Фромма и ранние произведения К.Маркса. Публикация этого сборника была
вызвана тем, что Фромм в это время вступил в Социалистическую партию США и
попытался создать для нее новую программу, ориентированную на
"гуманистического" Маркса. И тут выяснилось, что в Америке периода
"холодной войны" и антикоммунизма вообще не было английского перевода
ранних работ Маркса ( только в 1959 г. в Англии появился перевод, сделанный
в Советском Союзе ). Таким образом, Фромм в своем сборнике "Marx's Concept
of Man" осуществил первую публикацию важнейших частей "Экономическо-
философских рукописей 1944 года" и "Немецкой идеологии" (18451846). Перевод
был сделан Т.Б.Боттомором, английским социологом неомарксистской
ориентации, с которым Фромм был в большой дружбе. Впечатление от этой
публикации в США было огромным, а Фромм стал крупнейшей фигурой для
американских неомарксистов.
В своих работах "Концепция человека у Маркса" и "Из плена иллюзий"
Фромм раскрыл особенности философско-антропологического мышления Маркса,
показав, что для него история человечества это, прежде всего, летопись
постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Весьма
перспективно и оригинально истолковывая марксистское учение, американский
философ отмечал, что отчужденный человек не только чужд другим людям, но
лишен чело вечности как в естественном, природном, так и в духовном смысле.
Такое отчуждение от человеческой сущности ведет к экзистенциальному эгоизму
и формулируется как превращение человека в средство своего индивидуального
существования. В процессе отчуждения человек в известном смысле лишается
даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного "Я",