Гуманистическая философия Эриха Фромма
Реферат
на тему "Гуманистическая философия Эриха Фромма"
План
I. Э.Фромм видный мыслитель XX столетия.
1). Преемственность и значение философии Э.Фромма в масштабах мировой
филофской мысли.
2). Краткая биография философа.
3). Неофрейдизм как новое слово в психоанализе.
4). Направления деятельности Э.Фромма психолога, социолога и философа.
II. Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и
переосмысление источников, открытия.
1). Э.Фромм реформатор психоанализа.
а). Критика биологического подхода З.Фрейда;
б). Социальная и гуманистическая реформа психоанализа;
в). "Забытый язык" Э.Фромма;
2). Социалистическая концепция Э.Фромма.
а). "Концепция человека у К.Маркса";
б). Тоталитарные режимы и феномен деспотии;
3). Философская антропология и гуманистическая этика Э.Фромма как
основа ренессанса гуманистической мысли XX века.
а). Индивид в определенной ситуации как исходный пункт
философского размышления Э.Фромма;
б). Многоликость персоналистской традиции и своеобразие подхода
Э.Фромма;
в). Концепция разрушительного в человеке, феномен исторической
дегуманизации;
г). Человек как реализация продуктивного начала и мерило
истории;
д). Философская антропология Э.Фромма; критика изолированного
анализа; феномен "раздвоенности"; обладание и бытие; глубинные
человеческие потребности; картина "всеобщей отчужденности";
е). Процесс социализации. Социальный характер. Характерология
Э.Фромма;
III. Постижение тайны человека как цель философского поиска.
Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и
социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить
Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических позиций
критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового
общества" на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной
терапии".
Так скупо лаконична энциклопедическая статья в описании жизни и
философии человека, который заслуженно занял свое место среди виднейших
мыслителей XX столетия. Его коллегами и, отчасти, единомышленниками в
философском приятии (неприятии ?) мира можно смело считать Достоевского,
когда речь идет о Личности, Толстого и раннего Маркса во взгляде на
проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и Сартра в тонком, почти
мистическом рационализме подхода к природе сознания и творческой жизни
человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве произведений,
использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие
философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм,
герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в развитие современной
этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом
к развитию гуманистического мышления нашего века.
Целью этой обзорной работы была попытка глубже проникнуть в духовный
мир философа, в суть его взгляда на проблему Человека, показать
актуальность и недостаточную степень востребованности его трудов для
обитателей современного рационального и жестокого мира. В некоторой мере
она является и данью уважения благодарного почитателя.
Эрих Фромм родился в 1900 г. в Германии. В 1922 г. получил степень
доктора философии в Гейдельбергском университете, в 19231924 гг. прошел
курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине, в 19291932 гг.
сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. После
1933г. переехал в США, где работал в Институте психиатрии им. У.Уайта,
преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. В 19511967 гг. жил в
Мексике, возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в
Мехико. В 1974 г. переселился в Швейцарию.
Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С.
Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной
американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе
соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими
теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на
межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как
приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах
поведения в духе бихевиоризма и др. ). Неофрейдизм редуцирует психоанализ,
отклоняя учение З.Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном
связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной
чертой неофрейдизма является "социологизация" психологии и, наоборот,
психологизация самих социальных явлений.
В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого
существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а
как онтологический факт. Философ различает следующие дихотомии:
патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей,
авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный
(послушный) типы характера, обладание и бытие как два способа
жизнедеятельности индивида, экзистенциальное и историческое существование
человека, негативная "свобода от" и позитивная "свобода для" в процессе
развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические
основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют
друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого
бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что уникальность и
всеобщность несовместимы. Разрабатывая учение, представляющее собой синтез
психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и
марксистских идей, Фромм стремится найти способы разрешения дихотомий
человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения чело
века, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать
перспективы свободного и творческого развития личности. Отвергнув биологизм
Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с
подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные
социокультурными причинами, вводит понятие "социального характера" как
связующего звена между психи кой индивида и социальной структурой общества,
изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими
ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера,
отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных
условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на
принципах гуманистической этики, активизации индивида посредством методов
гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций,
являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого. Частичное разрешение
экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскрепощением внутренних
способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете
осознание человеком неподлинности своего существования в обществе
тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение "самости"
вместо "мнимого Я", возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и
внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и
природой, личностью и обществом все это возможно на основе использования
"гуманистического психоанализа", предлагаемого Фроммом в качестве социально
приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Подлинной
ценностью человека Фромм считает способность к любви, ибо любовь, в его
понимании, служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого
существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение
структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство
идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в
единении с ним, по Фромму, становятся превалирующими, тем самым способствуя
переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от "кибернетической
религии" к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся
нетеистической, неинституциональной религиозностью.
Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к
различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии
и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки
философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не
утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно
возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение
долгой плодотворной жизни обогащал их.
Итак, рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма,
пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как
специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный
вклад в философию.
Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм
проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих
страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу
историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека,
Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы
психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического
контекста.
Фромм писал: " Я никогда не соглашался с тем, что меня причислили к
новой "школе" психоанализа, как бы ее ни называли "культурной школой" или
"неофрейдизмом". Я убежден, что эти школы дали ценные результаты, однако
некоторые из них отодвинули на задний план многие открытия Фрейда. Я
определенно не являюсь "ортодоксальным фрейдистом". Дело в том, что любая
теория, которая не изменялась в течение 60 лет, именно по этой причине не
является больше первоначальной теорией своего создателя; она, скорее,
окаменелое повторение прежнего и, как таковая, в действительности
превращается в установку. Свои основополагающие открытия Фрейд осуществил
во вполне определенной философской системе, системе механистического
материализма, последователями которой было большинство естествоиспытателей
начала нашего столетия. Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие идей